Русская линия
Российский Собор Православных Предпринимателей В. Питанов30.09.2006 

Лжепророк Сандей Аделаджа

В Священном Писании сказано: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21−23). Сегодня мы рассмотрим деятельность человека, к которому в полной мере, по мнению автора статьи, относятся выше процитированные слова Священного Писания. И зовут этого человека Сандей Аделаджа. Многие читатели, а у данного «пророка» немало последователей, могут возмутиться: Сандей Аделаджа — это человек, который учит по Библии и ведет людей к Богу, как можно его называть лжепророком? Но Библия ли лежит в основе тех идей, что он выдает за христианские, или что иное? Можно ли вообще Сандея Аделаджу назвать христианином? Попытаемся найти ответ на эти вопросы. Для начала познакомимся немного с биографией героя нашего исследования.

Сандей Аделаджа родился 28 мая 1967 года в Нигерии (1). В 19 лет, по его собственному утверждению, стал христианином. Аделаджа происходит из зажиточной семьи, которая постепенно обнищала. По окончании школы отправился учиться на журналиста в Белорусский государственный университет г. Минска. Закончив его, получил диплом журналиста. После окончания университета работал на телевидении Украины. С апреля 1993 года стал на телевидении говорить, как он считает, о библейском Боге. В феврале 1994 года основал в Киеве «Христианскую церковь Полного Евангелия „Слово веры“». Имеет две «библейские» школы. Женат на нигерийке Босе Дере. Имеет детей. Теперь от светской биографии, перейдем к духовной. Кем себя Сандей Аделаджа считает в духовном плане?

Сандей Аделаджа пишет о себе: «Я знаю, что я — освободитель угнетенных, ключ к счастью обездоленных, — и это не гордыня, а факт» (2). Себя Аделаджа считает пророком: «…я, как Божий пророк заявляю, что любое беспокоившее, мучавшее, пугающее вас обстоятельство находится под его контролем» (3). Аделаджа внушает своим последователям, что он является ключом к материальному и не только благополучию для своих последователей: «Научитесь относиться к своему пастору, лидеру, учителю так, как того хочет Бог. Ведь именно в их руках находятся ключи вашего освобождения, исцеления, обеспечения. Предположим, вы призваны быть миллионером, но спрашиваете себя: „Где мне взять эти миллионы?“. Не волнуйтесь, Бог уже все предусмотрел. Вы находитесь рядом с тем даром, который через Слово, через опыт познания Бога направит вас и поможет вам стать миллионером» (4).

Одним из основных принципов, лежащих в основании христианства лежит принцип свободы воли. Человек создан по образу Божию (Быт.1:26−27) и призван к свободе (Гал.5:13). Свобода воли — это дар Божий. Каждый человек волен выбирать: быть ему с Богом или отречься от Него. Свобода воли — это естественное состояние человека, насилие над нею есть реальность демонического мира. В Священном Писании можно найти немало примеров одержания бесами людей, в то время как Бог призывает людей к сотрудничеству и не стремится к их порабощению. Люди, совершающие подобное, тем самым указывают духовную природу тех сил, которым они служат. Как относится к вопросу духовной свободы Сандей Аделаджа? Обращаясь к его трудам, мы можем увидеть, что последователям Аделаджи не рекомендуется иметь независимое мышление и критиковать своего главного «пророка», т. е. Сандея Аделаджу и тех кто выступает в этой роли в возглавляемой им организации, конечно если они не хотят «проблем». Аделаджа пишет: «Верьте Божьим пророкам и к вам придет успех» (5). Далее он утверждает: «Мы иногда пренебрегаем людьми и воспитываем их не так, как того хочет Господь» (6). Сразу же возникает вопрос: что же это за пророки, которые нарушают Божью Волю и воспитывают людей не так, как того хочет Бог? И можно ли таких людей вообще считать пророками? Но Сандея Аделаджу волнует не то, что они делают, его волнует иное. Он продолжает: «Часто успех не приходит в жизнь людей потому, что они не верят тому пророку, которого наш Создатель поставил среди них. Никогда не пренебрегайте Божьим словом (т.е. Библией в толковании Аделаджи. — В.П.) и Божьими служителями, и если о служителе будут говорить негативные вещи, то бегите оттуда (выделено нами. — В.П.), чтобы не потерять благословения. Если же служитель неправ в чем-то, то Слово говорит, что он не ваш раб, он Божий раб, и пусть Господь судит его (Слово говорит иначе, например, см.: Гал.1:8. — В.П.). Этот духовный принцип я использую в своей жизни» (7). Помимо абсурдной идеи следовать за человеком, который нарушает Божью Волю (8), мы можем увидеть в трудах Аделаджи призыв отказаться от критики подобного поведения «пророков», фактически им вводится запрет на критическое мышление. Он пишет об этом далее: «Держитесь той же точки зрения, что и ваш наставник. Даже если вы видите, что ваш лидер или пастор в чем-то неправ, проигнорируйте это» (9); «Многие верующие теряют благословения, которые могли бы изменить всю их жизнь. И это происходит по той причине, что они предпочитают иметь собственное мнение и быть независимыми» (10). Как видим, независимость у Аделаджи не в почете. При этом Аделаджа откровенно запугивает своих последователей: «Никогда не обижайтесь на служителей Евангелия, чтобы тем самым не обидеться на свою судьбу. Потому что человек, обиженный на свою судьбу, вряд ли сможет добиться чего-то в жизни. Когда вы обижаетесь, ропщете на помазанника, то тем самым вычеркиваете себя из Божьего плана» (11); «Отвергая Божьего служителя, мы отвергаем Бога и ждем при этом, что Господь будет отвечать на наши молитвы» (12). Нужно заметить, что запрет на критику, распространяется только относительно очень узкого круга руководства созданной им секты, и в первую очередь, против критики его собственных идей. Сам же он, естественно, может обличать кого угодно, впрочем, он дает разрешение на критику рядовыми членами его секты друг друга: «Обличайте, если их действия неправильны…» (13).

Настоящий Божий пророк стремится следовать Воле Божьей и ее исполнять, а Аделаджа поступает по-иному. В частности он пишет: «Из-за того, что люди не знают, что может им помочь, вы должны поступать так, как Иисус. Ходите и предлагайте себя (выделено нами. — В.П.) как решение проблем. Часто верующие склонны думать, что, если они помазаны, то пусть Бог Сам их и рекламирует. Такая скромность убивает. Она препятствует тому, чтобы человек стал великим, достиг чего-то в жизни» (14). Что ж, Аделаджа явно не стремится умереть от скромности. Проблема только в том, что его позиция не находит подкрепления в Библии. Мудрость, сходящая свыше, скромна (Иак.3:17), но «мудрость» Аделаджи явно имеет другой источник, так что ожидать скромности от этого человека наивно. Что же касается прославления Иисуса, то можно ли надеяться, что Аделаджа все же не считает себя духовно равным Ему? В любом случае, Иисус не сам себя славил (в понимании Аделаджи — рекламировал), Его славил Отец Небесный: «Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин.13:32);"Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин.16:14−15). Потому что един Иисус Христос с Отцом (Ин.14:9). Если Сандей Аделаджа претендует на место Христа, почему бы об этом не сказать прямо?

Стивен Хассен, американский психолог, много лет изучающий секты, пишет: «Группа становится деструктивной, когда лидер пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободной воли» (15). Вполне допуская, что Аделаджа искренен в своих претензиях на пророческий статус, нельзя не признать, что претендовать и быть — не всегда одно и то же. Идеи о своей безоговорочной власти над последователями, которые распространяет Сандей Аделаджа, указывают на то, что он — лжепророк, ведущий людей не к Богу, а к себе. Представить себе, что, например, православный святой скажет, что он является панацеей от проблем своих учеников, будет кощунственно для любого православного христианина, но у харизматов позиция в вопросе их «пророка» не вызывает сомнений, впрочем, как выше уже было сказано, им запрещено сомневаться. Нужно заметить, что идея некритического отношения к духовному водительству не находит подтверждения в Библии: «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Прит.12:1); «Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет» (Прит.15:10).

Интересно отметить, что если источником откровений для библейских пророков был Бог (например, см.: Иоил.2:28; 2Пет.1:21), то Аделаджа может «пророчествовать» и без Бога. В частности, он пишет в одной из своих работ, что имел знание о том, что будет возглавлять большую «церковь» и узнал об этом отнюдь не от Бога, а от своего духа: «…мне не было дано конкретного откровения ни от Бога, ни от духа святого. Я просто знал это в духе своем» (16). Еще, например, Аделадже «известно» следующее «Я знаю, что не умру в шестьдесят лет. Бог гарантировал мне семьдесят лет. После этого я смогу отправиться в дом Отца моего, где мне обеспечен отдых» (17). То, что отдых Аделадже обеспечен в раю, он не сомневается, ведь он и его последователи себя считают уже спасенными: «Мы спасены и имеем силу и власть в духовном мире» (18). Нужно заметить, что последователи Аделаджи претендуют на власть не только в духовном, но и материальном мире, о чем ниже еще будет подробнее сказано.

В своих книгах Сандей Аделаджа распространяет идеи, которые никакого отношения к Библии не имеют. Впрочем, серьезного богословия у Аделаджи вообще нет. Например, Бог у него подчиняется времени (Творец подчиняется творению, нонсенс!): «…Первый день — это начало отсчета времени, цикличности; в этот день в движение пришел закон, на котором держится Земля. Ничто не делается на нашей планете без этого закона. Время правит миром, время правит Землей. Это удивит вас, но Бог получает приказ от времени, потому что от начала времен Он Сам обязал и связал Себя временем во всем, что касается его деятельности на Земле» (19); «Время так важно, что даже Бог подчиняется ему» (20). Нужно заметить, что согласно Библии Бог Всемогущ (См.: Быт.17:1; Иов.37:23; Мф.19:26), а значит, никто не может Им править, так как это отвергает сам принцип всемогущества.

