Русская линия
Деловая газета «Взгляд» Андрей Тихонов27.09.2006 

Православие для школьников
Автор учебника по ОПК считает, что она написала не религиозный, а религиозно-познавательный учебник

Сегодня в Москве в очередной раз обсуждали введение в некоторых регионах изучения основ православной культуры. Несмотря на то, что, как оказалось, таких регионов пока всего два, дискуссия на круглом столе в РИА «Новости» получилась весьма напряженной. Сторонники введения этого курса в школе уверены, что изучение православия укрепит единство страны, противники намекают, что таким образом детям будет навязано религиозное мировоззрение.

Автор учебника «Основы православной культуры» Алла Бородина сразу показала свой боевой настрой, потребовав для себя дополнительное время выступления, в противном случае пригрозив уйти с мероприятия. Выяснилось, что для нее очень важно было донести свою позицию, которую, по ее мнению, многие журналисты, особенно телевизионные, искажают.

«Религиозное воспитание, которое было повсеместным в России XIX века, не может служить абсолютным примером для подражания» «Многие СМИ подменяют понятия, насаждают нетерпимость в нашем обществе», — пожаловалась Бородина. Автор учебника настаивала на том, что она написала не религиозный, а религиозно-познавательный учебник, не затрагивающий вопросов личного религиозного опыта и воспитания.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма при МГУ, высказал неожиданное для церковного человека мнение, что религиозное воспитание, которое было повсеместным в России XIX века, не может служить абсолютным примером для подражания. Виной тому большое количество революционеров, на которых изучение закона божьего никакого эффекта не произвело.

Поэтому, как считает протоиерей, целью уроков должно быть не насаждение детям религии, которое может только оттолкнуть их, а адекватное знакомство с отечественной культурой. По мнению Козлова, самым пагубным, что было в преподавании марксизма в советские годы, было требование единомыслия с преподавателем. В преподавании же основ православной культуры ученику должна предоставляться мировоззренческая свобода.

Сопредседатель Союза писателей России Сергей Перевезенцев обвинил тех, кто не принимает возможного введения в школах изучения православия, в том, что они выступают за «свободу греха». А светское образование Перевезенцев тоже уличил в религиозном характере. При этом знакомство школьника с православием не должно, как предостерегает писатель, отвернуть ребенка от религии, как это произошло с философом Владимиром Соловьевым в юности.

Будущий религиозный философ выкинул Библию в окно, устав от закона божьего в школе, напоминает Перевезенцев. В то же время сейчас студенты зачастую просто не знают азов православия, не понимают разницы между православием и католичеством, а эти знания должны даваться уже в школе.

Известный телеведущий Максим Шевченко, отстаивая необходимость изучения основ православия в школе, указал на опыт США, где во многих штатах есть религиозное обучение. Без знаний о религии школьник не поймет Пушкина, Достоевского, Толстого, приводит аргумент Шевченко. При этом школьников, по мнению журналиста, вполне можно было бы во время таких уроков разделять по религиозному признаку: мусульмане изучали бы свою культуру, католики свою и т. д. Авторитет школы должен подкрепить изучение основ религии, это, как считает Шевченко, укрепит единство нашей страны.

«Мы стоим на пороге больших перемен, и было бы правильнее идти им на встречу и сотрудничать с Русской православной церковью», — отметил Максим Шевченко.

Противником обязательного изучения православия в школе выступил ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. По его словам, это ущемит права мусульман, но в то же время если предмет будет факультативным, то никаких претензий к нему мусульмане иметь не будут.

Также отрицательную точку зрения насчет изучения в школе основ православной культуры выразил писатель и телеведущий Михаил Архангельский. По его словам, это будет подменой понятий, таким образом школьникам просто будет навязано религиозное мировоззрение.

«Двусмысленность никогда ни к чему хорошему не приводила, а обман в мире веры и вовсе недопустим», — подчеркивает писатель. К тому же, как отмечает Михаил Архангельский, нам сначала надо подтянуть уровень обучения основным предметам, а уже потом вводить новые.

Начальник отдела региональной и этнокультурной политики Министерства образования Татьяна Петрова уточнила, что пока речь не идет о преподавании веры в школах. В настоящее время лишь в Белгородской и Брянской областях решением законодательных органов введен предмет, изучающий историю края и в этих рамках рассказывающий о православной культуре.

Школьники же имеют право отказаться от этого предмета, это не испортит им аттестат. Петрова напомнила, что в соответствии с законом об образовании регионы имеют право на введение таких предметов. Эмоциональность же обсуждения идет от неясности в терминологии.

http://www.vz.ru/politics/2006/9/26/50 455.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru