Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин,
Павел Круг
21.09.2006 

Как слово наше отзовется
Баварское фиаско Бенедикта XVI

Кто бы мог подумать, что визит Папы Римского Бенедикта XVI в родную Баварию (9−14 сентября) обернется международным скандалом, а Ватикану придется несколько раз устами различных своих представителей и самого Понтифика во время воскресной проповеди выражать сожаление по поводу случившегося? Казалось бы, Папа всего лишь посетит дорогие его сердцу города Марктль-на-Инне и Фрайзинг, встретится со своим братом Георгом Ратцингером, совершит несколько богослужений, встретится с политиками и учеными, «напомнит» баварцам о семейных ценностях и угрозе секуляризма. И все! Не тут-то было!

Бенедикт XVI, конечно, пал жертвой СМИ. Некогда выступления главы Конгрегации вероучения кардинала Йозефа Ратцингера интересовали лишь богословов и интеллектуалов. Сейчас же весь мир обсуждает лекцию, прочитанную Бенедиктом XVI студентам и преподавателям Университета Регенсбурга 12 сентября и тот контекст, в котором Папа процитировал антиисламское высказывание византийского императора XIV в. Мануила II Палеолога. Благодаря радио, газетам и телевидению имя этого средневекового правителя в одночасье стало известно даже домохозяйкам.

Начиная с 14 сентября Папу призывали «объясниться» с мусульманским миром члены движения «Братья-мусульмане», Организация Исламская Конференция (ОИК), премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и председатель Турецкого совета по религиозным делам Али Бардакоглу, парламент Пакистана и Совет муфтиев России. Во многих мусульманских странах прозвучали призывы разорвать дипломатические отношения с Ватиканом, под угрозой оказался запланированный ноябрьский визит Понтифика в Турцию — а ведь правительство этой страны и Константинопольский Патриарх Варфоломей I долго оспаривали друг у друга «право» пригласить Папу.

Впрочем, «регенсбургская лекция» — не первый случай, когда у СМИ появляется возможность поговорить о противостоянии Бенедикта XVI исламскому миру. Негативное отношение Понтифика к перспективе вступления Турции в Евросоюз хорошо известно. В 2003 г. в своей книге «Вера, истина и терпимость» нынешний Папа критиковал ислам за чрезмерное, на его взгляд, переплетение религии и политики. В августе 2005 г. он принимал в папской резиденции в Кастель-Гандольфо известную своими антиисламскими взглядами журналистку Ориану Фаллачи (скончавшуюся на прошлой неделе). В то же время в ходе своей первой зарубежной поездки Бенедикт XVI встречался с главами мусульманской общины Кельна, а в феврале текущего года выступал с однозначным осуждением карикатур на Пророка Мухаммеда.

Во время традиционной воскресной проповеди 17 сентября в Риме Бенедикт XVI сказал: «Я очень огорчен той реакцией, которую вызвал среди мусульман краткий фрагмент моего выступления в Регенсбурге. Я всего лишь процитировал средневековый текст, который не отражает мое личное мнение. Выступление в Регенсбурге было приглашением к открытому и честному диалогу при полном взаимоуважении».

Представители «Братьев-мусульман», в частности, заявили, что объяснениями Понтифика удовлетворены. В то же время свою воскресную проповедь Папа произнес при беспрецедентных мерах безопасности — действующие в Ираке экстремистские группировки угрожали атаковать Ватикан. Нападениям подверглись христианские (в том числе греческая православная и англиканская) церкви в Палестине. Сколько бы ни извинялся теперь Папа, волну протеста, поднявшуюся в мусульманском мире, ему уже не остановить — все это Запад уже проходил во время «карикатурной войны». Остается лишь ждать, пока градус напряжения спадет сам собой, и думать о том, что может оказаться «в остатке».

Как смотрят на происходящее представители других христианских конфессий, в частности православия? Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) епископ Егорьевский Марк (Головков) в беседе с корреспондентом «НГР» назвал реакцию мусульман на высказывание Папы «слишком болезненной» и «не вполне оправданной». «Слова Понтифика — часть университетского доклада, Папа говорил о неприемлемости насаждения веры при помощи насилия. Впрочем, исторически Католическая Церковь сама этим грешила — достаточно вспомнить Крестовые походы или инквизицию. Однако сегодня насильственное насаждение веры можно рассматривать лишь как рудимент прошлого, и слова Папы — не критика ислама как такового».

Кстати, во время своего баварского визита Бенедикт XVI сумел задеть и Русскую Православную Церковь (РПЦ). Выступая перед католическими священниками и семинаристами в баварском Альтоттинге, Папа Римский сказал: «В так называемом третьем мире: в Латинской Америке, Африке и Азии — люди ждут тех, кто несет им слово Божье. Я уверен, что и на так называемом Западе, здесь, в Германии, и на просторах России мы можем пожать богатую жатву».

В РПЦ высказывание Понтифика расценили как посягательство на «каноническую территорию» Московского Патриархата. «У Католической Церкви обширное поле для миссии, в первую очередь это народы, которые исторически с этой Церковью связаны, но сегодня в значительной степени подвержены безбожию» — так прокомментировал слова Папы зампред ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Залог успеха в миссионерской деятельности заключается в том, чтобы «не бояться мира и не приспосабливаться к нему». «Действуя так, — заявил также представитель РПЦ, — мы в полной мере исполняем свою миссионерскую задачу по всей территории России и ряда сопредельных стран, которые являются канонической территорией нашей Церкви».

Диалог между РПЦ и Католической Церковью — замкнутый круг: о чем бы ни говорили стороны, все в итоге сведется к спорам о «канонической территории», «прозелитизме», греко-католиках и примате Папы Римского в Церкви. Слова Бенедикта XVI и реакция РПЦ показали, что прерванный шесть лет назад и возобновившийся 18 сентября в Белграде богословский диалог между католиками и православными будет очень непростым. Такое мнение накануне белградской встречи высказал и глава католической архиепархии в Москве архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Скандальная «регенсбургская лекция», неосторожные замечания относительно России… Похоже, что привыкание Йозефа Ратцингера к новой роли, требующей от некогда «кабинетного» богослова небывалой ответственности за каждый жест или реплику, явно затянулось…

http://religion.ng.ru/facts/2006−09−20/1_slovo.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru