Фонд стратегической культуры | Леонид Ивашов | 30.09.2006 |
Попытка подчинить международное право национальным законам — выходка поистине экстравагантная, ведь злосчастный закон «О нераспространении в отношении Ирана» носит сугубо внутриамериканский характер и ни в какой мере не распространяется на иностранные, в данном случае российские, компании. На эту сторону дела обратил внимание и МИД РФ: «По сути, речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку. Подобные санкции, которые США в одностороннем порядке вводят против других стран и их организаций, являются очевидным политическим и правовым анахронизмом. Тем более, когда такие действия предпринимаются под надуманными предлогами».
Но это по общепринятой логике. Янки же, снедаемые стремлением диктовать свою волю всем и вся, руководствуются своей логикой — извращенной.
На мой взгляд, история с санкциями против «Рособоронэкспорта» и «Сухого» — яркий пример того, как под прикрытием деклараций о «стратегическом партнерстве» с Россией Вашингтон ведет против нашей страны и ее экономики, едва задышавшей на нефтедолларах и спросе на ее военную продукцию, самую настоящую подрывную деятельность. И делает это потому, что Америку ненавидит весь остальной мир, а многие страны, уходя от ее диктата, отказываются и от ее оружия.
В отношении российских компаний, торгующих оружием, санкции применяются не впервые. Ими охвачено свыше 20 российских предприятий и фирм.
В 2003 году, например, госдеп, раздосадованный явным провалом блицкрига в войне с Ираком, обвинил Россию в том, что она, якобы, вооружает Багдад. Как человек, длительное время возглавлявший Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны РФ (а без участия этого главка не продавался ни один образец вооружения), я уже тогда публично засвидетельствовал, что претензии в адрес России безосновательны. Наша страна никогда не нарушала международных санкций на торговлю оружием с Багдадом, хотя, не скрою, подобные просьбы от иракской стороны поступали неоднократно. Разумеется, мы следовали режиму санкций тогда, когда они были действительно международными, то есть вводились Советом Безопасности ООН. Но даже если кто-то и захотел бы в нарушение установленного порядка вступить в коммерческие отношения оружейного профиля, он не смог бы это сделать. Плохо ли, хорошо ли, но сильно забюрократизированная система с многослойным уровнем согласований и контроля этого не позволяла.
Были случаи, когда в начале 90-х годов на постсоветском пространстве создавались фиктивные фирмы, которые что-то куда-то поставляли. Но это было исключение из правил, и фирмы были частными.
Заявляя о якобы имевших место поставках Россией вооружения Ираку, США пытались оправдать неудачи своих войск, предотвратить военную помощь Ираку в условиях, когда с началом американской агрессии санкции ООН фактически утратили силу, а также — что особенно важно — защитить от дискредитации на мировом рынке оружия свой военно-промышленный комплекс, поставляющий вооружение армиям многих стран.
У США и их союзников уже стало нездоровой практикой списывать причины своих военных неудач на вмешательство Москвы. Достаточно вспомнить о недавних обвинениях в адрес Хисб Аллах, о якобы незаконном использовании этим движением российского оружия, которое в свое время было поставлено Сирии. В Израиле, как писала местная газета «Маарив», надеются, что российское руководство «сделает выводы, которые напрашиваются, и немедленно прекратит поставки Сирии ракет и боеприпасов».
Однако, во-первых, никаких официальных данных о том, что указанные факты имели место, нет, — есть лишь типичный вброс компромата. Берусь утверждать, что Россия движению Хисб Аллах оружия не поставляла. Если же будет доказано, что российское вооружение передавалось через третьи руки, Москва может обсудить этот вопрос с теми странами, куда оно поставлялось. В любом случае — это предмет двусторонних отношений экспортера и импортера, а не тема для разговоров с Израилем и стоящими за ним силами, явно рассчитывавшими на легкую прогулку в Ливане и жестоко просчитавшимися.
Во-вторых, Россия как постоянный член СБ ООН обязана была немедленно ввести политические, экономические и военные санкции против страны-агрессора, то есть Израиля, и предложить военную помощь жертве — Ливану для отражения агрессии. А правительство Ливана вправе передавать эту помощь Хисб Аллах как участнику защиты государства.
В этом случае, правда, причина демарша американцев несколько иная, чем в истории с Ираком. За введением санкций против «Рособоронэкспорта» и компании «Сухой» просматривается месть США за контракт на поставку в Венесуэлу 24 самолетов Су-30 и другой техники, заключенный в ходе недавнего визита в Россию президента Уго Чавеса. Американцы явно недовольны успехами Москвы в оружейном бизнесе, поэтому и прибегают к надуманному тезису о продаже ОМУ Ирану. Конечно, присутствует здесь и попытка американских политиков и генералов скрасить горечь поражения.
Хотел бы напомнить, что в отношении Ирана не введены никакие международные санкции, поэтому любые торгово-экономические и научно-технические связи России с Ираном — дело только двух этих стран и никого более. Я уже не говорю об абсурдности претензий госдепа США по существу: никакие средства и компоненты ОМУ Тегерану не поставлялись, все ограничивается поставками исключительно вооружений оборонительного характера. Аналогичные поставки вооружений и военной техники туда осуществляются многими зарубежными фирмами, в том числе из стран — союзников США по НАТО.
Да и в отношении поставок в другие, в том числе воюющие страны, американские кампании не знают ограничений. Не слышно, например, чтобы США наложили какие-то санкции на поставки оружия в тот же Израиль, в результате агрессии которого погибли и пострадали тысячи мирных жителей Ливана.
Между тем периодически достоянием общественности становятся документы, свидетельствующие о том, что попытки американцев обвинить Россию в незаконных поставках оружия третьим странам бумерангом возвращаются к ним самим.
