Русская линия
НГ-Религии Азер Алиев21.09.2006 

Мусульмане перед лицом глобализации
Идея управляемого однополярного мира противоречит исламу

Многополярность — наличие нескольких противоборствующих центров, к которым так или иначе тяготели все страны и народы, — всегда была одним из привычных устоев мировосприятия. Распад Советского Союза стал точкой отсчета эры, поставившей нас перед необходимостью существования в однополярном мире. Само по себе отсутствие какой-либо очевидной альтернативы сделало эту проблему вызовом, на который пока не дано ответа.

Попытаемся обозначить тенденции развития современного общества, делающие идею однополярного мира неприемлемой для мусульман, а участие в его построении — несовместимым с исповеданием единобожия.

Наличие одного полюса в мире не сводится к сфере политики и социального устройства. Унификация всего и вся, сведение многообразия к единообразию и насаждение последнего во всех сферах жизни — вот тот вектор, в направлении которого движется человечество. Будто не довольствуясь стиранием границ между странами, этносами и культурами, человек замахивается на более фундаментальные оппозиции и нивелирует различия между мужским и женским, детством и зрелостью, молодостью и старостью.

Игнорирование особенностей полов принимает различные формы: от пропаганды однополой любви до отрицания неизменности половой принадлежности и экспериментов по вынашиванию плодов мужчинами. В пределе современные тенденции развития биологической науки ведут к замене естественного воспроизводства рода человеческого той или иной формой клонирования и изживанию традиционных ценностей частной жизни (материнство, семейные узы, преемственность поколений).

Одним из последствий однополярности мира является управляемость его населения. Пользуясь единым информационным пространством, люди оставляют в нем следы своего присутствия, которые говорят об их привычках, симпатиях и антипатиях гораздо больше, чем сердечное признание. Обращение к средствам массовой информации делает самого человека объектом манипулирования. Мода и реклама, эти страшные орудия унификации, регламентируют даже те стороны жизни, которые всегда составляли область личного выбора. На сегодняшний день относительно неприкосновенной остается сфера отправления освященных религией ритуалов, но и здесь предпринимаются попытки реформирования принятых практик. Среди наиболее красноречивых примеров последнего времени — призыв к отказу от традиционных норм погребения и их замене «символическими похоронами».

Генетически идея однополярного мира восходит к утопиям мыслителей эпохи Возрождения, в первую очередь Томмазо Кампанеллы, описавшего в трактате «Город солнца» (1602 г.) идеальное всемирное государство. Будучи пантеистом, Кампанелла занимался магией и астрологией. Его представления о гармонии мироздания требовали, чтобы земной полис воспроизводил в своем устройстве Царство Небесное.

Однако перенесение такого мифа из пространства утопии в реальность оборачивается карикатурой на этот миф. В перспективе однополярный мир видится единым государством-монстром, человеческим муравейником, живущим по законам, которые придумали построившие его муравьи. В подобном образовании все религии могут рассчитывать лишь на место в музее, ибо само понятие духовной жизни, очевидно, подлежит искоренению.

Естественное для ренессансного мага восприятие всемирного государства и невидимой иерархии как двух полюсов — земного и небесного — глубоко чуждо мусульманину. Он не может не почувствовать, что претензия однополярного мира на комплиментарность миру горнему метафизически несостоятельна. Уже в первой суре священный Коран называет Бога Господом миров, подчеркивая тем самым, что наш мир — не единственное место в тварном космосе, где должно славить Творца. Бог — Один, Он абсолютно самодостаточен и не имеет Себе равного, утверждает сура «Чистое исповедание».

Мусульманская экзегеза предполагает, что только Бог, будучи абсолютной Личностью, может сказать о Себе «Я» в единственном числе, удел же твари — пребывание в мире двойственности. Таким образом, в свете религиозных представлений полюс, или центр, метафизический символ Бога, единствен и не имеет никакого коррелята; характеристикой же периферии, или тварного космоса, является та или иная степень множественности. Этот метафизический полюс актуально отсутствует. Он лишь подразумевается — как точка, уравновешивающая противоположные тенденции и аспекты периферии. Совершенно очевидно, что исламское представление о гармонии мироздания исключает однополярность мира.

Более того, по слову священного Корана, наш мир создан совершенным. Строя однополярный мир, человек посягает на соучастие в творческом акте Бога, ибо берется «улучшить» и «доделать» то, чему дал бытие Сам Господь. Для мусульманина подобная деятельность равносильна отпадению от единобожия, богохульству и богоборчеству.

В 26-м стихе суры «Пчелы» сказано: «Ухищрялись те, которые были до них, и Аллах погубил их здание от оснований. И упала на них сверху крыша, и постигло их наказание оттуда, откуда они и не знали». Таково описание кары, ниспосланной строителям Вавилонской башни, верхушку которой должен был венчать трон царя-богоборца Нимрода.

Мусульмане верят, что создание однополярного мира — этого эсхатологического трона для лжемессии конца Времён — обречено на неудачу. Ведь усилия его архитекторов являются покушением на высокое назначение человека — носителя божьего образа.

Азер Рустамович Алиев — секретарь-координатор Межрелигиозного совета СНГ

http://religion.ng.ru/politic/2006−09−20/5_musulmane.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru