Православная газета г. Екатеринбург | 02.10.2006 |
Родился святитель Димитрий (в миру Даниил) в 1651 г. в городе Макарове, близ Киева, в семье благочестивых родителей. В одиннадцать лет, наученный грамоте, отрок Даниил поступает в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанное для православного духовного воспитания юношества и противостояния латинскому влиянию в крае. В училище у Даниила обнаружилась склонность к подвижнической жизни, к созерцательности.
В те бедственные времена Киев переходил попеременно то к русским, то к полякам. В 1665 г. влияние и власть латинян усилились и училище было закрыто на целых восемь лет. Обучение Даниила было прервано, и он по прошествии трех лет, на семнадцатом году жизни, принимает иноческий постриг в Кирилловской обители, а через год возводится в сан иеродиакона.
В двадцать пять лет инок Димитрий становится известен главе Киевской митрополии, архиепископу Лазарю Барановичу. Владыка рукополагает его в иеромонаха и, имея нужду в сильных проповедниках в Южной России, оставляет при себе. «Кормило церковное, управляющее верных к тихому пристанищу», инок Димитрий не только красноречивым словом, но и благим своим примером укреплял в пасомых веру Православную. Он подвизался и игуменствовал в разных монастырях, и многие просили его к себе.
В 1684 г., по благословению Киевского митрополита, отец Димитрий переселяется в Киево-Печерскую Лавру, где Господь сподобил его приступить к написанию Четьих-Миней. Труд созидался четверть века. Святые Божии сами открывались святителю в видениях, что указывало на его близость к духовному миру.
В 1702 г. святитель Димитрий возглавил старейшую российскую епархию, Ростовскую. Здесь в 1705 г. он закончил составление Четьих-Миней. Здесь же ему было суждено окончить свои земные дни, о чем он был извещен в чудном видении. Но до этого святитель много успел сделать для своей паствы, которая нередко уклонялась в различные сектантские учения и расколы. При архиерейском доме он основывает Димитриевское Духовное училище, второе такого рода после Москвы. С его участием серьезно воспитываются дети ростовского духовенства — будущие пастыри. Против придерживающихся старого обряда святитель пишет два труда: «Розыск о Брынской вере» и «Об образе и подобии Божием». Его проповеди, простые и ясные, будили и укрепляли духовные силы народа.
Почил святитель перед святыми образами с пламенной молитвой на устах 28 октября 1709 года. А 21 сентября 1752 г. во время ремонта церкви Зачатия Богоматери, были обретены нетленные мощи святителя Димитрия, и через пять лет «новый и великий чудотворче» был причислен к лику святых.
Все святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего потерпеть? Да не будет сего!
Итак, с кем же Бог и с кем нет Бога? На это всякий легко может ответить: кто добродетелен, богоугоден, при том пребывает Бог, а кто делает злое, прогневляет Бога, при том нет Его. С добрым человеком Бог, а с злым — нет.
Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни, подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат — там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены.
Вы помните, как за отеческое благочестие Ноя и Лота были спасены их сыновья и дочери. И ныне почитающие своих родителей получают от Бога великие блага: изобилие в доме, а в последствии и изобилие вечное.