НГ-Религии | Станислав Минин | 21.09.2006 |
Частичная легализация абортов — ожидаемая реакция Колумбии на долговременную критику международных правозащитных организаций. Вплоть до 2006 г. любое прерывание беременности трактовалось Уголовным кодексом страны как преступление, а наказанию (вплоть до 3 лет лишения свободы) подлежали как «заказчица», так и «исполнитель» операции. В то же время, по данным Межамериканской комиссии по правам человека, ежегодно в Колумбии совершается порядка 450 тысяч нелегальных абортов, а антисанитарные условия, в которых осуществляются операции, лишь подпитывают материнскую смертность.
Однако руководство католических медицинских учреждений стоит на своем, предлагая женщинам, желающим сделать аборт, «обращаться в другие клиники». «Медицина должна следовать христианским этическим принципам», — утверждает Рубен Рестрепо, директор клиники при Боливарианском Папском университете в Медельине. Решение госпиталей, разумеется, поддерживают иерархи Католической Церкви: так архиепископ Медельина и глава Папского Совета по делам семьи кардинал Альфонсо Лопес Трухильо назвал постановление Конституционного суда «юридической глупостью» и «нападением на человеческую жизнь», а давление международных организаций — «неуважением к колумбийцам».
У кардинала Трухильо в конце августа уже была возможность высказаться по поводу искусственного прерывания беременности: колумбийские врачи сделали аборт 11-летней девочке, изнасилованной собственным отчимом. Это был первый законный аборт, совершенный в стране. В интервью одному из местных телеканалов кардинал заявил, что девочка «оказалась в руках злодеев» (в числе которых Трухильо назвал родственников пострадавшей, врачей, медсестер, а также политиков и юристов), поставивших себя вне Церкви. При этом, как впоследствии пояснил в эфире радиостанции «Caracol» Трухильо, «злодеям» не нужно «официальное» отлучение от Церкви — участвуя в совершении аборта, они «отлучили себя сами».
Как показывают результаты социологических опросов, от 50 до 70% колумбийцев поддерживают решение Конституционного суда. В этой ситуации нравственный ригоризм Католической Церкви, как и в случае с запретом на использование презервативов в пораженных СПИДом странах Африки, не принесет ей никаких дивидендов. А отказ некоторых католических госпиталей делать аборты в оговоренных судом случаях и вовсе можно интерпретировать как акт гражданского неповиновения, равно как, например, отказ работников загсов в Испании регистрировать однополые браки.
Колумбийцы, поддерживающие условную легализацию абортов, порой считают Церковь «этически непоследовательной» и «не видящей бревна в собственном глазу». «Ватикан может отлучить от Церкви всех, кого захочет, но мне бы хотелось надеяться на то, что он станет отлучать и всех священников, насилующих мальчиков и девочек», — заявила сенатор Джина Пароди. Практика показывает, что в деле отлучения священнослужителей Католическая Церковь далеко не всегда столь же скора и оперативна, как в деле отлучения мирян.