АиФ Петербург | Протоиерей Георгий Митрофанов | 27.09.2006 |
— Зачем вообще вводить в школе такой предмет?
— Он может переломить наметившуюся негативную тенденцию, связанную с уменьшением гуманитарного компонента в школе. Необходим предмет, который бы знакомил школьников с историей русской культуры. Курс краеведения или истории мировой культуры — лишь полумеры. Полного представления о русской культуре во всем ее многообразии, в частности о духовной культуре, школьник не получает.
Почему предмет называется «Основы православной культуры», я не знаю. Коль скоро слово «православие» почему-то вызывает такую резкую реакцию в некоторых слоях нашего общества, можно было бы его назвать «Основы русской духовной культуры» или «отечественной духовной культуры» — суть не изменится. Для меня очевидно, что православная вера является культурообразующей религией для нашего государства. До XVIII века русская культура не знала другой литературы, кроме церковной. До XVII века не существовало никакой живописи, кроме иконописи, никакой музыки, кроме церковной, никакой значительной архитектуры, кроме архитектуры церковной.
Наконец, русская литература, русская история творились по преимуществу людьми, выросшими в лоне православной традиции. Они могли ее принимать, как Достоевский, могли с ней спорить, как Толстой. Но все они, так или иначе, были связаны с православной культурой. Поэтому серьезное изучение русской литературы от митрополита Иллариона до Александра Солженицина, русской музыки от безымянных авторов знаменных распевов до Сергея Рахманинова, невозможно без понимания основ православной и шире — христианской культуры.
— Россия — страна многонациональная. Зачем изучать основы православия школьникам в Татарстане, где большинство населения исповедует ислам?
— Постоянно подчеркивается, что основы православной культуры — предмет регионального уровня, и изучать его надо исходя из особенностей того или иного региона. Кроме того, многонациональность и многоконфессиональность страны не отменяют общепринятых норм учебного процесса. Коль скоро наша страна пока называется Россия, основным курсом истории в школе должна быть русская история. Так же и с литературой. Мы ведь не боимся, что изучение Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого или Чехова ущемит национальные чувства школьников нерусского происхождения. Последовательное проведение иной точки зрения приведет нас к выводу, что татарский школьник должен изучать только историю татарского народа, башкирский — башкирского, еврейский — еврейского. Это абсурд. Как абсурд, если бы в истории русской литературы мы бы заменили Чехова, Толстого и Булгакова на Салавата Юлаева, Мусу Джалиля или Шолом-Алейхема с тем же количеством учебных часов.
Безусловно, на территории Татарстана изучению истории татар и татарской культуры надо уделять больше внимания, но это не отменяет изучения русской культуры. Здесь вполне можно найти разумный компромисс — это задача местных властей.
Меня поражает вот что. В опасениях усилить изучение русской культуры в российских школах как будто скрывается подспудное ощущение, что русская культура и история ущербны и малоинтересны. Но русский народ создал великую культуру, сыгравшую бесспорную роль в истории культуры мировой, и непонятно, почему приобщение к ней может ущемить чьи-то права.
— У нас светское государство, а Конституция гарантирует всем свободу вероисповедания, таким образом, изучение в школе какой-то одной религии прямо нарушает закон:
— Основы православной культуры — это гуманитарная дисциплина культурологического характера. Никакого отношения к Закону Божьему она не имеет. Мне кажется, что противники этого предмета пекутся не о сохранении буквы закона, а стремятся сохранить элементы прежней, враждебной русской культуре идеологии, в путах которой наша школа во многом продолжает оставаться. Я имею в виду богоборческий тоталитаризм советского общества, который, в частности, проявляется в нарочитом отталкивании ценностей христианской культуры. Заметьте, в истории XX века именно тоталитарные режимы, как коммунистические, так и нацистские, всегда вели борьбу с христианством.
Кроме того, хотелось бы отметить, что одной из главных проблем нашего общества является невежество. В том числе невежество религиозное. Основная часть постсоветских обывателей — это вульгарные безбожники, у которых вера во Христа заменяется верой в Кашпировского или бабу Нюру. Не приобщая человека к христианской цивилизации, в том числе и в форме православной культуры, мы рискуем, что они приобщатся к религиозному мракобесию в самых страшных его формах.
— Почему бы тогда не ввести в школе предмет «История мировых религий»?
— Как мне кажется, именно этот курс может нарушить светский характер школы, ибо превратится в религиозную проповедь тех или иных учений. А кроме того, может открыть доступ в школу самых причудливых учений вплоть до сатанизма.
Во многих западных странах уроки религии присутствуют в государственных школах. И даже атеистические семьи не противятся знакомству детей с основами веры, которая была веками характерна для их государства. Как подлинные демократы, они считают, что ребенку должна быть оставлена свобода выбора. Он должен знать ту веру, что создала его страну, а свое отношение к ней он выработает со временем.
Кстати, когда говорят, что православная церковь хочет проникнуть в школу и только и ждет часа «икс», чтобы священники устремились в классы читать молебны, то совершенно не учитывают, что духовенства мало, а священников, способных преподавать в школе, еще меньше. Церковь как никто заинтересована, чтобы основы православной культуры вели опытные школьные педагоги, а сам предмет не превратился в религиозную проповедь.
Михаил СЕВЕРОВ