Вера-Эском | Михаил Сизов | 20.09.2006 |
Отчего случились погромы в Кондопоге? СМИ сообщают: «Правоохранительными органами рассматриваются три версии произошедшего — политическая, коммерческая и криминальная». И все. О главном же — ни словечка.
Ни за что не поверю, чтобы нынче из-за политики весь город вышел на улицы. Коммерческо-криминальные «разборки», действительно, происходят всюду. Но наш народ взирает на это равнодушно. Он привык терпеть…
Нынешним летом ездил я в отпуск в Карелию, был неподалеку от Кондопоги. Покупаю квас в киоске и вижу за прилавком вроде знакомую женщину: «Лена, ты?!» Господи, как изменилась та мечтательная 16-летняя девушка, с которой ходил я когда-то встречать белые ночи. Она рассказала о своей жизни, и благодушие мое мигом улетучилось.
Как жила? Вышла замуж, уехала в соседний поселок, там работала продавщицей в магазине, который контролировали «приезжие». Муж начал пить и утащил часть выручки. Лена схватила двух своих дочек и вернулась к матери — чтобы «это» происходило не на их глазах. «Приезжие» явились прямо в дом к мужу, средь бела дня. Били его долго, профессионально, переломав все кости. Сейчас Лена с детьми живет одна. Недавно удочерила подружку своих детей. Ее мама с каким-то мужиком уехала навсегда из поселка, а чадо оставила. Вот и подобрала девочку, а то в детдом бы увезли. Чтобы прокормить троих детей, Лена с 8 утра до 12 ночи сидит в стеклянной будке, торгует. Каждый день, без выходных.
— Как пьяная хожу, не высыпаюсь, — рассказывает она. — Надо бы в две смены, но тогда и зарплата в два раза уменьшится.
— И сколько тебе платят за 16-часовой рабочий день?
— Пять тысяч. Но хозяин говорит, что из-за налогов еще уменьшит.
— А кто хозяин-то?
— Какой-то нерусский, приезжий.
И такое вселенское терпение в голосе этой русской женщины…
Нет, наших экономическими притеснениями не проймешь. Но когда они сопровождаются издевательством и наглостью при попустительстве властей — тут уж поневоле озвереешь. Касательно событий в Кондопоге, даже Главе Республики Карелия пришлось публично признать: «Поведение некоторых кавказцев просто не вписывалось ни в какие рамки. Был даже случай, когда избили милиционера. Но он вдруг забрал свое заявление из милиции. Надо понимать, он просто получил вознаграждение».
Наглость чеченского криминалитета просто поражает. «Русская линия» приводит такой факт. В самом начале конфликта один из кондопожцев, чтобы избежать большой драки, предложил лидеру противной стороны «выйти один на один». И сразу получил удар ножом, причем такой силы, что лезвие вышло со спины. «Поединка Пересвета с Ослябей» не получилось. На интернет-сайте г. Кондопога была выложена аудиозапись свидетельницы: «Власти не вмешивались, когда наших избивали. К одному милиционеру с криком „Аллах акбар“ подбежал чеченец, сбил фуражку и дал подзатыльник. А тот стоял… И это защитники нашего города?» Вот это — сознание беззащитности — и вывело людей на улицы. Катанандов, Глава республики, позже сказал в интервью: «В волнениях сыграло роль растущее самосознание людей, уважение к себе. У жителей города есть чувство собственного достоинства». Вот ведь до чего людей довели — до «чувства собственного достоинства».
А ведь власти знали, какой взрыв назревает, знали, чем заканчивалось это в других регионах. В июле на юге России, в местечке Сальск, была массовая потасовка с переселенцами из Дагестана, в результате которой был убит один русский. После этого Союз казаков потребовал от властей права проводить местные референдумы. На них жители бы сами решали вопрос «о пребывании на их территории мигрантов, которые не хотят приспосабливаться к традициям тех мест, куда приезжают, и часто являются участниками этнических преступных группировок». Их требование, как и ожидалось, пропустили мимо ушей. Видно, не впечатлило — мало было крови пролито… Прошел месяц, и с еще более жестким требованием выступили кондопожцы. Как сообщают информагентства, «2 сентября в соответствии с Конституцией России было проведено народное собрание жителей Кондопоги. На городской площади присутствовало 1,5 — 2 тысячи человек. Собрание потребовало проверить всех проживающих в городе выходцев с Кавказа и Азии на причастность к криминалу, проверить законность нахождения в городе этих лиц, наказать коррупционеров, которые продают город чужакам». Реакция не замедлила. 60 человек власти вывезли в Петрозаводск, еще около 200, по данным городской милиции, выехали из Кондопоги сами.
Какие уроки из всего этого можно извлечь?
Первое. Коренное население не должно чувствовать себя изгоем на своей земле. Приезжие, как правило, действуют сообща, у чеченцев, например, до сих пор есть родовые общины (тейпы), в которых каждый стоит друг за дружку. Тем самым они получают преимущество перед аморфным коренным населением в экономической и других сферах. Ведь у населения только один защитник — местная власть, а ее не сложно подкупить. Значит, должны быть и другие властные механизмы — народный сход, постоянные опросы мнений, референдумы. На Руси на общих сходах нарушителей спокойствия выселяли за пределы селения — и это было очень действенно.
Второе. Местные власти должны что-то предпринять для натурализации мигрантов. Хотя бы открыть обязательные курсы для изучения обычаев, традиций, культуры коренного народа. В этом нет ничего «недемократического», на Западе так делают.
Конечно, все это благие пожелания… Пока что мы наблюдаем совершенно обратное. В четырех регионах нашей страны, где подавляющее большинство населения православные, ввели в школьную сетку «Основы православной культуры», и сколько тут поднялось крика… Главный аргумент правозащитников: а как же приезжие, мусульмане, иноверцы — им тоже это изучать? И слова Святейшего Патриарха о том, что «Основы» — это не Закон Божий, а предмет, знакомящий с традиционной духовной культурой коренного народа, отскочили как горох от стенки.
Как видно, прошибить эту стену непонимания одними лишь словами невозможно. Может быть, кровь, пролитая в Кондопоге, заставит задуматься?