Бог в трудах Аделаджи представлен банкиром, возглавляющим банк. Вы делаете вклад и живете процентами. Аделаджа пишет: «Я отдаю десятину, приношу пожертвования, сею, — значит Бог обеспечит меня всем необходимым для жизни и служения, деньги придут ко мне…» (21); «Мы — даятели, мы платим десятину и даем пожертвования Богу. Так мы обеспечиваем себе материальное изобилие» (22); «[бизнесмен] стал на несколько минут заходить в нашу церковь, чтобы принести десятину. И после этого дела его пошли так хорошо, что Он вначале думал, что это срабатывает какая-то магия…. уж если неверующий может так довериться Богу, то мы тем более должны верить Ему» (23). Как считает самозваный «пророк», вложив деньги в «церковь» Аделаджи, человек вправе ожидать процентов от Бога: «Если вы находитесь в сложной финансовой ситуации, посейте семя веры, просто отдайте Богу то, что у вас есть, и скажите: „Господь, я верю Тебе, и я сею то, что у меня есть“. Когда вы так поступаете, знаете ли вы, что делаете? Ответ прост — вы вступаете с Богом в контакт, вы используете деньги, которые сеете, как точку соприкосновения с Богом. Бог видит вашу веру, и он использует то малое, которое у вас есть, чтобы сделать большее. <…> Это будет действеннее, чем множество молитв. Ведь в молитве вы просите. А своим действием вы достигнете гораздо большего. Вот это и есть вера, вера в действии. Сначала кажется, что вы теряете свои деньги, но знайте, что есть Живой Бог, и он восполнит посеянное вами во сто крат» (24). Оказывается, согласно учения Аделаджи, существуют духовные законы материального благополучия: «Достаток приходит лишь тогда, когда верующие исполняют Божье Слово относительно финансов, так они соблюдают духовные законы материального благополучия» (25). В популярном детском кинофильме двое проходимцев предлагали одному молодому человеку посеять свои золотые на «поле чудес» в «стране дураков» и у этих героев явно есть ныне действующие аналоги. Сандей Аделаджа пишет: «Если вы хотите, чтобы Бог благословил вас именно деньгами, то, кроме десятин и пожертвований, сейте деньги, если же вы хотите обувь, то сейте обувь. То, что вы сеете, то и пожнете» (26). Но если человек, пришедший в «церковь» Аделаджи, откажется платить деньги, он должен знать что «десятину Богу нужно давать со всех видов доходов, иначе человек попадает под проклятие» (27). Знакомясь с трудами Аделаджи, у автора не раз возникала мысль, читал ли он вообще Священное Писание, не с целью надергать цитат для «подтверждения» своих далеких от христианства идей, а для того, что бы разобраться в сути сказанного в Библии. Судя по всему, нет. Вероятно, Аделаджа никогда не задумывался над тем, почему Лазарь попал в рай, а его богатый сосед в ад (Лк.16:20−25)? А ведь десятина богача явно была больше чем у Лазаря. Аделаджа пишет: «Когда мы даем десятину и пожертвования, Бог может слышать наши молитвы в любое время» (28). Следуя этой логике, ни в Православной, ни в Римо-Католической, ни в Лютеранской Церквях, Бог молитвы христиан давно уже не слышит. Ведь десятину там реально уже давно никто не платит. А если дать «церкви» Аделаджи не десятину, а скажем, пятьдесят процентов заработка, насколько процентов молитва, согласно мнения Аделаджи, будет эффективнее до Бога доходить? А зависит ли приоритет рассмотрения молитв у Бога от размера этой десятины? Интересно, что по этим вопросам думает Сандей Аделаджа? Как выше уже было сказано, идеи, которые выдвигает Аделаджа, к христианству не имеют никакого отношения. Обратимся к Священному Писанию. Разъясняя одну из притч, Христос говорит: «… забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22), если бизнесмен приходит в «церковь» Аделаджи с целью поднять свой бизнес, не является ли это «обольщением богатства»? Христос учит: «говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Судя по всему, этот стих Священного Писания, не является самым популярным среди прихожан Аделаджи. Христианство не отвергает богатство, оно учит иному: нельзя служить Богу и маммоне (Мф.6:24−33), человек должен иметь четкие приоритеты, главным для христианина является вопрос спасения души, и если богатство повредит этому, Бог его никогда не даст, сколько бы человек не вложил денег в «церковь» Аделаджи. У Аделаджи за красивыми словами о служении Богу скрывается жажда элементарного обогащения. Христианство у него превращается в акционерное общество: вложил деньги и живи на проценты. И если сам Аделаджа, возможно, и не ставит материальное благополучие в центр своей жизни, то идеи, которые он выдвигает и которыми привлекает в свою организацию людей, явно ведут к этому. Если деньги вкладываются именно с целью получить материальную отдачу, а эти идеи у Аделаджи звучат напрямую, то уж лучше таким «христианам» заняться бизнесом или вложить свои деньги в банк под проценты, а не тешить себя иллюзиями что Бог им воздаст за то, что они поддерживают таких людей как Аделаджа. Точнее Он воздаст, только этим бизнесменам это воздаяние может не понравиться.

Сандей Аделаджа и его последователи, судя по всему, любят Бога не за то, что Он спасает людей, а за то, что «Он есть Бог, Который удовлетворяет потребности не свои, а народа Своего, людей Своих. Если бы все было не так, мы бы всего лишь теряли свое время здесь» (29). Как видим, Бог, который не удовлетворяет материальные и иные потребности, Аделадже и его последователям не нужен. Аделаджа пишет: «Он может превратить вас из нищего в богатого. Он может вашему делу, пришедшему в упадок, дать процветание. Он может забрать ваши болезни и дать вам здоровье. Он может в безысходности подсказать выход. И это Тот Бог, Которому мы поклоняемся, Которому мы воздаем хвалу за все Его благие деяния» (30). Аделаджа утверждает: Бог желает, чтобы все были богатыми. Нужно заметить что это далеко не так, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Однако нигде в Библии не говорится, что Он хочет, чтобы все стали миллионерами. Аделаджа пишет: «Божьи благословения приносят изобилие верующим в Него. Быть бедными — это не судьба верующих людей. Ведь Господь заинтересован в благополучии Своего народа» (31); «Господь хочет, чтобы верующие люди, истинные христиане, были богаты» (32). Для информации (возможно Аделаджа не в курсе), и Христос, и Его апостолы были нищими. Вероятно они, по критериям Аделаджи, не могли бы быть истинными христианами. Тем более что как пишет Аделаджа: «Скоро наступит время, когда нашу церковь будут называть церковью богатых людей» (33). Что в такой «церкви» делать нищим апостолам с Христом, который говорил: «…лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20).

Предположим, что пришел бизнесмен в «церковь» Аделаджи с желанием, чтобы этот шаг помог ему возродить его бизнес, а возрождения бизнеса-то и не произошло. Что же делать ему в таком случае? Неужели Аделаджа обманул бизнесмена? Конечно нет, у Аделаджи для такой ситуации уже готов ответ: «…Например, вы бизнесмен. Ваша фирма обанкротилась, стало быть, вы — банкрот. И вы пришли с надеждой, что Господь возродит ваше дело. Но вот прошло полгода с тех пор, как вы покаялись, и ничего не изменилось. И не изменилось потому, что есть силы, которые препятствуют этому. Они хотят заставить вас изменить прежнему исповеданию, чтобы отнять веру. Именно поэтому вы должны стойко, настойчиво и неуклонно держаться своего исповедания, которое Господь вложил в ваше сердце» (34). Логика Аделаджи проста: хотите быть богатым и счастливым — приходите в нашу «церковь», платите десятину и будете богатыми. Если богатство не приходит, то ждите, обязательно будете, когда-нибудь. А ждать можно до бесконечности. Как много у бедного Буратино духовных братьев и сестер в этом мире!

