Русский дом | Протоиерей Игорь Овчинников | 21.09.2006 |
Чубковская икона Божией Матери |
Мы не можем до сих пор преодолеть тот духовный вакуум, который образовался в стране в начале 90-х годов прошлого века… Ранее всё же были и моральные принципы, и патриотизм. Когда в одночасье всё рухнуло, пришедшие к власти нисколько не задумались о том, что главнее для России — не «приватизация», а духовность. И получилось именно то, что мы имеем сегодня. В газете «Трибуна» я недавно нашёл подтверждение своим мыслям. Отец Александр Мусин, кандидат богословия и кандидат исторических наук, вот как оценивает нынешнюю ситуацию: «Все ждали, пока государство законодательно введёт в школьный курс основы православной культуры, начнётся катехизация народа, и люди пойдут в церковь… Но мы уже упустили то поколение, которое через два-три года будет выходить в люди и вершить судьбы России». Сам я в лоно Русской Православной Церкви пришёл в 1992 году совершенно осознанно и твёрдо убедившись, что в августе 91-го, после шумной победы над ГКЧП, «под ковром» начался делёж имущества бывшей империи, под названием «СССР». Я не смог бы никоим образом вписаться в ту жизнь, ведь под теперь уже трёх-цветные российские флаги уселись те же люди, что прежде поклонялись кроваво-красному стягу. Какой духовности и обустройства России можно было ожидать от них…
Помню, как я впервые приехал в Чубковичи по указу епископа Орловского и Брянского Паисия (ныне архиепископа Орловского и Ливенского) настоятелем этого древнего храма, в котором вот уже несколько веков обретается явленная чудотворная Чубковская икона Божией Матери «Одигитрия», о чём «Русский Дом» не раз писал. С тех пор уже пошёл четырнадцатый год!
Первое свидание с церковью и чудотворной иконой состоялось у меня во младенчестве, сюда привела меня моя покойная бабушка Мария Васильевна Котлярова. Помню, как в первые дни настоятельства были минуты слабости человеческой — не смогу поднять всего, куда ни глянь — везде нужно приложить руки, всюду — ремонт нужен, не потяну, единомышленников нет. До моего назначения здесь очень часто менялись настоятели храма, не очень хотели батюшки служить в храме без отопления, жить в селе, от которого тогда не было дороги в город. Но всё — в Руце Господней! Стучащему отворят. И всё потихоньку, с Божией помощью, стало налаживаться. Теперь часто слышу от прихожан храмов: «Наши батюшки много сделали, то — их заслуга, их подвиг!». Какие это необдуманные и греховные слова! Не батюшки делают, а Господь! Всё, что сделано за годы моего настоятельства, я отношу не к своим заслугам, это — Божий Промысл. Господь привёл в наш храм православных людей, от всего сердца помогающих ему восстанавливаться. Мы молимся за их здравие и спасение дённо и нощно. Благодарю Бога, что благодетели нашей церкви и её подворья в посаде Воронок очень скромны, не гордятся своими благими делами, просто помогают во всех трудах и начинаниях. Дел у нас по-прежнему много, молю Господа, чтобы дал сил продолжать возрождение святыни.
…Нынче слышны встревоженные голоса о вымирании русского села. Как-то задумался, вспомнил свои школьные годы, своих одноклассников. Так вот, из двух наших параллельных классов, «А» и «Б», в которых училось по 25−26 ребят, на своей малой родине осталось жить всего 3(!) человека. 48 моих одноклассников уехали навсегда в другие города. А ведь были времена, когда в нашей сельской школе насчитывалось одновременно по четыре 10-х класса — «А», «Б», «В», «Г».
А сейчас мы пожинаем плоды массовых отъездов молодёжи в города: детей рожать уже некому; старое поколение потихоньку уходит в мир иной. Конечно, выходом из такой невесёлой ситуации должны стать срочные меры по возрождению села. Может быть, стоит задуматься о строительстве в заброшенных деревнях, где есть асфальтовые дороги, газ, электричество, то есть, есть вся инфраструктура, — посёлков для наших сограждан, желающих переехать из стран ближнего зарубежья? Обеспечить их работой, построив мини-заводы различной направленности, в зависимости от условий местности. Ведь многие русские люди хотят вернуться на Родину! Можно сделать реально очень много, было бы желание. Глубинку нужно спасать. Даже сейчас, при минимальной поддержке государственных структур, некоторые сельхозпредприятия умудряются выживать. Но это такие предприятия, где люди могут и хотят работать.
Ныне наш приход испытывает отсутствие помощи и равнодушие со стороны молодых селян — делать какие-то работы для храма даже за денежное вознаграждение они не хотят! А вот выпить — это для них радость. Выручают нашу церковь казаки из соседнего поселка Климово. Один звонок атаману — и наши верные помощники уже у нас, а ведь до церкви им ехать 50 километров.
Пресвятая Богородица через Свой чудотворный образ Чубковской иконы по-прежнему являет Свои чудеса исцеления. Много людей приезжают к иконе без глубокой веры в сердцах и душах своих, хотят овладеть благодатию, словно, извините, колбасой в очередях. Приходится им долго разъяснять, что благодать исходит от чудотворной иконы только к тем, кто с верою, надеждою и любовию, со слезами и горячей молитвой приступает к святыне. Вот недавно девочка Анна, дочь казачьего хорунжего, исцелилась у Чубковской иконы Божией Матери от мучавшей её долгое время болезни по горячей молитве родителей, дедушки и бабушки.
А около года назад, через две недели после перезахоронения честных останков боголюбивой Анны, помещицы чубковской и возобновительницы храма, приехали к нам паломники из соседнего райцентра г. Клинцы. Помолились у иконы в часовенке, набрали святой водицы из родника и уехали с миром. Но этой же ночью одна из паломниц, очень верующая женщина, увидела во сне, будто идёт она к храму, вокруг — ни души, — а навстречу ей выходит маленькая худенькая старушка, прихрамывая и опираясь на клюку, нарядно одетая, в беленьком платочке. Женщина остановилась и спросила старушку: «Аннушка, ты ли это?» «Да, моя милая деточка, — я», — сказала она, — теперь я с вами!". Этот сон так поразил женщину, что она утром следующего дня примчалась в Чубковичи, помолилась у чудотворной иконы, помянула в часовенке и боголюбивую Анну… Потом у самых пожилых наших прихожанок мне удалось узнать, что, по рассказам их бабушек, Анна действительно была маленькой и худенькой, от рождения инвалидом, хромала, ходила только с палочкой, хранила девство. После смерти матери-помещицы она осталась одна. Продала лес и имение, все средства вложила в восстановление Чубковского храма, украшение иконы. Свой век доживала на милостыню, в ветхом амбарчике. По Промыслу Божию, обрушился свод её склепа, видно, Господу было угодно, чтобы была построена новая часовня, и честные останки Аннушки, наконец-то, обрели подобающее им место упокоения.
Может быть, не каждый со мной согласится, но моё твёрдое мнение таково. Сегодня именно православный священник призван быть главным проводником духовности, милосердия, просвещения Божественным Светом «сидящих во тьме». Потому при нашей церкви мы планируем создать дом церковного просвещения. В нём разместится церковная библиотека, читальный и видеозалы, воскресная школа. Для этих благих целей, по ходатайству нашего владыки, епископа Брянского и Севского Феофилакта, светские власти передали нашему приходу пустующее здание бывшего детского сада. В нём же думаем разместить и небольшой Дом милосердия, и церковную гостиницу для паломников. Ныне в здании идут работы по газификации, после чего и начнём большой ремонт, а также внутреннюю и внешнюю реконструкцию.
Для желающих помочь храму, сообщаем банковские реквизиты:
ИНН 3 227 003 604, Чубковичская Свято-Аннинская церковь,
р/с 40 703 810 008 210 096 128, Банк получателя: ИНН 3 234 011 388, Брянское ОСБ N 8605
Стародубское ОСБ N 53 583,
БИК 41 501 601, к/с 300 101 810 400 000 016 384, код КПП 322 701 001
Протоиерей Игорь Алексеевич ОВЧИННИКОВ, настоятель Свято-Аннинской церкви в селе Чубковичи
http://www.russdom.ru/2006/20 0609i/20 060 916.shtml