Русская линия
Русский дом Александр Сегень29.09.2006 

Просветитель Якутии
100 лет со дня рождения Суоруна Омоллона — Дмитрия Кононовича Сивцева (+ 2005)

Суорун Омоллон… В этом имени звучит и якутский ветер, и бубен шамана, и гул веков, и топот копыт оленьего стада…

Но он был человеком глубоко верующим. Его православное имя совсем не похоже на таинственное якутское и звучит таким родным, глубинно русским: Дмитрий Кононович Сивцев.

«На 13 версте мне дали букварь. Дал мне его русский учитель Сергей Иванович Прокопьев. А в букваре были картины великих русских художников, сочинения гениев русского народа — Толстого, Пушкина, Некрасова и других классиков. И Сергей Иванович, не жалея своего труда, научил меня, несмышлёного якутёнка, написать своё имя: „Дмитрий Сивцев“. На 28 версте, я по эстафете, принятой с рук незабвенного моего учителя Сергея Ивановича, сам стал учителем и начал учить других якутских ребят слагать из букв свои имена», — так он писал в своём «Слове к молодёжи», где в очередной раз заповедовал якутам и всем народам, населяющим этот огромный край, всегда быть с русскими, держаться с ними заодно, хранить Православие как главный свет, принесённый из России.

Он родился 14 сентября 1906 года в Таттинском улусе. С детства вобрал в себя всю красоту народной поэзии олонхо, а когда стал ходить в школу, познал величие русской культуры. Эти два мощных ручья навсегда переплелись своими живительными струями в душе этого поистине великого человека.

Двадцать лет было Дмитрию Сивцеву, когда из-под его пера вышел первый рассказ «Лена-река». Двадцать лет и герою рассказа, воспевающему красоту реки, вдруг потрясённому тем, как удивителен мир, созданный Творцом. Успех пришёл к нему сразу, а когда в журнале «Чолбон» вышли ещё три рассказа — «Анчик», «Афанас» и «Горе-соха» — о нём стали писать как о несомненном молодом даровании. Суорун Омоллон пишет учебники, создаёт якутский букварь, отдаёт все силы на то, чтобы его народ стал грамотным, чтобы якуты постигли не только свою культуру, но и русскую, и мировую.

В тридцатые годы он не мог не видеть вопиющих недостатков насильственной коллективизации. Он пишет драму «Кузнец Кюкюр», главный герой которой — середняк, искусный мастер кузнечного дела, хранитель мудрости и традиций народа, сказитель, любящий отец. И он становится жертвой всеобщего умопомрачения, когда всюду искали врагов, находили их и расправлялись в итоге, зачастую — с невинными.

Накануне Великой Отечественной войны Суорун Омоллон создаёт трагедию «Айаал», первое произведение якутской драматургии, поставленное в переводе на русский язык на сцене Русского театра в Якутске. Войну Дмитрий Кононович провёл на фронте.

Человек многогранного дарования, он прославился и как автор сатирических и юмористических произведений, герои которых становились в якутском обиходе нарицательными.

Многое из того, что создавал Дмитрий Сивцев, для якутов было впервые. Первые юмористические рассказы, первая драматическая трагедия, либретто первой национальной оперы «Нюргун Боотур» и первого балета «Полевой цветок», первые сценарии документальных фильмов.

70 лет. Считается, что это возраст преклонный. Но не для таких, как Суорун Омоллон. В эти годы он продолжает свою бурную деятельность. Новое начинание — создание в Якутии музеев под открытым небом. Идея была такова: в этих музеях показывать молодёжи красоту родной земли, родной культуры и тем самым воспитывать в духе патриотизма.

Наступило время, когда в России стало возрождаться Православие. Дмитрий Сивцев — один из первых, кто начал говорить о необходимости строительства новых и возрождения старых православных храмов на якутской земле. И благодаря его стараниям храмы стали вырастать. Белоснежные каменные и традиционные для Сибири — бревенчатые.

Годы горбачёвской перестройки, годы пьяного ельцинского безумия… Все мы помним, как народы бывшего СССР в остервенении побежали прочь от России. Переболела этой болезнью и Якутия. Перестройщики всех мастей и национальностей рьяно пытались убедить доверчивых якутов: «Если бы Якутия была не в составе России, а в составе Японии, якутов было бы не сто тысяч, а сто миллионов!». В это тяжёлое время именно Суорун Омоллон встал грудью на защиту дружбы между Россией и Якутией. Во всех своих выступлениях он твердил: «Якуты! Только с русскими вы будете хранимы Богом!».

В 1995 году стараниями Суоруна Омоллона создаётся новый большой музей под открытым небом — Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба», посвящённый многовековому содружеству русского и якутского народов. Он расположен на месте первоначального основания русскими первопроходцами города Якутска.

В сказочном посёлке Ытык-Кюёле Дмитрий Кононович возводит свой православный храм, присутствует при его торжественном освящении. В 1996 году за восстановление многих поруганных церквей в Якутии Дмитрий Кононович был награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского.

В смутные девяностые и в первые годы нового тысячелетия Сивцев выпустил на русском языке книги «Якутск в былые годы…», «Народный художник И.В. Попов», «Путеводитель музея-заповедника «Дружба», «Татта — родина поэта П.А.Ойунского», на якутском языке: 6-е издание «Букваря» и другие книги. К столетнему юбилею Дмитрия Кононовича Сивцева в Якутии подготовлено полное собрание сочинений в 14-ти томах, снят документальный фильм о его жизни и деятельности, в Якутске построен сквер с часовней и памятником, открылась новая библиотека.

В каждом народе такие люди, как Дмитрий Кононович Сивцев — Суорун Омоллон, рождаются раз в сто лет. Недаром его ещё при жизни величали патриархом якутской литературы.

http://www.russdom.ru/2006/20 0609i/20 060 930.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru