НГ-Религии | Азер Алиев | 21.09.2006 |
Попытаемся обозначить тенденции развития современного общества, делающие идею однополярного мира неприемлемой для мусульман, а участие в его построении — несовместимым с исповеданием единобожия.
Наличие одного полюса в мире не сводится к сфере политики и социального устройства. Унификация всего и вся, сведение многообразия к единообразию и насаждение последнего во всех сферах жизни — вот тот вектор, в направлении которого движется человечество. Будто не довольствуясь стиранием границ между странами, этносами и культурами, человек замахивается на более фундаментальные оппозиции и нивелирует различия между мужским и женским, детством и зрелостью, молодостью и старостью.
Игнорирование особенностей полов принимает различные формы: от пропаганды однополой любви до отрицания неизменности половой принадлежности и экспериментов по вынашиванию плодов мужчинами. В пределе современные тенденции развития биологической науки ведут к замене естественного воспроизводства рода человеческого той или иной формой клонирования и изживанию традиционных ценностей частной жизни (материнство, семейные узы, преемственность поколений).
Одним из последствий однополярности мира является управляемость его населения. Пользуясь единым информационным пространством, люди оставляют в нем следы своего присутствия, которые говорят об их привычках, симпатиях и антипатиях гораздо больше, чем сердечное признание. Обращение к средствам массовой информации делает самого человека объектом манипулирования. Мода и реклама, эти страшные орудия унификации, регламентируют даже те стороны жизни, которые всегда составляли область личного выбора. На сегодняшний день относительно неприкосновенной остается сфера отправления освященных религией ритуалов, но и здесь предпринимаются попытки реформирования принятых практик. Среди наиболее красноречивых примеров последнего времени — призыв к отказу от традиционных норм погребения и их замене «символическими похоронами».
Генетически идея однополярного мира восходит к утопиям мыслителей эпохи Возрождения, в первую очередь Томмазо Кампанеллы, описавшего в трактате «Город солнца» (1602 г.) идеальное всемирное государство. Будучи пантеистом, Кампанелла занимался магией и астрологией. Его представления о гармонии мироздания требовали, чтобы земной полис воспроизводил в своем устройстве Царство Небесное.
Однако перенесение такого мифа из пространства утопии в реальность оборачивается карикатурой на этот миф. В перспективе однополярный мир видится единым государством-монстром, человеческим муравейником, живущим по законам, которые придумали построившие его муравьи. В подобном образовании все религии могут рассчитывать лишь на место в музее, ибо само понятие духовной жизни, очевидно, подлежит искоренению.
Естественное для ренессансного мага восприятие всемирного государства и невидимой иерархии как двух полюсов — земного и небесного — глубоко чуждо мусульманину. Он не может не почувствовать, что претензия однополярного мира на комплиментарность миру горнему метафизически несостоятельна. Уже в первой суре священный Коран называет Бога Господом миров, подчеркивая тем самым, что наш мир — не единственное место в тварном космосе, где должно славить Творца. Бог — Один, Он абсолютно самодостаточен и не имеет Себе равного, утверждает сура «Чистое исповедание».
Мусульманская экзегеза предполагает, что только Бог, будучи абсолютной Личностью, может сказать о Себе «Я» в единственном числе, удел же твари — пребывание в мире двойственности. Таким образом, в свете религиозных представлений полюс, или центр, метафизический символ Бога, единствен и не имеет никакого коррелята; характеристикой же периферии, или тварного космоса, является та или иная степень множественности. Этот метафизический полюс актуально отсутствует. Он лишь подразумевается — как точка, уравновешивающая противоположные тенденции и аспекты периферии. Совершенно очевидно, что исламское представление о гармонии мироздания исключает однополярность мира.
Более того, по слову священного Корана, наш мир создан совершенным. Строя однополярный мир, человек посягает на соучастие в творческом акте Бога, ибо берется «улучшить» и «доделать» то, чему дал бытие Сам Господь. Для мусульманина подобная деятельность равносильна отпадению от единобожия, богохульству и богоборчеству.
В 26-м стихе суры «Пчелы» сказано: «Ухищрялись те, которые были до них, и Аллах погубил их здание от оснований. И упала на них сверху крыша, и постигло их наказание оттуда, откуда они и не знали». Таково описание кары, ниспосланной строителям Вавилонской башни, верхушку которой должен был венчать трон царя-богоборца Нимрода.
Мусульмане верят, что создание однополярного мира — этого эсхатологического трона для лжемессии конца Времён — обречено на неудачу. Ведь усилия его архитекторов являются покушением на высокое назначение человека — носителя божьего образа.
Азер Рустамович Алиев — секретарь-координатор Межрелигиозного совета СНГ