Русская линия
Правая.RuПротодиакон Андрей Кураев03.10.2006 

Никогда не говори «никогда»

Сам слух о миссионерских рок-концертах, дискуссии вокруг них, публикации в СМИ даже негативных отзывов — уже хорошо. Это позволяет доносить определенное сообщение, особый мессэдж тем ребятам, которые по тем или иным причинам не были там. Это послание говорит: ребята, вы Церкви интересны

Правая.Ру: Отец Андрей, недавно в Красноярске при деятельном участии Красноярской епархии прошел миссионерский рок-фестиваль «Погляди на Небо». Сразу стало видно, что он сразу же вышел за границы чисто регионального события. Как вы находите перспективы рок-миссии для Русской Православной Церкви сегодня?

о. Андрей: Во-первых, я считаю важным не саму начинку рок-фестиваля, не конкретику представления, имеющего место на рок-концерте, а то, что происходит после него и вокруг него. Сам слух об этих концертах, дискуссии вокруг них, публикации в СМИ даже негативных отзывов — это уже хорошо. Это позволяет доносить определенное сообщение, особый мессэдж тем ребятам, которые по тем или иным причинам не были там. Это послание говорит: ребята, вы Церкви интересны.

Даже если речь идет о разнице во вкусах и в мироощущении?

Да, у нас могут быть разные музыкальные вкусы. Но молодой человек, приходящий на рок-концерт, где присутствует Церковь, не должен отторгаться по причине этой разницы. Наоборот, Церковь говорит: мы все — разные, но это не означает, что вы перестаете быть для нас родными детьми. И поэтому Православие открыто для вас точно так же, как и для любых других людей.

Иными словами, в подобных случаях для Церкви необходимо не только «информационное эхо», но и особое миссионерское отношение к молодым людям, слушающим рок?

Информационное эхо, безусловно, необходимо. Для меня, например, выступление на рок-концерте важнее всего тем, что оно дает мне повод рассказывать о нем уже в маленьких классах и небольших студенческих аудиториях. Для миссионера вообще очень важно найти ту самую ниточку, которая из мира интересов слушателей рока может быть протянута в мир Церкви.

Может ли красноярский опыт проведения миссионерского рок-фестиваля стать примером для более масштабных мероприятий уже на межрегиональном уровне?

Должен сказать, что я против обязательного клонирования миссионерских рок-концертов в массовом порядке. Перчик все же должен оставаться перчиком, а не превращаться в дежурное блюдо. Поэтому не нужно, чтобы всякий раз священники обязательно «конвоировали» рок-музыкантов, а на каждом концерте Романа Неумоева, Константина Кинчева или Юрия Шевчука сопровождал бы проповедник. Этого не должно быть. Нужно понимать, что рок-музыканты свободны в своем творчестве. Это — их жертва, их выбор, что они начали говорить о своей вере и эта вера оказалась православной.

Но как же тогда быть с очевидным успехом? В Красноярске был аншлаг. Многие красноярские команды не только показали свое творчество достаточно зрелым и достойным для более серьезных площадок, но и привели за собой множество людей, которые потянулись к Церкви.

Это очень хорошо. Но все-таки не будем забывать, что не всем рокерам дано играть на достойном уровне. А если опыт миссионерских рок-концертов и фестивалей будет постоянно повторяться на местечковом уровне и с не очень качественными рок-группами, то сама идея рок-миссии станет компрометацией. Причем речь чаще идет не столько о некачественной музыке, сколько о некачественной поэзии, что гораздо хуже.

Как Вы думаете, возможно ли в деле, подобном рок-миссии, расширение границ музыкальных перспектив и стилей. Фолк-рок, нью-эйдж и прочее? Или рок для Церкви более важен?

В истории культуры, как впрочем, и в истории Церкви постоянно повторяется одна и та же ситуация. Все вокруг до какого-то момента считают, что возникновение некого явления невозможно, пока не появляется человек, который говорит: «А я смогу». Например, я не специалист по рэпу. Но это ведь не означает, что рэп — это такая вещь, которую «нельзя». Напротив, я очень часто слышу жалобу от наших рэпперов: «Отец Андрей, а почему вы нас обижаете? С рокерами дружите, а с рэпперами — нет?». Я говорю: «Ну, ребята, я слишком старый для этого. Если про рок я кое-что слыхал и знаю, то про рэп я не знаю почти ничего». И это нужно понять. Церковь постоянно молодеет. В нее постоянно приходят новые люди, молодые поколения, которые были не только рокерами, но и рэпперами. Поэтому многие аспекты своего мироощущения, опыт своего рэпперского бытия они так или иначе вносят в стены семинарий, а оттуда — в стены храмов и приходов. Поэтому я уверен, что очень скоро появятся священники, для которых естественно жить и в мире церкви и в мире рэпа.

Тут в самую пору сказать: и невозможное бывает возможным

Здесь лучше сказать: никогда не говори «никогда». Это касается всех музыкальных направлений. А с фолк-роком у Церкви вообще никаких проблем не было и нет.

http://www.pravaya.ru/inview/9125


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru