Русская линия
Православие и современность Ольга Новикова23.09.2006 

Чудо рядом

Икона Божией Матери "Утоли моя печали"В феврале этого года в домовом храме во имя Святых царственных страстотерпцев при Саратовском государственном университете замироточила икона Божией Матери «Утоли моя печали», переданная сюда из Архиерейского храма в честь этого образа.

«Дивны дела Твои…»

Светлый лик Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, — утешение всем пребывающим в печали. Сколько молящихся перед этим святым образом получили помощь и поддержку благодаря заступничеству Божией Матери! И капли мира, чудесным образом проявившиеся на Ее иконе, — явление для материалистов необъяснимое, а для людей верующих — явное свидетельство Божиего присутствия в мире.

Первым, кто заметил мироточение иконы Божией Матери «Утоли моя печали», стал прихожанин храма во имя Святых царственных страстотерпцев, доцент кафедры компьютерной алгебры и советник ректора СГУ Сергей Иванович Небалуев.

Он рассказал, что впервые прозрачные потеки маслянистой жидкости он увидел рано утром 8 февраля, на следующий день после празднования иконе Божией Матери «Утоли моя печали». И сразу же сообщил об этом явлении настоятелю храма, священнику Кириллу Краснощекову, который поначалу принял миро за капли лампадного масла, так как икона еще не была помещена в киот, и доступ к ней был открыт. Однако было принято решение отслужить в храме молебен с акафистом Божией Матери.

В день, на который он был назначен, 23 февраля, на образе снова выступили два заметных янтарных потека. Это произошло перед самым началом богослужения — версия о брызгах лампадного масла не подтвердилась. Во время молебна источение мира продолжилось, и свидетелями чуда стали все прихожане храма.

В последующие месяцы миро на иконе проявлялось неоднократно (в общей сложности было замечено около десяти случаев). Оно выступало как в виде небольших отчетливых капель, тонкой струйкой стекавших вниз, так и в виде еле заметной росы. Мироточение продолжилось и после того, как икону поместили в киот, только теперь потеки стали выступать уже на стекле. Последний случай мироточения был зафиксирован в июле. Но даже сейчас, если внимательно приглядеться, на образе можно увидеть его следы.

Комиссия по освидетельствованию чудес

До революции к фактам мироточения относились с особой ответственностью, даже существовал определенный порядок освидетельствования чудес. Как пишет в статье «О мироточении подлинном и мнимом» диакон Владимир Соколов, «если обнаруживали на иконе источение мира, то об этом докладывалось в епархиальное управление, откуда приезжала комиссия, которая учиняла подробное расследование: опрос свидетелей, тщательный осмотр иконы, ее местоположения, условий хранения. Если комиссия давала повод для того, чтобы утвердиться в том, что икона действительно мироточит, назначалась другая комиссия, которая учиняла еще более подробное расследование: она выясняла, не могли ли маслянистые пятна на иконе появиться каким-нибудь естественным путем. Если же комиссия и здесь не давала повода к сомнению, то икону обязательно помещали в киот (если она до тех пор не была под стеклом), опечатывали его, а в некоторых случаях и приставляли охрану. И только тогда, когда вся эта длинная „бюрократическая“ процедура была проделана, а на иконе все равно продолжали выступать маслянистые пятна — икона объявлялась мироточивой».

Ответственно отнеслись к происходящему и в домовом храме при СГУ, решившись рассказать о чуде лишь спустя полгода после первого источения мира. К сожалению, бывают и обратные случаи, когда сообщения о чудесах, порой неподтвержденных, слетают с новостных лент одна за другой. Впрочем, инициаторами шумихи становятся вовсе не священнослужители, понимающие всю меру ответственности, а журналисты, спешащие поведать миру о новом чуде.

Капли мира неоднократно подвергались научному анализу. В стенах нашего университета подобные опыты не проводились, но те, кто их осуществлял, не делают из результатов тайны. Об этом рассказал Сергей Иванович:

— Химический анализ показал, что миро на 60−80% состоит из белка. А белок, как известно, производится живыми клетками. Здесь же миро истекает из доски, с краски и со стекла, которые живыми клетками не являются. Известны случаи, когда мироточили даже каменные мозаики.

Кроме того, в тех случаях, когда проводилась подобная научная экспертиза мира, было замечено, что «естественных» аналогов его в природе не существует. Так что не только факт источения мира, но и само оно, как таковое, является чудом.

— Другое дело, что это явление означает? — поделился своими размышлениями Сергей Иванович.- Либо Господь нас подбадривает, либо, быть может, укоряет. И об этом надо думать. Но в любом случае внимание Божие очевидно, и нужно стремиться быть достойными этого…

Милость или предупреждение?

Хочется верить, что мироточение — добрый знак, явленный в нелегкое время возрождения веры, когда восстанавливаются храмы и в них возвращаются люди. Но, как свидетельствует церковное предание, чудесные знамения служили не только проявлением милости Божией, но ниспосылались и в трудные времена, призывая к покаянию и укрепляя малодушных в вере. Впрочем, узнать, в чем заключался Промысл Божий в данном случае, нам еще лишь предстоит. Хотя уже сегодня можно сказать, что чудо мироточения способствовало созданию новой семьи.