Так, из доклада госдепартамента США, представленного Конгрессу еще в 2003 году, явствует, что американские фирмы на протяжении многих лет неоднократно грубо нарушали правила торговли оружием, в том числе со странами, на которые распространяется эмбарго Совета Безопасности ООН. Выявленные нарушения относятся к поставкам различных видов техники и вооружения — стрелкового оружия, средств связи, электроники, запчастей и оборудования к авиационной, бронетанковой и автомобильной технике, боеприпасов.
Дополнительные факты были оглашены на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил. Независимые западноевропейские эксперты документально установили факты контрабанды американского оружия, например, в Ирак. С 1985 по 1988 гг. 24 американские фирмы («Хьюлетт Паккард», «Тектроникс», «Интернейшнл Компьютер Системс» и др.) поставляли туда оборудование и продукцию, которую иракское руководство в дальнейшем использовало для реализации собственных военных программ.
А Центром по координации и предотвращению заболеваний США (г. Атланта, Джорджия) и Американским хранилищем биологических культур (г. Манассас, Вирджиния) осуществлялись поставки в Ирак образцов различных патогенных биоматериалов, которые могли быть использованы для создания биологического оружия. В распоряжение иракских специалистов были переданы из США штаммы сибирской язвы, образцы культур бактерий, производящих токсины ботулизма, и бактерий, вызывающих газовую гангрену.
По данным германских экспертов, именно Великобритания и США выступали главными партнерами Багдада и в реализации его ядерной программы. Контакты осуществляли более десятка крупных американских концернов, в том числе «Роквелл», «Бехтель», «Сперри», «Ханивелл». Соответствующие технологии Саддам Хусейн получил непосредственно из американских ядерных центров в г. Лоренсе, Лос-Аламосе и Сандии.
Свидетельствую как очевидец. В 2000 году мне во главе делегации Минобороны РФ в Иране довелось внимательно ознакомиться с иранским оборонным потенциалом. Выяснилась удивительная вещь: все наши, то есть поставленные из СССР авиационные средства стоят на земле, покрытые чехлами, — нет запасных частей, регламентного оборудования. Американская же техника, оставшаяся со времен шаха Пехлеви, — в воздухе. Двигатели, ракеты, снаряды, элементы систем управления и прочее потоком шло из «мощных авиационных держав» типа Люксембурга или Австрии. Проще говоря, американцы регулярно снабжали иранскую армию через подставные фирмы.
На советских танках не было даже наставлений по технической эксплуатации (представитель «Росвооружения» заявил, что и их передавать нельзя, за этим бдительно следят Кремль и правительство), а американские машины успешно модернизировались и демонстрировали нам стрельбу и другие боевые качества.
Хоть и позорно для нас, но это именно так. Так что американцам нечего искать соринку в чужом глазу.
Что же касается санкций относительно «Рособоронэкспорта» и компании «Сухой», то я убежден, что реакция российского МИДа могла бы быть более решительной. Ни в коем случае нельзя было ограничиваться простым заявлением. На санкции, введенные под надуманным предлогом, следует отвечать отказом от совместных с США военных учений и ограничить поставки самолетов «Боинг» на российский рынок. Пока же в отношениях с США Россия проявляет беззубость. Это ни авторитета в мире ей не прибавляет, ни наши позиции в двусторонних отношениях с Америкой не укрепляет.
Кто бы и что ни говорил о наступлении новой эпохи в международных отношениях, «холодная война» между США и Россией не прекращалась никогда. Политика США по ослаблению Советского Союза, а затем и его уничтожению плавно трансформировалась после 1991 года в антироссийский курс. Насчет заявлений Дж. Буша и его предшественников относительно «новой эры» в американо-российских отношениях не следует заблуждаться. Это — не более чем слова. Дела говорят совершенно о другом. Вот эти дела: расширение НАТО на восток с включением в блок бывших союзных республик; развертывание военной инфраструктуры Североатлантического альянса на территории Прибалтики, Грузии, среднеазиатских государств; реализация планов по созданию национальной ПРО, пускающая под откос всю систему мер по стратегическому сдерживанию гонки вооружений; игнорирование ООН в решении вопроса о войне против Югославии и Ирака; разработка в аналитических центрах, близких к Пентагону, планов бомбардировки российской территории силами ВВС США в случаях, которые на Потомаке посчитают необходимыми, и др.
В связи с санкциями против «Рособоронэкспорта» и «Сухого» и вообще политикой США в отношении России хотелось бы предупредить также вот о чем.
Первое: планы по созданию компанией «Сухой» российского среднемагистрального пассажирского самолета «Супер-джет» я бы назвал аферой века, — и именно потому, что в проекте участвуют американские компании, в частности «Боинг», которые в любой момент разорвут существующие договоренности «ввиду санкций». А значит, из проекта выйдет громкий пшик, и плакали тогда вложенные в него денежки.
Второе: допуск американских компаний к нефтегазовым источникам и к трубе при любом конфликте может обернуться для России трагедией. Американцам очень понравилось решать спорные вопросы с помощью НАТО и собственной военной мощи.
Тут есть о чем задуматься российскому руководству. Если даже сейчас, когда в Америке заверяют, что считают нашу страну стратегическим партнером, из Вашингтона раздается недовольный рык в адрес Москвы, то о будущих временах, возможно, не столь «благоприятных» для двусторонних отношений, нечего и говорить
А что касается «сенсации» с выявлением поставок обычных видов оружия в ближневосточные страны, рекомендую заглянуть в «святцы», то есть в регистр ООН, куда Россия скрупулезно докладывает данные о всем проданном оружии. Поштучно.