Радонеж | 26.09.2006 |
В этом году обострение приключилось особенно острое. Шутка ли — аж в пятнадцати субъектах федерации предмет уже преподают школьникам. Причем если в одиннадцати — факультативно, то в четырех ввели в региональный образовательный компонент. В целых четырех! Да у нас же их всего 88!
Да как же может такое стерпеть трепетное демократическое сердце? Да никак не может! И понеслось…
«С 1 сентября! Аминь"… «Зачем школьнику семь Вселенских соборов?"… «Эти уроки — шаг к социальному взрыву"… «Крест на школе"… И, наконец: «Церковь, вон из школы!». Это только некоторые из заголовков, причем в центральных газетах.
Тексты — под стать заголовкам. Не то, что объективных — хотя бы спокойных и вменяемых материалов буквально раз-два и обчелся. В основном же — бесформенная истерика атеистов про то, что «мусульман и буддистов насильно обратят в веру» (иной раз упоминаются и иудеи), что преподавание религиозной культуры нарушит межнациональный и межконфессиональный мир и т. п.
Аргументация некоторых авторов вполне подпадает под статью УК о разжигании розни по признаку религиозной принадлежности — когда объясняют, что преподавания основ православной культуры «добиваются враги России» или, походя так, замечают, что «наша церковь куда как мстительней нашей власти» (а редакция «Известий» еще и на первую полосу эту цитату вынесла — как особо важную мысль).
Вообще-то до сих пор история (например, недавняя история в Кондопоге) свидетельствовала, что нарушению мира в обществе способствует не преподавание культуры, а ее отсутствие. Неуважение к культуре и беззаконие, помноженное на бездействие власти и равнодушие ее к тому, что думает народ, — вот верный путь к социальному взрыву. Но что же думает народ и что думает по этому поводу власть?
Есть такая социологическая служба — Фонд «Общественное мнение». Проводили они опрос и по данной, волнующей общество проблеме. Оказалось, что около 60% опрошенных хотели бы, чтобы в российских школах преподавались «Основы православной культуры». Против — лишь 10%. Остальные 30 — не определились.
Ну, и что же власть? А вот что:
«Борис Немцов, политик: «Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение».
Павел Крашенинников, глава Комитета Госдумы по законодательству: «Такие уроки — плохая услуга для любой конфессии. Тем более если на них еще и будут ставить оценки»».
И, наконец, министр образования и науки: он «за преподавание в школе не истории православия, а истории основных религий, причем не в качестве факультатива, а в виде обязательного предмета… Мы должны даже в названии предмета уходить от названия конкретных религий», сказал министр и сообщил, что собирается обратиться в Общественную палату. И вообще: «Наша страна слишком велика и включает много конфессий, поэтому мы должны быть толерантны. Необходим один общий учебник истории религий».
Просто не Фурсенко, а Гостомысл какой-то — «страна наша велика и обильна, а порядка в ней все равно никогда не будет"…
Так они думают. А так — думают действовать: «Общественная палата РФ» (к которой, как и грозился, воззвал министр Фурсенко) ответствовала, что «предлагает включить в программы школ Северного Кавказа изучение основ традиционных религий».
Класс! Уже два года, как в Чечне и Ингушетии, например, преподаются — как обязательный предмет — «основы ислама». Тут и палата подоспела…
Впрочем, реакция российских элит не удивляет, она вполне ожидаема. «Верхи», при крайней степени развращенности и в политике, и в бизнесе, и в культуре, никак не могут спокойно потерпеть даже возможности того, что хотя бы детям будут рассказывать о нравственных ценностях. Гораздо больше удивляют выступления против преподавания православной культуры со стороны… православных.
Аргументация при этом повторяет аргументацию министра образования (или это он у них почерпнул?): мол, нет учебников, а те, которые есть, — и не учебники вовсе (ибо не нами написаны), нет учителей, и вообще, преподавание этого предмета в школе отобьет интерес к нему надолго, если не навсегда.