Аделаджа распространяет идею о лидерстве христиан в этом мире в материальной сфере. В частности, он пишет: «Бог дал нам одежду славы и пояс владычества. Как мы прикажем, так и произойдет, как скажем, так и исполнится… Пришло время понять, что Бог поставил нас царями на земле. Наступает время нашего владычества. Мы будем управлять миром» (35); «Христиане будут лидировать во всех сферах жизни и деятельности общества» (36). Аделаджа вкладывает следующие слова в уста Христа: «Я прошу вас быть Моими представителями на земле. Я знаю, что вы еще не совершенны, но Я даю вам силу владычествовать. Вы — цари и судьи земли!» (37) При этом последователи Аделаджи должны помнить, что особенно напрягаться им для достижения земного владычества не придется: «… вы будете достигать высоких результатов и быстрых успехов во всех сферах своей жизни. То, чего другие добивались десятилетиями упорного труда, вам достанется без особых усилий и за короткое время» (38). Нужно заметить, что в Священном Писании нигде не говорится, что христиане будут иметь материальную власть, там говорится прямо противоположное: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк.13:13). Если уж говорить о «церкви последнего времени», то к ней более подходят следующие слова из Нового Завета: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Ин.2:18). И что антихрист даст материальную власть христианам? Человек, который провозгласит себя Богом, будет способствовать процветанию христианства? Это, как минимум, наивно. Священное Писание утверждает, что именно ему и его последователям будет дана материальная власть в мире: «…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр.13:7). Если Аделаджа себя причисляет к его последователям, почему бы это не сказать прямо, а если нет, то с чего у него возникают идеи о материальном могуществе христиан? В любом случае ссылаться на Библию в этом случае он не может, там таких идей нет.

Нужно заметить, что помимо призывов владычествовать над миром, Аделаджа культивирует в своих последователях культ избранности, гордыню, например, он пишет: «…ни один неверующий парень, пусть даже очень богатый, ни одна мирская девушка, пусть даже очень-очень красивая, недостойны вас» (39). Опять же Священное Писание учит иному: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:14).

Иисус учил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36). Своим ученикам он обещает не земное, а Небесное Царство (См.: Мф. 10:7; 10:18). Об этом же, например, пишет великий христианский подвижник св. Антоний Великий: «Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений» (40). Но Аделаджа отвергает слова Священного Писания (о святых отцах он вообще вряд ли слышал), он учит иному: «Божий план состоит в том, чтобы с помощью нового народа сделать жизнь на земле раем» (41). В этом вопросе у него есть единомышленники, только искать их нужно не среди христиан, а среди оккультистов, в частности в агни-йоге можно найти такие утверждения: «Воздаяние небесное отвлеченно, надо приблизить воздаяние на земле» (42).

Священное Писание призывает христиан к трезвению: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). А что Аделаджа? Он призывает жить фантазиями: «Начинайте планировать фантастические перемены, на пороге которых вы находитесь. Начните жить воображением, выходящим за рамки вашего сознания, стройте невообразимые, грандиозные планы, думайте как можно масштабнее и самое главное — верьте, что все, о чем вы мечтали, обязательно сбудется» (43). При этом фантазии могут носить самый приземленный характер: «…исповедуйте то, чего ждете: Благодарю тебя, Господь, за 500 долларов, которые будут у меня; благодарю, что работаешь над этим… Первый день прошел, и я благодарю Тебя верю, эти деньги будут моими, ибо неуклонно держусь исповедания своей веры» (44). А некоторые фантазии могут привести и к гибели: «Если вы окажетесь в самолете, который потерял управление, и крушение, судя по всему, неизбежно, — восстановите порядок, как это сделал Иисус на море. Вы увидите невидимые руки ангелов, которые приведут в действие все вышедшие из строя детали» (45). По сути, Аделаджа утверждает оккультное учение о мыслеформах. Суть этого оккультного учения в том, что мысль, в так называемых тонких мирах, приобретает форму и некий энергетический потенциал, и начинает влиять на земную жизнь, постепенно воплощаясь в ней. Логически вытекающий из этого учения вывод: чем сильнее концентрация мысли, тем быстрее произойдет ее воплощение на земном плане. И кстати, Бог для этого не нужен, это чисто механический закон. Но повторимся — это не христианское учение, а оккультное (46). Аделаджа пишет: «Какие у человека мысли, такой он сам. Это значит, что если его одолевают мысли о неудачах, то он будет неудачником; если мысли о бедности — будет бедным; если у него постоянные мысли о болезнях, о раке, который переходит от одного члена семьи к другому, из поколения в поколение, то эти мысли станут реальностью в его жизни. Если же человек постоянно думает об успехе, благополучии, то у него будет благополучие и успех. Например, бизнесмен, правильно исповедующий преуспевание будет процветать» (47); «Провозглашайте, что вскоре вы будете иметь хорошую работу. Затем начните во всем поступать так, как будто она вас уже ждет. Веря Господу таким образом, вы угодите Ему, а это высвободит вашу работу из духовного мира, и вы действительно получите его» (48); «Своими физическими глазами вы видите, что экономика страны приходит в упадок, но посмотрите на это духовными глазами — и вы увидите ее процветание. Держите в руках счета своей фирмы, не думайте о ее банкротстве, а представляйте, как успешно идут ее дела. Вот что значит смотреть на все глазами Бога» (49); «Вы нездоровы, — говорите, что здоровы; бедны, — призывайте материальное благополучие. Так говорит Бог, значит и вы должны так говорить» (50). Пытаясь обосновать свое оккультное по содержанию, учение о мыслеформах, Аделаджа ссылается (51) на следующий стих Священного Писания: «…(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим.4:17). Нужно заметить, что в этом стихе говорится о завете между Богом и Авраамом: «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя» (Быт.17:4−6). Вероятно Аделадже понравились слова: «называющим несуществующее, как существующее», но эти слова относятся к потомкам Авраама, которых Бог обещал произвести от него, при чем тут мечты о 500 долларах? Бог говорит конкретному человеку Аврааму, что у него будет множество потомков, но делать из этого вывод, что любая мечта последователей Аделаджи будет материализовываться, это уже чистой воды фантазия. И такого смысла в данном стихе нет. Как выше уже говорилось такие же идеи можно найти в оккультизме: «Самая ничтожная мысль создает крохотное действие, потому мыслите широко, чтобы даже при утере все же оставался достаточный потенциал для существенного последствия» (52); «Мыслите лишь в новых формах. Задавайте себе задачи с конкретным решением вопросов жизни» (53). Православным христианам хочется напомнить слова св. Григория Синаита: «И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души» (54).

Познакомимся поподробнее, как Аделаджа комментирует Библию. Нужно заметить, что он ее не знает, потому что знающий человек не написал бы подобное: «…каждая книга Ветхого Завета пророчествует о рождении Иисуса, о Его жизни, смерти и воскресении до мельчайших подробностей» (55). Так уж и каждая? Да еще пророчествует о жизни Иисуса в мельчайших подробностях? В Ветхом Завете действительно есть немало пророчеств о Приходе Христа (Например, см.: Быт.3:15; 49:10; Ис.7:14; Мих.5:2; и т. д.), но утверждать, что они есть во всех книгах Ветхого Завета, это сильное преувеличение. Если это не так, то хотелось бы узнать, какие пророчества есть, ну скажем в книгах Числа или Песня Песней? Сандей Аделаджа пишет: «Мог ли апостол Павел учиться по Библии? — Нет, конечно! Не было в то время Библии. Но тогда кто его мог обучить? — Его обучал Сам Господь» (56). Не было Нового Завета, но Ветхий то был! Иначе, о каком Писании говорит в этом стихе Иисус: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании…» (Мф.21:42).

Теперь немного познакомимся с тем, как Сандей Аделаджа комментирует некоторые библейские стихи. Например, следующих евангельский стих: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29), Аделаджа, комментируя данный стих, пишет: «Предположим, я оставил дом ради Иисуса. Бог сказал, что взамен даст мне сто домов. Кто-то может спросить: „А зачем тебе сто домов?“ Конечно же, не для того, чтобы пользоваться ими самому. Иисус знает, если Он даст мне сто домов, то я найду людей, которые нуждаются в них. Также и с деньгами. Он знает, что эти деньги пойдут на те цели, которые Он сам определил» (57). Нужно заметить, что из комментируемого стиха не следует, что Иисус даст сто домов тому, кто отдаст, вероятно «церкви» Аделаджи, свой дом. Там сказано, что Он воздаст в сто раз, и это метафора, а не договор о процентном начислении прибыли. Кстати, в стихе упоминаются сестры, мать, отец, жена. Если следовать логике Аделаджи, то получается, что Господь даст верующим в него, например, сто жен? И как, последователи Аделаджи уже обзавелись гаремами? Что же за дома имеются в виду в данном стихе? Отправляя своих апостолов на проповедь Евангелия, Иисус учил ничего не брать с собою и останавливаться в тех домах, где готовы слушать проповедь апостолов (Мф.10:5−14). Это относится и к тем христианам, которые, следуя завету Христа, выйдут на тяжелый путь проповеди Евангелия. Сто домов — это дома где будут принимать апостолов. Их может быть и не сто, а двести, тысяча, конкретное число не имеет значение. Что же касается богатства, то Христос учил о нематериальном богатстве: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19−21). Следующий стих Аделаджа комментирует, как истинный оккультист. Стих звучит так: «…имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Мк.11:23). А вот и комментарий Аделаджи к нему: «Перед вашей верой ничто не может устоять. Если вы верите, что станете преуспевающим бизнесменом, — составьте план и начинайте осуществлять его» (58). Нужно заметить, что в стихе говорится о вере Божьей, т. е. о вере в Бога и Богу. А не в то, что Он будет делать «уверовавших» миллионерами. Как выше уже указывалось, в Библии таких идей нет. Можно было бы еще привести немало библейских стихов в интерпретации Аделаджи, но автор не видит в этом смысла, и из выше приведенных видно, что этот «пророк» учит вещам, не имеющим никакого основания в Библии.

Каково учение Сандея Аделаджи о молитве? Аделаджа пишет, что есть три направления в молитве. Первое направление — это молитва Богу. Вот пример такой молитвы: «Например, я молился, чтобы Бог дал мне квартиру в 1994 году, и в этом же году в своем духе я уже знал, что Бог услышал мою молитву. Я не продолжал молиться об этом в 1995 и 1996 годах, потому что Бог уже дал мне квартиру, хотя я ее еще не видел. Квартира появилась только в 1997 году» (59). Аделаджа утверждает: «Есть вещи, которые может сделать только Бог, и тогда уместно молиться и просить у Бога. Но есть некоторые ситуации, когда не нужно просить у Бога. Нам, как верующим, нужно самим что-то сделать. Тогда и молиться нужно по другому» (60). Сразу же хочется заметить, что Библия учит иному: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Нет таких обстоятельств, когда не нужно было бы призывать Бога, преступные деяния конечно не в счет. Второе направление в молитве по Аделадже, это молитва «обстоятельствам»: «Второе направление в молитве — это когда мы обращаемся к своим обстоятельствам и изменяем их» (61). Разъясняя свое учение о молитве к «обстоятельствам» Аделаджа ссылается на следующий евангельский стих: «Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин.11:41−43). Комментируя данные библейские стихи, Аделаджа пишет: «Затем он обратился к „обстоятельству“ — мертвому Лазарю: „Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон“. Иисус приказал ему. В этих словах был и запрет силе смерти, и призыв к жизни. Иисус не просил Отца воскресить этого человека из мертвых, — Он Сам обратился к нему и приказал, чтобы тот ожил» (62). Нужно заметить, что Аделаджа невнимателен при чтении Священного Писания, — он утверждает что «Иисус не просил Отца воскресить этого человека из мертвых», а разве в приведенном библейском стихе не сказано: «Ты услышал Меня»? Услышать можно обращение, но если Христос не обращался к Отцу, то как же Он мог Его услышать, да еще и ответить? Точнее будет сказать: слышит-то Бог все, но не на все призывы отвечает, потому что не все, о чем люди просят, спасительно для них. Третье направление в молитве по Аделадже, — это молитвы, обращенные против сатаны и демонов. При этом нужно заметить, что здесь проявляется еще одно небиблейское учение, а именно учение о неких духах алкоголизма, наркомании, неверия, гордости. При этом нужно заметить, что эти духи это отнюдь не бесы. Так как борются с ними через молитву к «обстоятельствам», а не через молитву против бесов. Вот что Аделаджа пишет об этих духах: «Допустим, у вас проблема с мужем. Вы молитесь, чтобы Господь спас его, чтобы Он что-то сделал. А Бог ожидает, чтобы вы обратились, например, к духу алкоголизма, который действует в нем. Вы можете помолиться Господу об исцелении, спасении, освобождении мужа, а потом повернитесь и скажите: „Ты, дух нечистый, который действует в моем муже (не обязательно мужу в глаза, а там, где вы молитесь), дух алкоголя (или дух неверия, гордости) именем Иисуса я повелеваю тебе: уйди прочь, выйди вон!“. Это вы проговариваете обстоятельству. Нужно говорить с верой, с дерзновением, чтобы не было ни тени сомнения, — тогда вы знаете, что будет вам, что ни скажете» (63); «Приказывайте своему сыну прекратить пить, прекратить гулять. Прикажите духу алкоголя и наркомании прекратить мучить вас. Прикажите проклятию перестать действовать в вашей жизни, — и будет так» (64). Интересно что «дух проституции», у Аделаджи, — это уже проявление дьявольского одержания: «…они одержимы дьяволом, — они одержимы духом проституции» (65). Допускает Аделаджа при молитве и крик: «…Да, эти проявления — жестикуляция и крики — присутствуют в молитве. Я, например, люблю кричать… Но не это способствует получению ответа на молитву» (66). Нужно заметить, что никаких молитв к обстоятельствам в Библии не приводится. Так же как нет в ней и никаких отдельных молитв от бесов духов алкоголизма, наркомании и.т.д.

