Религия и СМИ | 20.09.2006 |
Исход настоящего конфликта может серьезно повлиять на формирование норм российской журналистики о религии и религиозно-общественной жизни, спровоцировать очередную попытку регламентировать, что и как можно или нельзя писать или говорить о Церкви.
Хотя обе стороны в этом споре выступают формально как частные лица, их столкновение может быть понято политическим классом как принципиальный конфликт Церкви и СМИ, поскольку один из них является известным публичным представителем Русской Православной Церкви, а другой выступает как журналист с тридцатилетним опытом работы в советской и российской прессе. В случае примитивного толкования этого конфликта — кто бы в нем ни победил — окажется, что-либо Церковь «зажимает критику», либо о Церкви позволительно писать так, как это делает «Московский комсомолец».
На самом деле ни то, ни другое не верно.
В связи с этим нам хотелось бы дать ясно понять, что те методы, которыми на протяжении многих лет пользуется Сергей Бычков — как его чрезвычайно вольное обращение с фактами, так и откровенно хамский тон значительной части его публикаций — нельзя признать находящимися в рамках цивилизованных норм журналистики на религиозную тему — одну из самых чувствительных, с точки зрения эмоциональной сферы человека, областей журналистской деятельности. Взяв на себя миссию обличителя одних и восхвалителя других церковных деятелей, журналист не просто вводит в заблуждение многомиллионную аудиторию популярной газеты. Он дискредитирует СМИ в глазах верующих — как священнослужителей, так и мирян. Не гнушаясь средствами в своих попытках активно влиять на внутрицерковную жизнь, ведя свою личную войну на уничтожение ряда церковных деятелей, Сергей Бычков порождает изоляцию церковных учреждений от общества. В результате уже приходится слышать мнение о том, что журналисты якобы не вправе комментировать внутрицерковную жизнь.
Это не так. Если Церковь заявила о своем желании играть значительную — и все возрастающую — роль в жизни российского общества, то она не может быть закрытой для СМИ. А в условиях, когда религиозный фактор играет все большую роль не только в общественной жизни, но и в мировой политике в целом, профессиональные требования к журналистике о религии многократно возрастают.
Медийные антирелигиозные провокации, будь то показ на НТВ фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1997 году, выставка «Осторожно, религия!» в 2003 году, «карикатурный скандал» или глумливые газетные статьи в современных политических условиях раскалывают хрупкое общественное согласие и подстрекают граждан к «прямому политическому действию», а попросту говоря — к беспорядкам.
Религиозное и, в частности, православное возрождение в России — это, безусловно, реальность последних десятилетий. Но с этим громадным количественным ростом в Церковь, а значит и в российское общество, пришло и много серьезных сложностей, несовершенств и пороков. Не писать об этом, не комментировать эти процессы пресса не может и не должна. Но от того, насколько ответственно мы и наши коллеги будем это делать, в степени большей, чем это может на первый взгляд показаться, зависит будущее нашей страны.
Николай Бурляев,
актер, ведущий программы «Золотой витязь»,
(телекомпания «СПАС»)
Ольга Васильева,
публицист, заведующий кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы,
доктор исторических наук
Андрей Золотов,
главный редактор журнала «Russia Profile»,
лауреат европейской премии Джона Темплтона по религиозной журналистике
Владимир Легойда,
заместитель декана факультета журналистики МГИМО (У),
главный редактор журнала «Фома»
Михаил Леонтьев,
ведущий программы «Однако»
(телекомпания «Первый канал»)
Андрей Писарев,
генеральный директор телекомпании «3 канал»
Михаил Поздняев,
обозреватель газеты «Новые известия»
Петр Толстой,
ведущий программы «Воскресное Время»
(телекомпания «Первый канал»)
Максим Шевченко,
ведущий программы «Судите сами»
(телекомпания «Первый канал»)
Александр Щипков,
главный редактор интернет-портала «Религия и СМИ»,
председатель Гильдии религиозной журналистки
http://www.religare.ru/document32689.htm