Видимо, предполагается, что отсутствие этого предмета в школе будет способствовать профессиональному обсуждению и оценке педагогическим сообществом различных подходов к его преподаванию, разработке и «обкатке на практике» наилучших учебных пособий, положительно отразится на интересе к отсутствующему предмету в будущем и, главное, особенно оздоровительно воздействует на обстановку в обществе.
А некоторые тексты в российских СМИ и вовсе вводят в оцепенение. Например, такой: «Общественное движение «Российские радикалы», организовавшее в Москве митинг против преподавания в школах «Основ православной культуры», добивается легализации употребления марихуаны,… «государство должно забрать эту сферу у наркомафии, вывести ее с черного рынка, условно говоря — убрать торговлю марихуаной из школьных туалетов», — заявил секретарь движения Николай Храмов в беседе с корреспондентом «Интерфакса» во время митинга». Приехали… Ну, то есть, вывести торговлю марихуаной из школьных туалетов в школьные коридоры и классы, а православную культуру из классов, наоборот, изгнать. Р-радикал! Отчетливый боец!…
Или вот еще: «Изучение предмета «Основы православной культуры» в школах несет угрозу мусульманам, поскольку у них не существует собственной развитой системы исламского образования и просвещения». Мол, мы неучи, так и вы тоже неучами оставайтесь, так что ли? Нет, не так — еще лучше. Оказывается, процитированное только что заявил… директор саратовского медресе, сообщает «Интерфакс».
При этом тут же сообщается, что «по данным Минюста РФ, в настоящее время в стране насчитывается в полтора раза больше исламских средних и высших учебных заведений, чем православных». Ну-ка, ну-ка, очень интересно! Вот с этого места поподробнее, пожалуйста…
Первый заместитель муфтия Нижегородской области Дамир Мухетдинов в интервью для портала «Интерфакс-Религия» рассказал о своем видении современных проблем российских мусульман: «Когда мы говорим, что в Москве проживает чуть ли не три с лишним миллиона мусульман, ну хочется нам…
Мне хочется, чтобы в Нижнем Новгороде было 500 тысяч татар и мусульман. Чтобы сказать: товарищ губернатор, дайте нам не 150 тысяч, а пять миллионов, чтобы мы потратили на общественные и религиозные нужды». Весьма простодушно рассказал, надо отметить. Впрочем, муфтий Гайнутдин, надо думать, от этого «простодушия» своего коллеги вряд ли особенно смутится и перестанет рассказывать истории про два («три с лишним») миллиона мусульман, якобы проживающих в Москве, для которых всю Москву надо застроить мечетями, а соборную мечеть — выпросить размером с два Храма Христа Спасителя. Ну, хочется ведь. Деньги-то больно большие…
Но напоминать про скучную цифирь все-таки полезно. И для московских властей, которые с готовностью рапортуют, что «по данным Министерства региональной и национальной политики РФ, численность населения Москвы — 10 382 754 человека (постоянно зарегистрированные в столице граждане). Из них русские — 8 808 009…». Но, при этом, когда заходит разговор о преподавании в школах традиционной для русских культуры, отвечают заклинанием про «многонациональность и многоконфессиональность» и повторением сказок про «три с лишним миллиона».
Полезны эти напоминания и для центральной власти, повторяющей те же басни и те же заклинания, умноженные «на федеральный уровень» — мол, у нас в стране проживает то ли двадцать миллионов, то ли двадцать процентов (хорошенький разброс) мусульман. При этом, в ходе все того же опроса Фонда «Общественное мнение», к православным себя причислили опять же около 60% опрошенных (вероятно, те же, кто хотел бы, чтобы их детям преподавали православную культуру). А к мусульманам отнесли себя только 5%.
В этих обстоятельствах, имея «в полтора раза больше исламских средних и высших учебных заведений, чем православных», имея еврейские, китайские, турецкие, да какие угодно национальные (они же, между прочим, почти всегда и религиозные) школы, имея почти тотально безбожную систему образования, поднимать крик, когда русское православное абсолютное большинство населения добивается хотя бы факультативного образования для своих детей — ну, тут мы затрудняемся подобрать для этого какое-то достаточно политкорректное обозначение. Так порядку точно не прибудет. Как, впрочем, и величия, и обилия…