Учение Аделаджи о дьяволе заслуживает отдельного внимания. Он пишет: «… все неспасенные, которые, возможно, даже ругают Бога, верующих или же борются против них — не виноваты. Виноват дьявол! Дьявол есть бог этой планеты, и он делает с людьми все что хочет. Бог — Творец — тоже присутствует на этой планете, но Он не станет вашим Богом, пока вы не примете Его. Господь является Богом только для тех, которые обратились к Нему, приняли Его и живут по Его Слову» (67). Если дьявол делает с людьми что хочет, то как вообще люди обращаются к Богу? И как быть со свободой воли? Если люди полностью подчинены дьяволу, то почему они должны отвечать за совершаемые преступления? Разве это не преступления дьявола? А люди в этом случае разве не являются слепыми марионетками? Дьявол как раз не может делать все что хочет, иначе, зачем же он получал разрешение у Бога проверить веру Иова (68)? Интересно отметить, что себя Аделаджа считает столь духовно продвинутым «пророком», что ему и Бог не нужен для борьбы с дьяволом: «Однажды мне приснился сон, будто дьявол скрутил мне руки. Даже во сне я почувствовал сильную боль. Он мне сказал: „Я тебя отпущу, если ты пообещаешь мне, что перестанешь проповедовать о власти и славе Божьей“. А я ему ответил: „Нет, дьявол! Я здесь хозяин. Я теперь даже не буду просить Бога, чтобы Он помог мне — я сам с тобой справлюсь, потому что мне дана власть над тобой“. И дьявол отпустил меня. Он ничего не смог со мной сделать, потому что я осознал свою власть и силу в духовном мире» (69). А может, все было проще и банальнее, — дьявол просто играл с Аделаджей, раздувая в нем гордыню? А вот рекомендация Аделаджи по изгнанию дьявола: «Относительно этого я приведу очень наглядный пример. Женщина утром шла на работу, а ее собака побежала за хозяйкой до автобусной остановки. Хозяйка уговаривает ее: „Джек, иди домой. Вернись обратно, хороший мой, Джек…“ А Джек стоит рядом и машет хвостом. Чем больше она просила, тем больше Джек пританцовывал вокруг нее. Так она пропустила пару автобусов. Когда же приблизился последний автобус, она повысила голос и топнула ногой: „Джек, пошел вон отсюда! Домой!!!“. Вы знаете, что сделал Джек? Он выпрямил хвост и побежал… Очень наглядный пример.

Это похоже на дьявола. Пока вы умоляете его: „Уйди…“ — он будет танцевать рядом. Но когда вы скажите с властью: „Кому говорю, во имя Иисуса уйди отсюда!“ — он выпрямит свой хвост и убежит от вас» (70). Вероятно, поэтому харизматы так кричат на своих собраниях, дьявола «изгоняют». Но, судя по обилию оккультных поучений, исходящих от Аделаджи, получается это у них плохо. Интересно, если кричать через усилители, дьявол больше испугается? А тон голоса насколько должен быть строгим? Ну, а если серьезно, в реальности демонические силы изгоняются не интонацией и не громкостью голоса, они изгоняются Богом: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк.11:20). Господь явился пророку Илии не в сильном ветре, не в землетрясении, не в огне, а в «веянии тихого ветра» (3Цар. 19−12). Харизматам стоило бы вспомнить об этом и меньше кричать на своих собраниях, может тогда и было бы меньше оккультных учений у их учителей, если бы они в тиши подумали над содержимым своей веры и спокойно бы почитали Библию.

Читателям, вероятно, будет интересно познакомиться с медицинскими рекомендациями Сандея Аделаджи. Например, «исцеление» рака для Аделаджи не проблема: «Однажды я обнаружил опухоль у себя под мышкой. Конечно в миру я обратился бы к врачу (очень здравая мысль. — В.П.). Но теперь я — дитя Бога, и я знаю Его Слово (а оно разве запрещает обращаться к врачу? Нисколько. Например, Евангелист Лука был врачом (См.: Кол.4:14) — В.П.). Написано, что Иисус Христос пострадал на кресте, чтобы ранами Его мы исцелились. Поэтому я посмотрел на опухоль и сказал: „Я тебе даю время до конца этой недели (это был вторник), чтобы в пятницу тебя там не было, потому что ранами Иисуса я исцелен. Я повелеваю тебе уйти прочь, раствориться…“. И в пятницу я увидел, что опухоль исчезла» (71). Откуда следует, что опухоль была предвестником рака? Чудесные исцеления только тогда можно назвать чудесными, когда и факт болезни, и факт исцеления был подтвержден медиками. Иначе трудно отделить фантазию от факта. Желаемое от действительного. Идеи же, которые распространяет Аделаджа просто опасны для здоровья его последователей, ведь, как известно, чем более рак запущен, тем тяжелее его лечить. А у последователей Аделаджи есть все основания не спешить на прием к врачу. Аделаджа пишет: «Вы должны жить познанием Бога. Вы должны постоянно „купаться“ в Его откровениях. И только тогда вы сможете рассмеяться в лицо смерти и сказать: „Рак?! Ерунда. Это не мой диагноз. Я здоров“. Тогда вы будете уверены, что ни одно проклятие не имеет над вами силы, и ваш обновленный ум преобразует вашу жизнь» (72); «Рак — это бес, который мучает человека. Практически все неизлечимые болезни от сатаны: он посылает беса болезни. Такую болезнь тяжело установить, потому что диагностическая аппаратура „выловить“ беса не может» (73). Как бы верующий в Аделаджу, вместо исцеления, не получил место на кладбище. Себя Аделаджа объявляет великим целителем: «…Достаточно мне только возложить руку и дохнуть на больного человека, как любая инфекция вместо того, чтобы перейти на меня, моментально погибнет!» (74) То-то счастье украинцам и горе медикам, Аделаджа пришел! Видно, скоро на Украине закроются все больницы, правда, у него большая конкуренция в этой сфере с экстрасенсами. Но ничего, он ее выдержит или поделит рынок. Аделаджа пишет: «Помните, Бог хочет, чтобы вы были здоровы. И Божественное исцеление является частью спасения» (75). А апостол Павел был спасен? И так уж ли физическое здоровье является обязательным условием для спасения? Отнюдь нет. В Священном Писании говорится: «… какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). Христос и апостолы исцеляли болезни: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф.4:23); «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Но в Священном Писании не говорится, что нужно отринуть медицину: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание…» (Сир. 38:1−2). И нигде в Священном Писании не говорится, что здоровье является обязательным следствием принятия христианства. Тот же апостол Павел болел (2Кор.12:7). Физические болезни наоборот могут быть полезны для духовного здоровья человека: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).

Как же Аделаджа предлагает бороться с болезнями? Очень просто, заклинаниями. В частности, он пишет: «Например, у вас приступ аппендицита. Говорите: Во имя Иисуса, я запрещаю аппендицит. Я повелеваю болям и воспалению прекратиться, уйти прочь и больше не возвращаться. Пусть все органы начнут функционировать нормально, во имя Иисуса Христа». Ваша печать — имя Иисуса. Теперь забудьте об этой проблеме. Боль еще есть, но вы уже помолились, запретили, и болезнь не имеет выбора: уйдет рано или поздно" (76); «Приказываю своей печени начинать работать нормально. Именем Иисуса приказывайте болям прекратиться. Приказывайте опухоли уйти из вашего тела» (77). При таком подходе к лечению украинским властям впору не закрывать больницы, а открывать новые, особенно готовиться к наплыву людей с запущенными формами болезней.

Как Сандей Аделаджа относиться к иным Христианским Церквям? Если спросить напрямую, скорее всего скажет что хорошо: «Тысячи людей ходят в церковь, и неважно в какую: в православную, протестантскую или в нашу церковь» (78). Судя по всему, себя к протестантам он не причисляет. Но если пытаться более глубоко разобраться в отношении Аделаджи к иным Церквям, то можно увидеть что не все так просто. В частности Аделаджа пишет: «Было время, когда в нашей церкви было 250 человек. Мы все молились, молились и днем, и во время ночных служений. Но число наших прихожан несколько месяцев оставалось неизменным.

Но мы не только молились. Мы ходили по городу, евангелизировали, приглашали людей на служения. И все безрезультатно… И тогда душа моя воскликнула: «Господь! Что же происходит? Мы приглашаем людей, молимся — и все безрезультатно. Почему? Неужели в этом городе больше нет твоих людей (выделено нами. — В.П.)» (79). А что, представить, что люди могут не прийти в «церковь» Аделаджи, просто потому, что давно уже пришли в Православную Церковь, невозможно? Судя по всему, нет! И такая мысль вряд ли омрачала сознание Аделаджи. Это видно хотя бы из следующего его утверждения: «Было время, когда нашу церковь хотели закрыть. Я тогда сказал, что если церковь закроют, — тьма навсегда вернется на эту землю…» (80). А как же крещение Киевской Руси, произошедшее еще тысячу лет назад? Или Аделаджа об этом и не слышал? Скорее всего, нет, иначе бы он не писал следующее: «Бог сегодня говорит нам: «Я хочу войти в ваш город. Я хочу войти в вашу страну. Жатвы много, и Мне нужны делатели, соработники. Встаньте, идите по городам и селам и проповедуйте Евангелие. Вы знаете, что того чтобы войти в Украину, Мне нужны средства. Мне нужны заводы и предприятия, Мне нужны ученые, высококвалифицированные специалисты и бизнесмены, Мне нужны средства массовой информации. Пойдите, развяжите и приведите их ко Мне!» Только от нас, Его учеников, зависит, войдет Он в нашу страну, или нет» (81); «Я абсолютно уверен, что Иисусу также необходимы огромные финансы, потому что без них не будет евангелизации. Ему нужны и люди, и средства массовой информации — то есть все, без чего не может быть успешного проведения евангелизационных кампаний Он не войдет в Украину, пока мы не подготовим все средства и ресурсы, необходимые для Него» (82). Оказывается, Христу еще только предстоит войти на Украину, а православные христиане думали, что Он сделал это еще тысячу лет назад. Спасибо нигерийскому «пророку», просветил!

Что можно сказать, завершая статью? В том учении, что Аделаджа распространяет среди своих последователей, есть очень много идей, чуждых христианству. Он искажает своим толкованием Библию. По сути, вводит культ маммоны, или, как минимум, его оправдывает. Призывает жить фантазиями. Вводит учения способные подорвать здоровье его последователей. Многие из распространяемых им доктрин имеют явно оккультное содержание. Общий вывод, который автор может сделать из всего вышесказанного, состоит в следующем: Сандей Аделаджа не имеет к традиционному христианству никакого отношения и является лжепророком, который ведет людей не к спасению, а к их духовной (а если вспомнить его идеи относительно болезней, то и к физической) погибели. И к нему в полной мере можно отнести следующие строки из Священного Писания: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Будем надеяться что Бог просветит заблуждающихся и откроет им путь ко Христу.