Валентина Водолазова, еще будучи студенткой выпускного курса механико-математического факультета СГУ, впервые переступила порог храма именно 23 февраля, когда там совершался молебен перед мироточивой иконой Божией Матери. Поначалу девушка растерялась — так много преподавателей присутствовало на службе. Тогда она впервые увидела чудесный образ. С тех пор, как призналась Валентина, что-то произошло в ее душе, постепенно ей стала открываться красота Православия. Она стала прихожанкой домового храма СГУ, а в день празднования Казанской иконе Богородицы она обвенчалась с Александром Водолазовым, доцентом СГУ и тоже прихожанином храма. В тот день образ Божией Матери вновь замироточил.

«Поклоняюсь Творцу»

— Почитание икон Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых — догмат христианской веры, проистекающий из основного положения Церкви: воплощения Сына Божиего, — рассказывает отец Кирилл.- Икона Господа — свидетельство об истинном Его вочеловечении. Поэтому иконы по праву называют «богословием в красках».

В наше время, когда икона для протестантов является идолом, для католиков — «книгой для неграмотных», а для множества номинальных православных — модным украшением дома, учение об иконопочитании является как бы новым откровением для всего христианского мира. По мнению православных, если есть Боговоплощение, есть и иконы, если нет Боговоплощения — нет и икон.

Но материальная основа иконы — деревянная доска, она не может быть источником Божественной энергии, Божественной благодати, изливающейся на верующих. Значит, не икона сама по себе совершает чудеса, а Бог Своей силой и благодатью творит их через икону в ответ на молитву человека. И Церковь, приняв святые иконы, воздает честь не иконам как таковым, состоящим из дерева и красок, но обращает поклонение к изображенным на них первообразам. «Я не поклоняюсь веществу, — говорил святой Иоанн Дамаскин, — поклоняюсь же Творцу вещества», а его, то есть вещество, «почитаю не как Бога, а как исполненное Божественного действия и благодати». Вот таким «исполненным Божественного действия и благодати» веществом и является миро, чудесным образом выступающее на иконе.

Нужно отметить, что «мироточение» — весьма условное название явления. Только благоговейное отношение к веществу, появляющемуся на иконах, позволяет отождествлять его с миро, которое используется в Таинстве Крещения.

— Влага, собирающаяся на мироточащих в наши дни иконах, может быть и густой, тягучей «смолой», и маслянистой жидкостью, и просто росой или испариной, — поясняет отец Кирилл.- Иногда она благоухает, иногда — нет. Большинство сегодняшних случаев точнее было бы определить как «елеоточение» или «росоточение».

Термин «точение» понимается не всегда правильно. Ведь миро не изводится буквально из самого вещества иконы, а возникает на ней «из ничего». Бывает, влага выступает на стекле киота, довольно далеко отстоящем от образа. И капли не источаются, конечно, из стекла, а появляются и набухают прямо на нем.

Отношение к мироточивым иконам должно быть особым, иным, нежели к другим православным святыням. Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений.

Не ищите знамений…

Конечно, подлинная вера основывается не на чудесах, но на осознании любви Божией к нам. И чудо мироточения является лишь одним из ее проявлений. А потому не стоит искать чудесных знамений во всем, что происходит в нашей жизни, иначе можно уйти далеко от веры. Так, в Евангелии сказано: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему (Мф. 16, 4).

По высказыванию митрополита Антония Сурожского, чудо — это не нарушение, но восстановление естественного порядка вещей, искаженного в падшем мире. И согласно православной церковной традиции, все чудеса нужно воспринимать спокойно, объективно, с чувством благоговения и благодарения за это свидетельство Божественной любви и участия к нам.

В современном мире, когда сознание перевернуто и практически утрачена сама духовная культура и традиции почитания православных святынь, известия о мироточении икон, в последнее время появляющиеся довольно часто, порой вызывают нездоровый интерес, порождая экзальтацию, ожидание чуда и даже некое «потребительское» отношение к нему. Отсюда разочарование: «Что это, у всех иконы мироточат, а у нас нет. Чем мы хуже?» — и настойчивое требование чудес, их поиск повсюду, когда любой след на иконе принимается за мироточение.

Естественное чувство благоговения перед святыней ни в коем случае не должно превращаться в «погоню» за чудесами и всем необычным.

— Мироточение необходимо принимать со смирением и трепетом, — говорит отец Кирилл.- Здесь неуместны ажиотаж, шумиха, тем более истерика. Явление это таинственное, и надо благодарить Бога и молиться, чтобы Господь даровал нам его уразумение. Это может быть и радостный знак, потому что почти два года в стенах СГУ совершается Божественная литургия, и, конечно, это оказывает колоссальное влияние на «духовный микроклимат» в университете, а может быть и предостережение перед грядущими испытаниями. Но что бы это ни было, по возможности верно и точно передать факты и рассказать о той милости, которую явила Божия Матерь в нашем храме, безусловно, следует, чтобы верующие смогли приехать и помолиться перед этим образом.

По благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина акафист Божией Матери в честь Ее иконы «Утоли моя печали» совершается в храме во имя Святых царственных страстотерпцев при СГУ по пятницам в 17.00. Храм располагается в 6-м корпусе университета по адресу: ул. Московская, 161.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/20 060 922.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru