Русская линия
Труд Лиана Налбандян02.10.2006 

Ислам-сити
Как российская столица приспосабливается под нужды правоверных мусульман

В этих магазинах не продают алкоголь, а в ресторанах посетителям никогда не предложат свиных отбивных. Иначе и быть не может: правоверные мусульмане живут в Москве по своим законам. Поэтому они создают оплоты жизни по собственной вере, сферу услуг в духе ислама: родильное отделение для мусульман, магазины и рестораны халяльной пищи, салоны модных хиджабов и парикмахерские с молельными комнатами. Невидимый большинству из нас, суверенный Ислам-сити строится и живет по своим канонам. В священный для мусульман месяц Рамадан наш корреспондент совершила экскурсию по этому «городу».

ПО ИСЛАМУ РОЖДАЮТСЯ…

Новая жизнь в этом городе зарождается по законам ислама. Такую возможность предоставляет один из обычных московских роддомов. Правда, руководство учреждения предпочитает особо не рекламировать эту услугу.

— Год назад, по согласованию с верховным муфтием, мы открыли отделение для рожениц, исповедующих ислам, — говорит главврач родильного дома N 15 Владимир Заборский. — Тем более что никаких особых условий для этого не требуется. Отдельные палаты у нас есть, исключить участие мужчин в родах и пригласить к новорожденному муллу — не проблема. А уж свинины мы и обычным пациенткам никогда не давали. Так что мы готовы создать все условия, но почему-то ни одна мусульманка к нам пока не обратилась.

Как же так? Совсем недавно мне приходилось навещать пациентку в этом роддоме, и я хорошо помню двух колоритных дам в черных платках явно мусульманской внешности. Мне это померещилось? Или в учреждении просто не хотят создавать очередную шумиху вокруг исламского вопроса? Тогда я снова отправилась в роддом «по личному делу».

— Здравствуйте, я бы хотела договориться о родах для моей сестры. Она мусульманка и хочет родить по законам ислама, — дверь приемного отделения мне открыла неприветливая женщина.

— Роддом сейчас закрыт на уборку, а вы с вашим вопросом идите в торец здания.

В торце — дверь под вывеской «Семейная страховая компания». В пустынных коридорах удалось найти лишь одну скучающую женщину в белом халате.

— Что-что? — я хоть развлекла ее необычным вопросом. — Не знаю ничего ни о каких мусульманах.

Для прояснения ситуации был срочно вызван другой медработник. Старшая медсестра Роза Алиевна проявила больше понимания, тем паче сама мусульманка.

— Можем вашу сестру в отдельную палату положить, пусть она там свои обряды спокойно совершает. К ней туда может и мулла приходить. Правда, такие палаты у нас платные — 35 000 рублей. Есть еще и семейные за 42 тысячи — там с роженицей могут находиться родственники. Думаю, это вам больше подойдет.

Комфорт в вопросах религии стоит недешево. Хотя, по словам Розы Алиевны, совершать намазы можно бесплатно и прилюдно в общей палате, — там тоже к обрядам уже привыкли. Ну, а как насчет других законов шариата: позволят ли мусульманской роженице сказать «нет» свинине, спирту и мужчинам?

— Свинину мы тут и сами не едим. Без спирта… а как же тогда обеззараживать? — сестра явно в замешательстве. — Насчет мужчин тоже ничего обещать не могу. На родах все может случиться, вдруг придется главврача вызвать. К тому же у нас нет женщин-анестезиологов. Если только она без анестезии будет рожать… Да бред это все! Я сама мусульманка. Но даже если она у вас пылко верующая, не надо доводить дело до абсурда. Пусть спокойно приезжает, устроим все как надо. Только без риска для жизни.

…УЧАТСЯ

Ребенок, рожденный по шариату, воспитываться и учиться должен соответственно. Правда, пока с мусульманским образованием в Москве проблемы. Появление уроков православия в русских школах сопровождалось большой полемикой. Что уж говорить о занятиях по исламу, а тем более о создании отдельного учебного заведения. Правда, в интернете мне попалось объявление о наборе учеников в одну исламскую школу.

— Ее пока нет, и не понятно, будет ли, — ответили по указанному в ссылке телефону. — Это все в планах. Вот как у вас есть планы на жизнь, так и у нас планы на школу, пока очень абстрактные.

— Возможно, это частная школа создается по чьей-то личной инициативе, но я о ней ничего не знаю, — говорит председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. — Создавать одну исламскую школу в отдельном районе бессмысленно: мусульмане не живут компактно, не все смогут возить туда детей. Мы бы хотели создать школу с 5-дневным обучением и проживанием, но пока на это нет средств.

Пока получать частичное исламское образование в Москве можно лишь в медресе при столичных мечетях. И то эти образовательные центры больше рассчитаны на взрослых мусульман, желающих ближе познакомиться с исламской культурой. Одно из крупнейших медресе действует при мечети Ярдям на севере Москвы. Трехчасовые занятия проходят по субботам и воскресеньям. Здесь читают Коран, изучают основы ислама. Для желающих есть факультатив по татарскому языку. Те же дисциплины, только в упрощенном виде и раз в неделю, изучают и дети от 7 до 14 лет. Но на вводной лекции из 30 человек почти все взрослые. Преподаватель, профессор-востоковед Гасан Киримов разъясняет будущим ученикам нюансы обучения:

— Мы все-таки живем не в Иране, а в светском государстве, поэтому женщины и мужчины у нас учатся вместе. Это не значит, что не нужно соблюдать необходимых норм. Женщины приходят в платках, к мужчинам тоже свои требования — никаких изображений полуголых девиц на рубашках. Помните, что мы находимся в мечети. И ваши преподаватели попутно работают здесь имамами. Поэтому их могут на занятиях отвлекать. К примеру, привезли покойника, нужно прочитать над ним молитву. Будьте готовы к таким вещам.

Но есть еще и другой вариант образования — пусть не по Корану, но с элементами мусульманского обучения. Это школы и детсады с так называемым «этнокультурным татарским компонентом». Один из таких детсадов открыт на юге Москвы: красивое здание в приятных розовых тонах, отличная игровая площадка. Внутри стены украшены сценками из русских и татарских сказок. Все надписи на дверных табличках тоже продублированы на двух языках. Около 60% детей и 80% сотрудников здесь мусульмане. Основная программа обучения дается на русском, но татарские дети дополнительно изучают свой язык два раза в неделю, а также постигают азы национальной культуры — татарские сказки, песни, хореографию. Религиозного мусульманского направления в садике не придерживаются, поскольку это муниципальное светское учреждение. Официально нет его и в школах с тем же татарским уклоном. Однако, как сказал сотрудник одного из таких учебных заведений, по воскресеньям детей факультативно навещает мулла.

…РАБОТАЮТ

Чему бы школа ни учила, но работать приходится в сферах светских. И здесь перед правоверными мусульманами встает жесткий выбор — жить по правилам во спасение души или зарабатывать на жизнь во спасение тела.

— Главная проблема — найти работу, позволяющую соблюдать традиции веры. Людям нужно пять раз в день совершать намазы, а по пятницам отлучаться на молитву в мечеть. Редкий начальник примет на работу на таких условиях.

Ильгам Мухарлямов помогает единоверцам искать работу, совместимую с религией. Два года назад он открыл в Москве специальное кадровое агентство для мусульман.

— У нас есть нюансы в трудоустройстве. К примеру, Коран запрещает работать в банках, — это считается ростовщичеством, — говорит Ильгам. — Но главная проблема не в этом. Люди согласны на любую работу, но трудоустраиваем мы меньше 10%. И только в те организации, где руководители сами мусульмане. Русские и зарубежные компании не согласны на сотрудников с таким особым режимом рабочего дня. Один мой друг работал в иностранной фирме и мог отлучаться по пятницам, потому что мечеть была рядом. Но потом компания переехала, и его уже не отпускали. Ему пришлось уволиться. Другой мой знакомый с высшим образованием не может вообще никуда устроиться. То есть мягкая форма дискриминации присутствует.

Пусть доходное место истинно верующему мусульманину не светит, зато бюджетная сфера принимает всех желающих. К примеру, одна девушка в хиджабе работает врачом на конноспортивной базе. В другой русской школе учитель физкультуры совершает намазы между уроками. Социальным учреждениям нужно компенсировать дефицит кадров, и уже неважно за чей счет.

…И ОТДЫХАЮТ

А дефицит социальных учреждений для мусульман компенсируется достаточно развитой сферой досуга. От неправедной столичной жизни можно улететь в Анталию — с помощью специального мусульманского турагентства. В турецком отеле мужчины и женщины будут отдыхать отдельно, причем последние в закрытой зоне. Здесь есть все возможности для отправления религиозных нужд, к тому же в гостинице полностью отсутствует спиртное. Но отдыхать по-мусульмански можно и в Москве. Лучший отдых для восточной женщины, как и для любой другой, — шопинг. В столице открыты уже четыре магазина мусульманской одежды. Самый модный бутик хиджабов находится в центре Москвы при Исторической мечети. Здесь ассортимент на любой вкус — от длинных балахонов мрачных расцветок до модных джинсовых полупальто и хиджабов в ярких тонах. Управляющая магазином Эльвира демонстрирует новинку сезона — модную женскую шинель в стиле милитари.

— Большинство моделей у нас даже не скажешь, что мусульманские, — говорит Эльвира. — К нам и русские часто заходят, есть даже постоянные клиенты. Мы шьем одежду так, чтобы она соответствовала и европейской моде, и нашей вере. Есть, конечно, и более традиционные модели, но это для старшего поколения — сейчас такие уже никто не носит.

Цены в салоне вполне приемлемы. Модный плащик можно купить всего за 1050 рублей. Рядом с наряженными манекенами стенд с косметикой и парфюмерией. Духи — полные аналоги известных французских ароматов, но изготовлены на масляной основе, без содержания спирта.

После шоппинга мусульманской женщине прямая дорога за продуктами в магазин халяльной, то есть разрешенной Кораном, пищи. К примеру, халяльным считается мясо животных, убитых особым способом, с упоминанием имени Аллаха. К тому же в халяльной пище не должно быть смеси животных жиров. Недавно в Москве открылся целый супермаркет халял-продуктов, но небольшие гастрономические лавки разрешенной еды есть и при каждой столичной мечети. Выбор в них небольшой: например, в магазинчике при мечети Ярдям прилавки почти пусты. Пара сиротливых кусков говядины и стопка консервов из халяльной конины по 50 рублей за банку.

На экскурсию по мусульманским точкам столицы ушло несколько дней, и все равно мое путешествие нельзя назвать завершенным. Ислам-Сити постоянно расширяется: появляются мусульманские брачные агентства, халяльные кафе, салоны ритуальных услуг, юридические консультации. Но, оказывается, и этого недостаточно.

— Это правда, что инфраструктура услуг для московских мусульман развивается. Все больше людей понимают важность соблюдения традиций, — говорит Ильгам Мухарлямов. — Но существующих возможностей все равно не хватает. У меня трое детей, и я хотел бы, чтобы они в детсаду ели халяльное мясо. Я хотел бы, чтобы жена рожала по канонам ислама, но в решающий момент было не до вопросов веры — я отвез ее в ближайший роддом. Что тут говорить: до ближайшей мечети при нынешних пробках ехать минут 40. В европейских городах по несколько десятков мечетей, у нас их всего четыре. Мы имеем право на веру, и возможностей для его реализации должно быть больше. Пусть это не покажется каким-то фанатизмом. Соблюдающих каноны мусульман не так много, но для них это действительно важно. Просто мы уделяем будущей жизни намного больше внимания, чем мирской. Жаль, что мирская жизнь в Москве не очень-то позволяет это делать.

Кому-то эта проблема несовместимости веры со столичной жизнью покажется смешной и надуманной, а в появлении мусульманской инфраструктуры многие наверняка усмотрят зарождение очередного закрытого мирка, стихийно возникающего в Москве. Но большой город для каждого свой. Он таков, какими мы являемся сами. И этот Ислам-сити — всего лишь одна из форм существования большого города, общего для всех.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Михаил ПРОКОПЕНКО, священник, и.о. заведующего отдела внешних коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московской патриархии:

— Понятно желание человека воспитывать детей в соответствии с верованиями своей семьи. Современные школы не предоставляют такой возможности даже православным, и здесь мы пока имеем дело с таким мировоззренческим атеизмом. Но люди вольны устраивать бытовую жизнь на основе своих религиозных текстов, своей веры. Нет ничего предосудительного в появлении собственной инфраструктуры для мусульман — они имеют на это право.

http://www.trud.ru/trud.php?id=200 609 301 810 402


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru