Русская линия
Правая.Ru Кирилл Фролов27.09.2006 

Лучшее враг хорошего
Мы всегда утверждали, что введение «Основ православной культуры» является компромиссом со стороны православного сообщества, — утверждает глава Московского отделения СПГ

Яна Бражникова в своей недавней статье о введении ОПК «Держаться корней и быть свободным» предлагает радикальное решение: всю школу сделать православной по сути, по содержанию. Это прекрасная идея. Над ее воплощением стоит работать. Но, как известно, лучшее — враг хорошего. Поэтому рассуждения о том, что когда умрет нынешняя плохая школа, мы создадим нашу новую, православную, вызывают вопросы.

Сейчас ситуация складывается так, что после «реформ» Фурсенко школа, действительно, умрет, но на ее месте возникнут курсы по обучению грамоте для населения, обслуживающего трубу, и небольшая сеть колледжей и ВУЗов для элиты. То же можно сказать и про нынешнюю армию — в ней масса проблем, но если она умрет, Россия исчезнет как суверенное государство. Допустимо ли во имя идеальной и желанной православной монархии угробить реальное, пусть несовершенное, Российское государство?

Поэтому мне представляется совершенно логичным то, что монархист Владимир Карпец защищает и некоторые черты советского периода истории России. Можно сколько угодно ругать советскую школу, но она давала людям базовые знания в точных, и в гуманитарных науках. Теперь пришло время дать знания об основах православной культуры. Здесь и сейчас, иначе поздно — пока народится новая, онтологически православная школа, мы потеряем поколение, пройдем «точку невозврата».

Невозможно согласиться и с утверждением, что вводить «Основы православной культуры» нужно «по-хитрому». Можно перехитрить самих себя. В результате информационной войны с Православием вопрос ОПК стал политическим, стал знаменем борьбы за русское национальное возрождение. Если православное — шире — моральное большинство граждан России откажется от прямого и бескомпромиссного требования ввести «Основы Православной Культуры» в федеральный образовательный компонент, то противники Церкви небезосновательно решат, что о православных можно вытирать ноги. «По -хитрому» ведут себя подпольщики, мы же хозяева своей земли, которые, исходя из политической реальности, предлагают государству и обществу разумный компромисс: ввести культурологический предмет «Основы православной культуры» в федеральный образовательный компонент.

Политическая реальность состоит и в том, что имеет место попытка бороться с ОПК «православными» аргументами, осуществляется политика раскола православного сообщества по отношению к этому базовому вопросу.

Вновь приходится напоминать о действиях погромщиков «Основ православной культуры»:

1) Первым делом остановить всеобщее преподавание «Основ православной культуры» в пилотных областях — Белгородской, Курской, Смоленской и Калужской. Сделать это любым путем, в том числе используя «православные» аргументы о несовершенстве учебников и преподавателей, затянуть время при помощи «конкурсов» на новые идеальные учебники.

2) Пользуясь паузой, изменить государственные образовательные стандарты так, чтобы регионы не смогли больше ввести «ОПК» в региональный компонент. Воспользоваться паузой, использовать демагогию о несовершенстве учебников ОПК для того, чтобы заменить «Основы православной культуры» секулярно- атеистическим предметом «История мировых религий».

Показательно и то, кто с православной стороны торпедирует введение «Основ православной культуры». Питерский протоиерей Георгий Митрофанов известен не только своим «особым мнением» в отношении ОПК, но и таким же «особым мнением» в отношении празднования юбилея Победы в Великой Отечественной Войне в 2005 году, которое он назвал «победобесием», в то время как Святейший Патриарх принял в этом «победобесии» самое активное участие и считает это празднование великим торжеством нашего православного народа.

Поэтому наша позиция бескомпромиссна: никакой приостановки, никакого сокращения преподавания «Основ православной культуры» быть не может. Написание новых учебников, которые могут быть созданы такими блестящими культурологами, как Владимир Махнач, должны быть поводом для введения «Основ православной культуры» в федеральный образовательный компонент. Православное большинство граждан Росси не примет секулярно-атеистические «мировые религии» и устроит им обструкцию.

И последнее. При всем уважении к мнениям коллег я позволю себе напомнить, что если мы считаем себя верными чадами Русской Православной Церкви, то мы не можем не сверять наши позиции с церковными. Священноначалие РПЦ, в первую очередь, Святейший Патриарх давно закрыло навязанную дискуссию об ОПК и однозначно добивается введения этого предмета в российские школы. Эту официальную позицию разъясняют уполномоченные на то лица:

«Главная причина противодействия преподаванию «Основ православной культуры» — безнравственность российских элит, считает протоиерей Всеволод Чаплин. Выступая 19 сентября в прямом эфире радиостанции «Радонеж», отец Всеволод отметил, что этот предмет преподается в некоторых регионах России уже около десяти лет, «отзывы самые благоприятные, и нигде это не вызвало ни межнациональных, ни межрелигиозных конфликтов… обстановка в этих регионах нисколько не ухудшается, а, наоборот, становится лучше»

То, что было высказано в недавнем интервью министра образования Фурсенко, по мнению о. Всеволода, «позволяет усомниться в компетентности этого, вроде бы, самого компетентного — по должности — человека, в компетентности именно в этом вопросе». «Он говорит, что нет преподавателей. Да есть преподаватели! Есть десятки тысяч преподавателей, которые окончили самые серьезные курсы повышения квалификации при церковных учебных заведениях — таких, как Московская духовная академия, Свято-Тихоновский богословский университет и другие… Министр говорит, что нет учебников. Учебников достаточно много, причем разных, и многие из них прошли апробацию в школе, через многие годы преподавания… Министр говорит, что неправильно было бы, если бы священники пришли в школы. Они и не идут — у нас не так много священников, чтобы они могли постоянно преподавать в школах. Но речь не идет о священниках, речь идет о светских педагогах, которые имеют в то же время и должную образовательную базу для преподавания этого предмета», напомнил о. Всеволод.

«Министр Фурсенко однажды сказал, что в школе не нужно навязывать мировоззрение. Он навязывает в школе мировоззрение! В нашей школе в обязательном порядке навязывается материализм», отметил протоиерей Всеволод Чаплин. «Дети и их родители имеют право на то, чтобы в школе им преподавалось то мировоззрение, которого придерживается данная семья, право на это зафиксировано международным законодательством. И мы должны настаивать на том, что сегодняшняя монополия на школу материализма, атеистического мировоззрения, является абсолютно ненормальной.

Отметив, что значительное большинство граждан положительно воспринимает введение преподавания «Основ православной культуры», о. Всеволод сказал: «Власть должна в большей степени прислушиваться к народу. И не только власть, но и вся элита. У нас люди, которые относятся к элите журналистской, элите бизнеса, элите чиновнической, зачастую говорят, что мол, мы лучше знаем, как народ должен жить, и мы его должны изменить «под себя». Как же эти люди относятся к народу? Как к скоту? Как к ничего не понимающим детям?»

«За противодействием православной культуре стоит некая духовная реальность, которая просто не озвучивается. «Те, кто привык жить без всяких нравственных норм — в семье, в экономике, в политике — они просто боятся, что в стране появится реальное нравственное измерение жизни, что дети будут знать, что такое хорошо и что такое плохо, и будут знать это лучше своих родителей. Вот этого боятся больше всего».

С позицией отца Всеволода следует не просто согласиться. Ей следует руководствоваться как позицией самой Русской Православной Церкви.

Исторически и юридически православные имеют полное право требовать большего — Закона Божия, например. Ведь в ближайшее время могут быть внесены изменения в Конституцию, например, в связи с возможным третьим сроком президента Путина. Вероятно, будет референдум по Конституции, можно добиться того, чтобы в нем был и поставлены все интересующие православных вопросы. В конце концов, в Румынии, Польше, Литве есть «Закон Божий» в школах, чем мы хуже?

http://www.pravaya.ru/column/9032


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика