НГ-Религии | Станислав Минин | 22.09.2006 |
В документе, который президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на итоговой пресс-конференции по завершении работы форума назвал «уникальным», в частности, подчеркивается, что межрелигиозный диалог «не может быть нацелен на демонстрацию превосходства одной религии над другими». Он также «не должен быть направлен на устранение различий, а скорее на познание и уважение их». В документе отмечается, что «религия играет конструктивную роль в обществе» и «является фундаментальной потребностью для будущих поколений».
О том, какую роль играет или может играть религия в современном обществе, а также о том, какими должны быть принципы межрелигиозного диалога, говорят участники Конгресса.
Варфоломей I, Патриарх Константинопольский
Разнообразие и плюрализм — характерные черты нашего времени, которые нельзя отрицать. Мы должны научиться жить в современном обществе, принимая его законы, и в то же время не теряя своей идентичности, не дискредитируя себя. Ведь многие верующие опасаются, что их религия утратит уникальные, только ей одной свойственные черты, а синкретизм тем временем становится реальностью.
Так или иначе, мы, религиозные лидеры, должны обучать верующих, информировать их, помогать им для начала понять свою собственную веру как можно глубже и лучше. Только познав собственную религию, они смогут понять и веру своего соседа, уважать ее. Сегодня многие желают стать богословами, а результатом этого желания становятся многочисленные конфликты. Недостаток образования и стремление прислушиваться к мнению того или иного христианского священника, раввина или имама приводит к тому, что люди сбиваются с пути и совершают непонятные поступки.
Цзямуян Лосанцзюмэй Туданьцюэсцзинима, заместитель председателя Всекитайской ассоциации буддистов
Основной задачей для любой религии является сохранение мира и спокойствия, пробуждение врожденной человеческой доброты и изгнание дурных помыслов, участие в созидании прекрасного и гармоничного мира. Гармоничный мир начинается в сознании: очищенное сознание способствует очищению места, на котором человек живет, а умиротворенный и безмятежный разум способствует мирному сосуществованию живых существ.
Нам следует стремиться к новым «шести гармониям» (традиционные буддийские «шесть гармоний» — гармония речи, тела, мысли, взглядов, учения и богатства. — «НГР»), а именно к человеческой доброте, гармонии в семье, дружбе, социальной гармонии, согласию между людьми и миру.
Из одного семени может вырасти лес, а одна идея может пробудить мир блуждающих умов. Истоки страданий бывают разными, естественными или социальными, созданными самими людьми. Для нас, буддистов, главный исток страданий — повреждение человеческого разума. Консультации и переговоры между представителями различных народов и организаций могут в некоторой степени облегчить социальные страдания, но только религии могут уничтожить их основу, очистить сознание человека!
Шантилал Карамши Сомайя, председатель Института по исследованию индологии и межрелигиозного диалога
Сегодня религиозным лидерам нужно признать, что эра обращения в ту или иную веру закончилась. Им следует взять на себя обязанность интерпретировать священные тексты, сводить на нет невежество масс, работать на «низовом уровне», трансформировать тот информационный вакуум, в котором мы, увы, зачастую воспитываем наших детей. Люди должны научиться отличать внешнюю форму религии от ее сущности.
Ни одна из религий не должна претендовать на полное обладание истиной. Священные тексты индуизма гласят, что все относительно, что никто не может знать правду во всей полноте, что существует множество путей к Богу. Как только божество освящает человека, сам путь становится малозначительным. А Свами Вивекананда говорил, что он принимает все религии и не может отбросить ни одну из них.
Наш мир стоит на пороге глобализации и в общем готов к тому, чтобы иметь универсальную религию. Но это не значит, что такая религия не может быть представлена различными людьми и различными способами. То, что нам нужно, — это базовое единство и гармония, то, что нам совершенно не нужно, — это бездумное единообразие. Утратив разнообразие, религии не смогут отвечать потребностям всех людей.
Ишмаэль Ноко, генеральный секретарь Всемирной Лютеранской федерации
Межрелигиозный диалог по необходимости должен превратиться в то, что мы называем «диапраксисом», то есть в практическое взаимодействие различных религиозных общин перед лицом общих вызовов повседневности. Мне кажется, что опыт совместной работы и совместного разрешения проблем, которые касаются всех нас, куда более продуктивен для взаимопонимания и солидарности, нежели академические споры или законодательные предписания.
Дискриминация и нетерпимость исходят не только от представителей «других» религий, напротив, многие религиозные группы подвергаются им столь же часто со стороны единоверцев, сколь со стороны иноверцев. Настоящим вызовом для сторонников межрелигиозного диалога сегодня становится борьба с «образами врага». Они созданы для того, чтобы демонизировать тех, чья вера отличается от нашей собственной вне зависимости от того, к какой религии они принадлежат — к другой или той же самой, что и мы.
Терроризм — это преступление, и со стороны властей оно должно получить соответствующую трактовку. Я убежден в том, что ни одна официальная религия не одобряет терроризм. Стремление религиозных лидеров найти решение общих проблем путем диалога должно лишить экстремистов их аудитории.
Рене ван дер Линден, председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)
«Тот, кто говорит, что религия не связана с политикой, не знает, что такое религия». В эру глобализации эти слова Махатмы Ганди особенно актуальны. Для многих глобализация — явление негативное. Если людей во времена неопределенности будет некому направлять, то это пробудит в них еще больший страх, сопротивление реальности, а в худшем случае — склонности к экстремизму.
Общество без религии — это судно без компаса. Поэтому ее лидеры несут особую ответственность перед своими последователями. Религиозные ценности, безусловно, в состоянии смягчить вредное воздействие глобализации.