Русская линия
Православие.Ru28.09.2006 

Голоса православной России в Польше

На минувшей неделе, с 17 по 22 сентября, в Польше прошла концертная программа «Голоса православной России», организованная Международным фондом единства православных народов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Блаженнейшего Митрополита Варшавы и всей Польши Саввы, под патронатом Президента Польской Республики Леха Качиньского. Перед поляками выступили хоровые коллективы Московской духовной академии и семинарии, хор Московского училища им. Гнесиных и камерный хор Международного фонда единства православных народов (МФЕПН) «Классика».

Накануне открытия концертной программы в здании РИА Новости на Зубовском бульваре прошла пресс-конференция с участием архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, президента МФЕПН профессора Валерия Аркадиевича Алексеева, заслуженного работника культуры, руководителя и дирижера Камерного хора Московского городского государственного училища им. Гнесиных Валерия Александровича Калинина. В ходе пресс-конференции ее участники в частности сказали следующее.

Валерий Аркадиевич Алексеев, президент Международного фонда единства православных народов:
Эта патриаршая программа существует уже шесть лет. До этого подобные выступления проходили в Болгарии, Великобритании, на Кипре, в Германии, Македонии. Везде выступления имели большой успех, достаточно сказать, что на открытии наших программ зачастую присутствуют главы государств, например на Кипре или в Болгарии. В Великобритании на открытии программы присутствовал принц Чарльз со своими сыновьями. Конечно интерес к концертным программам, которые организует фонд, это, прежде всего, интерес к Русской Православной Церкви и к ее предстоятелю. Мы знаем, каким заслуженным уважением он пользуется во всем мире. И эта патриаршая программа является своего рода даром Святейшего Патриарха, культурно-духовным посланием народам, странам, где она проходит. С другой стороны, этот интерес обусловлен высоким профессиональным мастерством тех коллективов, которые участвуют в ней.

Официально программа открывается 18 сентября в Варшаве, хотя первый концерт состоится 17-го, накануне, и состоится он после богослужения, в котором примет участие наш хор «Классика». Затем программа будет представлена в других культурных и духовных центрах Польши: в Кракове, Лодзи, Ротславе, Белостоке и ряде других мест. Завершится программа 22 сентября в Белостоке. В этот день отмечается память мученика Гавриила Белостокского — большой и знаменательный праздник Польской Православной Церкви. В Польше это совершенно особый день, я бы даже сказал, что это престольный праздник для всей Белосточины, где пострадал этот младенец. Торжества продолжатся еще и вечером, на них будет присутствовать руководитель Белостокского воеводства.

Валерий Александрович Калинин, заслуженный работник культуры, руководитель и дирижер Камерного хора Московского городского государственного училища им. Гнесиных: К этой культурной миссии, очень важной, мы относимся с большим трепетом. Во-первых, сама по себе миссия Православной Церкви весьма и весьма ответственна, во-вторых, мы едем в Польшу, где очень сильно развита хоровая культура, где есть известные и почитаемые во всем мире композиторы, в частности выдающийся хоровой композитор Ромуальд Твардовский. Окунуться в эту атмосферу очень интересно.

Как известно, само партесное пение пришло к нам с Украины, а на Украину — из Польши. Мы уже три года сотрудничаем с фондом, и приглашение принять участие в этой концертной программе (за которое мы очень благодарны) нам кажется не случайным, поскольку наш хор поет православную духовную музыку уже около 15 лет. Когда перед 90-ми годами прошлого века мы впервые столкнулись с этим пластом русской музыки, мы были потрясены его глубиной, силой, драматизмом, его масштабами и тем, насколько несправедливо это было не только забыто, а именно запрещено. И вот, когда мы начали эту работу, мы почувствовали, что не так-то просто русскому человеку окунуться в эту музыку, ее понять. Вы представляете, какой парадокс! Но с гордостью за свой коллектив я могу сказать, что уже через два-три года, когда мы были на хоровом конкурсе в Латвии, нам сказали: «Как ваши, такие маленькие дети так глубоко исполняют русскую музыку?». Для нас это был огромный комплимент.

Я могу засвидетельствовать, что русские люди необыкновенно воспринимают православную духовную музыку. Поразительно, потрясающе воспринимает ее русский человек. Никогда не забуду, как во время наших выступлений в воинских частях Калининской области нас слушали простые солдаты… Нужно больше доверять русскому человеку и давать слушать и классику, и духовную музыку. И за границей тоже, во время концертов в Германии я видел слезы на глазах у людей, я не говорю уже о русских людях за границей, слушая русскую духовную музыку, они откровенно плакали. Поэтому и в Польшу мы едем с радостью.

Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий:
Я хочу дополнить сказанное Валерием Александровичем несколько с другой стороны. Россию сейчас воспринимают как страну, которая переживает религиозное возрождение, а поскольку Церковь есть, в том числе, и жизнь традиции, и жизнь по традиции. Мы желаем донести до людей не просто нашу певческую культуру, не просто духовные песнопения, а настроение, состояние души возрождающейся России, и я думаю, что это очень важный момент.

Мы предлагаем прикоснуться именно к возрождающейся России, потому что сейчас очень многие начинают приходить в Церковь, находят дорогу к храму. Святейший Патриарх Алексий часто повторяет такую интересную фразу, что если раньше родители приводили детей к Богу, то сейчас дети приводят к Нему своих родителей. И поэтому особенно хорошо, что именно дети будут износить эту весть о России из своего сердца, что именно они будут наполнять своим духовным состоянием слушателей.

* * *

По окончании пресс-конференции участники ответили на многочисленные вопросы журналистов.

— Вы едете в Польшу, большинство жителей которой исповедует католичество, при этом едут православные хоры, не могли бы вы рассказать о положении православных в Польше? Рассчитываете ли вы этим как-то поддержать их духовно? И не боитесь ли вы обвинений в прозелитизме?

В. А. Алексеев: Холмская кафедра Польской Православной Церкви — одна из древнейших кафедр, поэтому в данном случае говорить о прозелитизме совершенно неуместно. Православная Церковь действует там по месту своего исторического служения, и она востребована народом, она является Церковью этого народа. Так сложилось, что в Польше вот уже несколько столетий большинство населения исповедует католицизм, но мы с уважением относимся к нашим братьям во Христе — католикам. Католическая Церковь много говорит о необходимости диалога с Православием, и те формы народной дипломатии, которые использует наш фонд, наиболее приемлемы при организации такого рода культурных духовных программ. Что может быть лучше, когда диалог ведется на уровне сердца, душевного общения, а не только на уровне интеллекта. Музыка действует именно на этот уровень человеческого естества в его познании Бога и мира.

Когда мы были в Англии, где население по преимуществу составляют англикане, мы заметили это. Весь огромный зал в соборе святого Павла (главного храма Англиканской церкви в центре Лондона) был заполнен, мы видели людей, которые стояли в проходах. Более того, три раза в этот день ВВС давала четырехминутные сюжеты, анонсы, о том, что сегодня в Сен-Поле будет выступать хор Московской Патриархии. Мы понимаем, что в этом была и политическая составляющая, но они давали и музыкальные фрагменты с пением наших хоров. Это говорит о том, что люди другой культуры, другой христианской традиции нисколько не воспринимают наши концертные программы как некое агрессивное воздействие.

На основании того опыта, который у нас есть, мы ожидаем очень теплый прием и с польской стороны. Более того, в Кракове мы приглашены к примасу Польской Католической Церкви. Там находится резиденция кардинала Глемпа, и если он будет чувствовать себя хорошо, то один из концертов состоится в его резиденции, по крайней мере, такое пожелание уже прозвучало. Нас очень многое объединяет с Польшей, конечно, мы же славяне по крови, у нас довольно близкая ментальность. Мы музыкальны, славяне вообще очень музыкальны, мы и в этой части очень близки. Поэтому, я думаю, что это только поможет укреплению тех многовековых отношений, которые существуют между нашими народами.

Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий: Дело в том, что у нас в большей степени культурная миссия, мы, прежде всего, желаем показать свою традицию, свой опыт переживания религиозной музыки и религиозных текстов. Тем более на сегодняшний день, когда перед всем религиозным миром стоят весьма серьезные проблемы, когда мы стоим перед надвигающимся агрессивным секуляризмом. И здесь необходимо задуматься: что же, все-таки, нас может объединять с Католической Церковью. А нас объединяет очень многое, прежде всего, наша вера во Христа. Апостол Павел говорит, что един посредник между Богом и человеком — Христос. Небезразлично, как мы к нему относимся, каково наше понимание религиозной традиции, опыта… Но почему необходимо обязательно на поле брани выходить? Вспомним еще раз то, о чем говорят наши священнослужители: нам необходимо хранить единство в союзе мира и любви. До единства, возможно, нам еще слишком далеко, но почему бы нам не хранить мир и согласие?

* * *

— Валерий Александрович, как вам удалось собрать такой высокий уровень представителей для вашей программы в Польше?

— Я глубоко убежден в том, что это прежде всего интерес к патриаршей программе и к ее вдохновителю — Святейшему Патриарху Алексию. Когда в апреле я встречался с президентом Польши, я, конечно, передал ему послание Святейшего Патриарха и все знаки его внимания. И я увидел, что, несмотря на все нюансы, которые существуют в двусторонних отношениях наших стран, руководство Польши с большим почтением относится к Святейшему Патриарху и к нашей стране. С другой стороны, мои встречи с представителями различных политических структур Польши показали, что интерес к России существует, он не утерян, да этого никогда и не произойдет. Россия и Польша в контексте своего исторического бытия обречены испытывать жгучий интерес друг к другу. Мы соседи — и этим все сказано.

— Владыка Алексий, что для вас как для священнослужителя значит церковное пение?

— Это серьезный вопрос. Да не обидится присутствующий здесь руководитель хора, но я, возможно, скажу несколько неожиданную вещь: для меня хор тогда хорош, когда я его не слышу. Поясню. Церковное пение должно делать основной акцент на текст песнопения, и в этом смысле партесное пение в определенной своей части, у определенных авторов помогает делать эти акценты. Но иногда партесное пение уводит человека от пения, увлекая его мелодикой. Вот это, на мой взгляд, не совсем правильно. Есть несколько традиционных условий, например для чтеца, который читает Шестопсалмие. Одно из них, чтобы он не пытался выразить своих чувств. Специально существует такая церковная традиция, когда необходимо читать, забывая о своем состоянии, и, прежде всего, давать возможность слушателю услышать то, что предлагается Церковью в этот момент. Услышать и внимать этому всем сердцем. В одном храме, лет 30 тому назад, я как-то раз услышал способ выразительного чтения Шестопсалмия (читает с выражением первые стихи из Шестопсалмия). (В ответ на реакцию зала:) Вы уже чувствуете, что такое чтение недопустимо. Основная задача как церковного хора, так и священнослужителя помочь человеку услышать то, что предлагает ему Церковь. Как хорошо, когда все славят Бога «едиными усты и единым сердцем», поэтому, говоря, что «я не слышу хора», я имею в виду такое пение, когда хор только помогает мне, а не отвлекает меня.

— Валерий Александрович, хор вашего училища участвует в богослужениях?

— Да, участвует, ребята хорошо знают обиход и многие поют в храмах.

— Валерий Аркадиевич, не могли бы вы подробнее рассказать о жизни Польской Православной Церкви?

— Польская Православная Церковь, это, конечно, церковь меньшинства населения, но меньшинства уважаемого. Нынешний ее предстоятель, митрополит Савва, весьма авторитетный человек в Польше, достаточно сказать, что он длительное время был одним из двух главных капелланов Войска Польского, он имеет и воинское звание — генерал. После того, как несколько лет назад он был избран в новое достоинство, его на месте главного капеллана сменил другой архиерей. Но в Польше его предыдущее служение помнят, как помнят и то, что он стоял у истоков этого явления. В Польше два главных капеллана — католик и православный. Авторитет владыки Саввы способствует возрастанию интереса к Православию в Польше. Надо сказать, что сегодня и православные депутаты, которые представляют эту часть населения в Сейме Польши, достаточно активны, их голоса слышны. Они отстаивают интересы Православия, и надо сказать, что эти процессы проходят в целом бесконфликтно.

Несмотря на то, что Костел вел последнюю выборную компанию довольно напористо, я бы сказал, в политическом смысле даже агрессивно, не произошло никаких конфликтов с православными, потому что между конфессиями нет воинствующего прозелитизма. Части населения устоялись в своих религиозных предпочтениях. Хотя существуют и межцерковные браки и их количество увеличивается, но владыка Савва как-то раз мне доверительно рассказывал, что здесь баланс в нашу сторону. Если католик и православная или православный и католичка соединяются в браке, то около 70 процентов семей потом переходит в Православие. Такая вот, пока что, статистика. Я конечно поинтересовался у владыки, а не вызывает ли это какого-то недовольства? Он ответил, что возможно в семьях кто-то и недоволен, но это не приводит к каким-то более серьезным последствиям. Потом, православные очень хорошо относятся к некоторым католическим святыням. Они почитают Ченстоховскую икону Божией Матери, а это главная национальная святыня Польши, и это воспринимается католическим польским населением с уважением. Поэтому я бы сказал, что православное население Польши дает хороший пример для всех других христиан терпимого, уважительного бытия в иноверном окружении.

Алексей Сагань

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 928 110 039


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru