Радонеж | Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) | 02.10.2006 |
Трагедии и конфликты в современном мире продолжают происходить, несмотря на устройство мощных международных организаций. Они и были созданы с целью контролировать возможные конфликты, во избежание жутких бедствий, кровавых расправ, с этим связанных. Идея, кстати, принадлежала изначально православному монарху — учредить такой организм, способный помочь не допускать таких страшных эксцессов. Инициатива Государя Императора Николая II, царя мученика, теперь причисленного к лику святых, создать Международную Палату Юстиции, на которую он выделил средства, была продиктована в начале XX века ужасами, сопровождавшими войну в Южной Африке — войну буров, восставших против английской державы. Эти ужасы кажутся сегодня очень «бледны», если сопоставить их с тем, что последовало в мировом масштабе и продолжается сегодня.
Тут надо вспомнить о понятии «Удерживающего». Тогда Православная Россия в лице своего монарха проявляла озабоченность и инициативу на уровне европейском и мировом. Народы призваны общаться, подразумевается, что это общение минимально обеспечивает мирное состояние всего мира. С тех пор это стало ясно и это общение даже как-то организовано, но, конечно, не всегда успешно.
Предлагаю на ваше усмотрение следующий подход:
Каждый народ, общество, страна подходит к этому вопросу со своей точки зрения, связанной с триадой: Цивилизация, Культура и Религия. Это то, что делает её лицо в смысле «ипостаси» в греческом понятии.
Цивилизация — это уровень развития и достижений.
Культура измеряет творческие силы, которые могут нравственно и духовно общество соединить вокруг ценностей, способны его направить.
Религия — то, во что верят.
Эти три понятия сегодня зачастую смешиваются в разговорах и обсуждениях, Но одно из них заставляет нас очень серьёзно сосредоточиться на состоянии общества. Это понятие Религии.
Я считаю (и не потому лишь, что я являюсь епископом Православной Церкви), что именно религия в обществе предопределяет состояние двух других обозначенных сфер. Стоит рассмотреть вопрос, не парадоксальный, а вполне реальный: а что же тогда происходит, когда данный народ стал жить без религии. Тогда он старается превращать то, что в нашем понятии Цивилизация или Культура, в некую новую Религию. Уже в XVIII и XIX веках развивались понятия гуманизма, модернизма, детерминизма, материализма и т. д. по мере того, что отходили от Веры. А вместо Веры — предлагаются «права».
В наше время говорят, что религия играет в политике большую роль. О каком понятии религии идёт речь, не совсем-то ясно. Парадокс, однако, в том, что во имя религии, какая бы она ни была, совершаются такие безобразия, которые сама данная религия не допускает. Не от того ли это, что как раз совершающие эти преступления от своей религии отходят или уже отошли? Отходя от религии, они отходят и от Культуры, и, в итоге, от Цивилизации.
Четверть века назад определилось такое понятие: в мире существует категория людей, которые отходят от своего общества, физически пребывая в нём. Это выражается в том, что ценности общества отвергают, их дети никакого образования не получают, и, кроме бедственного экономического состояния, у них полное отсутствие какой-либо Веры.
Для Православного человека быть верующим, означает, что он принадлежит Православной Церкви. Он член её, то есть часть её. Он состоит частью одного организма, а не организации. Он также является составной частью Православного общества. Для русского человека это была Россия. А Вера непосредственно приближала его ко Христу, воплощённому Сыну Божию. По Вере он подражает Христу и нравственно поступает в обществе, в стране и нации, где пребывает. Вера или религия в таком понятии является плодом Живого Предания, традиции, т. е. пребывает во всех аспектах его жизни. Получает он это в семье, главным образом. Семья — источник этого предания (отход от семьи — отход и от Предания). От этого и человек воспитывается в понятии нравственной чистоты, которую он может отстаивать в любых условиях жизни своего общества.
Итак, соотношение верующего человека с любыми другими традициями, с которыми ему приходится общаться, всегда связано с его нравственным поведением, согласно которому он остаётся верен своему преданию, значит должен поступать благородно.
Мне всегда приходилось наблюдать, что общение с инославными, пребывающими в собственном предании и крепко связанными с семейной жизнью, не представляло больших трудностей и скорей было благополучно. Много свидетельств о старой России или Сербии, где в православной стране присутствовали все исповедания. Также страна благополучно живёт только тогда, когда живёт согласно своему преданию и традициям, принимая в общение других именно по этим понятиям.