Российская газета | Анатолий Шаповалов, Максим Макарычев | 26.09.2006 |
По мнению аналитиков, эффект от этого выступления вызвал в исламском мире резонанс, сравнимый со скандалом от публикаций карикатур на пророка в европейских СМИ. В специальном заявлении, подписанном большой группой пакистанских священнослужителей, говорилось о том, что «понтифик должен быть низложен за провоцирование войны между религиями и раздувание вражды между людьми разных вероисповеданий».
Бенедикт XVI уже дважды давал разъяснения по поводу своих высказываний. «Я хотел, — заявил он, — побудить христиан к диалогу с современным миром, к диалогу всех культур и религий. К диалогу — честному и открытому, основанному на взаимном уважении».
Именно в этом состояло истинное назначение произнесенной понтификом речи. Так что во время переговоров с послами исламских государств глава Ватикана сделал упор на то, что его выступление было неправильно понято.
Однако те, кто принял подобные объяснения, оказались в меньшинстве. Ливанская газета «Дэйли стар» призвала исламский мир задуматься над обвинениями в адрес ислама, выдвинутыми Бенедиктом XVI. А управление по делам религии Турции направило письмо министру юстиции, где потребовало «арестовать Папу Римского во время его визита в Турцию в ноябре». Турецкий террорист Мехмет али Агджа, который в 1981 году стрелял в Иоанна Павла II, в свою очередь направил Бенедикту XVI письмо, где говорилось: «Папа Ратцингер, тебе говорит тот, кто знает суть дела. Твоя жизнь — в опасности. Не приезжай в Турцию».
Как считают известные ватиканисты, Бенедикт XVI отошел от линии поведения Иоанна Павла II, который прекрасно осознавал опасность возрождающегося фундаментализма. По мнению экспертов, Иоанн Павел II, будучи философом, на основе беспристрастного анализа действительности разработал собственную стратегию для осуществления диалога с исламским миром. Руководствуясь «мягкой» тактикой, он избегал в оценках ислама «острых» слов, предпочитая замалчивать проблемы и акцентировать внимание на том, что объединяет, а не разъединяет христиан и мусульман.
В то время как Бенедикт XVI открыто выступает за то, чтобы исламские страны гарантировали христианам и представителям других религий такие же права и свободы, какими пользуются мусульмане на Западе.
Так, например, Саудовская Аравия выделила десятки миллионов долларов на строительство самой крупной мечети в Риме, но на ее собственной территории запрещено возводить католические храмы. Причем работающие в Саудовской Аравии католические священнослужители не могут покидать территорию посольств, опасаясь встреч с религиозной полицией.
Ректор Римского лютеранского университета епископ Рино Фисихелль, ставший доверенным человеком Папы, призвал ООН «напомнить обществам и правительствам тех стран, где мусульмане в большинстве, об их обязательствах». В марте Бенедикт XVI провел встречу за закрытыми дверями со 179 кардиналами, которая была посвящена тому, что в отношениях с исламом надо занимать твердую позицию. Не случайно эксперты обратили внимание на то, что позиция католической церкви стала более критической в отношении ислама.
Между тем
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу заявил, что европейским лидерам следует поддержать главу католической церкви в его конфликте с исламским миром, который спровоцировало выступление понтифика. По словам Баррозу, «проблема заключается не в словах Бенедикта XVI, а в реакции на них экстремистов». А значит, Европе следует защитить свои идеалы от тех, кто стремится разрушить западную цивилизацию.