Ссылки:
1. — См.: Аделаджа С. Благополучный брак — это труд. Киев. Фарес. 1999. С.5−6.
2. — Аделаджа С. Сокрытые сокровища. Киев. Фарес. 2001. С. 161.
3. — Аделаджа С. Божья засада против ваших врагов. Киев. Светлая звезда. 2000. С. 35.
4. — Аделаджа С. Ты и твой пастор: Правильное восприятие Божьих даров. Киев. Светлая звезда. 2001. С. 17.
5. — Аделаджа С. Божья засада против ваших врагов. Киев. Светлая звезда. 2000. С. 36.
6. — Там же. С. 36.
7. — Там же. С. 36.
8. — Там же. С. 36.
9. — Аделаджа С. Ты и твой пастор: правильное восприятие Божьих даров. Киев. Светлая звезда. 2001.С.67.
10. — Аделаджа С. Божья засада против ваших врагов. Киев. Светлая звезда. 2000. 2001.С.66.
11. — Там же. С. 36.
12. — Аделаджа С. Ты и твой пастор: Правильное восприятие Божьих даров. Киев. Светлая звезда. 2001. С. 28.
13. — Аделаджа С. Жизнь и смерть во власти языка. Киев. Фарес. 1998. С. 30.
14. — Аделаджа С. Дорога к твоему величию. Киев. Светлая звезда. 2000. С. 24.
15. — Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК. 2001. С. 48.
16. — Аделаджа С. Осуществляй свое призвание. Киев Фарес.2003.С.56−57.
17. — Там же. С. 153.
18. — Аделаджа С. Цари и судьи земли. Киев. Фарес. 2003. С. 73.
19. — Аделаджа С. Бог и время. Киев. Фарес. 2000.С. 6.
20. — Там же. С. 36.
21. — Аделаджа С. Цари и судьи земли. Киев. Фарес. 2003. С. 19.
22. — Аделаджа С. Финансовая победа. Киев. Фарес. 1999. С. 8.
23. — Там же. С. 77.
24. — Там же. С. 16.
25. — Там же. С. 4.
26. — Там же. С. 38.
27. — Там же. С. 36.
28. — Там же. С. 91.
29. — Аделаджа С. Жизнь и смерть во власти языка. Киев. Фарес. 1998. С.53−54.
30. — Там же. С. 67.
31. — Аделаджа С. Финансовая победа. Киев. Фарес. 1999. С. 24.
32. — Там же. С. 48.
33. — Там же. С. 89.
34. — Аделаджа С. Жизнь и смерть во власти языка. Киев. Фарес. 1998. С.36−37.
35. — Аделаджа С. Цари и судьи земли. Киев. Фарес. 2003. С.27−28.
36. — Там же. С. 33.
37. — Там же. С. 31.
38. — Аделаджа С. Божья армия последнего времени. Киев. Фарес. 1999. С. 14.
39. — Аделаджа С. Цари и судьи земли. Киев. Фарес. 2003. С. 127.
40. — Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С. 57.
41. — Аделаджа С. Божья армия последнего времени. Киев. Светлая звезда. 2000. С. 10.
42. — Живая этика. Озарение.2.3.4.
43. — Аделаджа С. Запечатанные знания. Киев. Фарес. 1998. С. 7.
44. — Аделаджа С. Жизнь и смерть во власти языка. Киев. Фарес. 1998. С. 41.
45. — Аделаджа С. Жизнь в Царстве Божьем. Киев. Фарес. 1998. С. 95.
46. — Подробнее см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru
47. — Аделаджа С. Победа над греховными мыслями и чувствами. Киев. Фарес. 1999. С. 13.
48. — Аделаджа С. Дух льва. Киев. Светлая звезда. 2000. С. 14.
49. — Аделаджа С. Жизнь и смерть — во власти языка. Киев. Фарес. 1998. С. 27.
50. — Там же. С. 111.
51. — Там же. С. 111.
52. — Живая этика. Сердце. 127.
53. — Живая этика. Знаки агни-йоги. 77.
54. — Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 233.
55. — Аделаджа С. Сокрытые сокровища. Киев. Фарес. 2001. С. 61.
56. — Аделаджа С. Осуществляй свое призвание. Киев. Фарес. 2003. С. 120.
57. — Аделаджа С. Благополучный брак — это труд. Киев. Фарес. 1999. С. 67.
58. — Аделаджа С. Цари и судьи земли. Киев. Фарес. 2003. С. 90.
59. — Аделаджа С. Могущественный воин. Киев. Фарес. 2000. С. 18.
60. — Там же. С. 28.
61. — Там же. С. 35.
62. — Там же. С.35−36.
63. — Там же. С.37−38.
64. — Там же. С.40−41.
65. — Аделаджа С. Осуществляй свое призвание. Киев. Фарес. 2003. С. 173.
66. — Аделаджа С. Могущественный воин. Киев. Фарес. 2000. С. 106.
67. — Там же. С.69−70.
68. — См.: ветхозаветную книгу Иова.
69. — Аделаджа С. Цари и судьи земли. Киев. Фарес. 2003. С. 60.
70. — Аделаджа С. Могущественный воин. Киев. Фарес. 2000. С. 47.
71. — Аделаджа С. Сокрытые сокровища. Киев. Фарес. 2001. С. 114.
72. — Там же. С. 134.
73. — Аделаджа С. Жизнь в Царстве Божьем. Киев. Фарес. 1998. С. 33.
74. — Аделаджа С. Дух льва. Киев. Светлая звезда. 2000. С. 41.
75. — Аделаджа С. Запечатанные знания. Киев. Фарес. 1998. С. 27.
76. — Аделаджа С. Могущественный воин. Киев. Фарес. 2000. С. 39.
77. — Там же. С.40−41.
78. — Аделаджа С. Осуществляй свое призвание. Киев. Фарес. 2003. С. 141.
79. — Там же. С. 132.
80. — Аделаджа С. Цари и судьи земли. Киев. Фарес. 2003. С. 58.
81. — Аделаджа С. Весь мир ждет тебя. Киев. Фарес. 2001. С. 125.
82. — Там же. С. 124.

http://www.rspp.su/articles/pitanov/adeladza.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru