Русский вестник | 19.09.2006 |
Однако вернёмся к истокам истории обители, возраст которой не так уж велик. Постановлением Священного Синода от 08 апреля 1998 года общине монахов с. Кузнецово Ивановской епархии был присвоен статус «Свято-Успенско-Казанский мужской монастырь села Кузнецово». Игуменом монастыря Священный Синод утвердил иеромонаха Викторина (Кривоногова), а настоятель, в свою очередь, назначил благочинным монастыря иеромонаха Давида (Лонциха). Думал ли кто, что со временем в монастыре возникнут неурядицы и прямое непослушание со стороны отдельных насельников к законной власти? Оказалось, что решение Священного Синода устраивало не всех из числа монашествующей братии, — недовольные сочли себя обойдёнными при «дележе портфелей» и перешли в «оппозицию», — так уж повелось в современных «демократических царствах». Возглавили «партию» бунтовщиков знакомый нам иеромонах Илларион, прошедший, как мы видели, курс криминального бизнеса, и его дружок иеромонах Николай (в миру Владимир Ошоев), также освоивший методы «капитализации» монашеского труда. Чтобы охарактеризовать достоинства этих монахов и оценить их труды на ниве служения Богу, обратимся к письмам верующих, которые не понаслышке знакомы с «деяниями» наших персонажей и испытавшие на себе «груз просвещения».
Вот одно из писем: «Я, инокиня Феофания (Бельтюкова Яна Геннадиевна) являюсь насельницей женской монашеской общины при Успенско-Казанском мужском монастыре села Кузнецово. Имею девятилетнего сына Иоанна Гаврилова — 1996 года рождения.
По исполнении Ване семи лет, в июле 2003 года, он был отдан мною в „православную школу“, которую должен был организовать тогда ещё иеродиакон Николай (Владимир Ошоев) по благословению владыки Амвросия с целью духовно-нравственного воспитания детей, живущих при монастыре в селе Кузнецово.
В следующий раз я видела сына спустя полгода. Мои свидания с Ваней были всегда очень редки (один раз в два-три месяца). Первый год ребенок не учился. А на Пасху 2004 года он робко попросил: „Мам, а можно мне остаться с тобой?“
В семье Ошоевых Ваня выполнял тяжёлую физическую работу. Выносил помои, таскал дрова, носил воду в двух десятилитровых вёдрах одновременно. Нагрузка на детский позвоночник не соответствовала его возрасту. Сердце ломило от боли, когда сын называл меня, свою мать, „тётей“.
Не имея возможности переносить того, что происходило с моим сыном, я забрала своего ребёнка к себе в женскую монашескую общину весной 2005 года. С первых дней общения с сыном меня настораживало поведение Вани. Он выглядел психически неуравновешенным, забитым, запуганным и говорить старался только шёпотом. Сын рассказывал мне, что во время жития в семье Ошоевых он был подвержен издевательствам, побоям, грубому отношению со стороны взрослых Ошоевых и их детей, а также „учеников школы“. Со слов Вани, иеромонах Николай (Ошоев) бил только через одежду, чтобы не оставлять следов от побоев. Плоды „высокодуховного“ воспитания были очень странными. В личных вещах Вани я нашла много нарисованных денежных купюр. Он поделился со мною своей мечтой разбогатеть, найти „спонсора“, а потом жить, ничего не делая. Ребенок стал рисовать танки, оружие, военные сюжеты, ловко и профессионально делать рогатки и самострелы. Ваня долго молчал, но спустя три месяца стал рассказывать о нравах, которые царили в среде отроков. Их лидером был сын иеромонаха Николая — Святослав Ошоев. Он часто повторял: „Надо мстить за нанесённую обиду!“ Из „учеников школы“ сформировалась подростковая группировка. Внутри этой группировки малыши типа Вани должны были осваивать „жизнь по понятиям“. Такой образ жизни не соответствует десяти Заповедям Божиим. Нарушителей „понятий“ строго наказывали избиением. По словам Вани, „ученики этой школы“ отличались особой жестокостью (курили, бранились нецензурной речью, воровали, пили пиво, расстреливали домашних животных из луков и пневматической винтовки). Ошоев смотрел на такое поведение подростков поощрительно: мол, растут „настоящие мужчины“. Никакого духовно-нравственного воспитания нет. Детского дома с детьми сиротами нет. Дети в монастыре есть, но они не сироты и с ними в монастыре подвизаются родители. То, что написано на кружке для сбора пожертвований о детях — сиротах-воспитанниках детского дома-школы есть чистая ложь. Такая надпись используется для обмана христиан и увеличения суммы денежных сборов. Также нет ни здания школы, ни педагогического состава, способного преподавать духовно-нравственное воспитание детям, ни лицензии от Минобразования.
На деньги, пожертвованные обманутыми людьми, иеромонах Николай купил личный автомобиль „Газель“, трактор и прочую технику и недвижимость. Вместо строительства здания детского дома-школы он построил сарай из железобетонных блоков и проводит в нём богослужения при наличии в монастыре двух действующих храмов. Где же обещанный детский дом-школа? Где духовное воспитание и образование вверенных этому „пастырю“ детей?»
Однако события, связанные с последними переменами в руководстве монастыря, не позволяют строить радужные надежды на оздоровление климата в обители: вслед за утверждением иеромонаха Иллариона игуменом монастыря иеромонаха Николая, о чьих «деяниях» поведала нам инокиня Феофания, назначили благочинным монастыря! Так о чём же дальше вести разговор?! Здесь мы вынуждены обратиться к статье, напечатанной в «Церковном Вестнике», N 1 за 2006 год, официальном органе Московской Патриархии, посвящённом демографической проблеме в России и позиции Церкви по данному вопросу: «Церковь напоминает: чадородие традиционно считается одним из самых благих и богоугодных дел». Неужели заботы Церкви ограничиваются лишь чадорождением и её не интересуют вопросы их воспитания? Вот тут-то, как мы видим из письма инокини Феофании, всплывают на поверхность серьёзные проблемы!
Продолжим публикацию писем. Вот письмо иерея Олега (Лизунова) из того же монастыря: «Я, иерей Олег, приехал в монастырь с десятилетним сыном ради духовного окормления у духовника монастыря схимонаха Симона. Первое, что меня поразило, это поведение тогда ещё иеродиакона Николая (Владимира Ошоева) в алтаре. Ему ничего не стоило нахамить священнику во время богослужения. Во время службы ему ничего не стоит грубо пререкаться со служащим священником, стоя со свечой на горнем месте, на замечания другого священника отвечает напористой агрессией. На смирение священников реагирует самодовольной и наглой улыбкой. Его редкое участие в богослужениях объясняется постоянными разъездами по выставкам без всякого благословения настоятеля и полностью по своей воле. Много лет прикрываясь монастырём, ложным строительством детского дома для детей-сирот при монастыре, Ошоев занимался и занимается и по сей день сбором пожертвований на свой личный расчётный счёт. О своих личных доходах Ошоев перед монастырём не отчитывался.
А вот свидетельство прихожанки Л. Она в качестве помощницы ездила с Ошоевым на выставки в Москву. На ночлег они устраивались на квартиру к знакомым. Ошоев настаивал, чтобы они ночевали в одной комнате. Находясь с ней наедине, он позволял себе соблазнительные действия по отношению к Л. Она просила его прекратить это делать, на что он ответил, что ладно, мол, всё нормально. И это уже будучи иеромонахом.
«Льстиво войдя в доверие к владыке Амвросию, Кайгородцев и Ошоев рвались к власти любыми путями (кроме убийства), чего и достигли. Что же теперь творится в монастыре? Ошоев отменяет ежедневные службы в монастыре, что даёт ему большую свободу покидать монастырь для своих финансовых операций. Илларион, назначенный настоятелем монастыря, от своих прямых обязанностей по руководству монастыря самоустранился и в монастыре не показывается, где и чем занимается, никто из насельников монастыря не ведает. Если в монастыре прекращаются ежедневные богослужения, то монастырь закрывается и перестаёт существовать за ненадобностью (пример тому Афонский мужской монастырь Пантелеймона-Целителя, сохранённый для России ежедневными службами попеременно в течение сорока суток всего двумя монахами). Насельники монастыря лишены ежедневной возможности принимать участие в Таинствах Евхаристии и духовного окормления. Вопрос об отмене ежедневного богослужения поставлен перед Вами, владыка, и Вы обещали решить его, искренно удивившись этой информации. Но Ошоев, игнорировав Ваше указание, на собрании насельников монастыря 26 февраля 2006 года объявил, что они с Кайгородцевым единовластные хозяева монастыря и Вы, владыка, им не указ. Насельники монастыря находятся в отчаянном состоянии. Складывается мнение, что Кайгородцев и Ошоев уничтожают действующий монастырь или пытаются использовать статус монастыря для своих чёрных дел. А кому это всё необходимо? Ведь пред Богом будут отвечать и те, с чьего попущения происходят беззаконие и вакханалия. Пастыри, неужели вы не боитесь Бога, задумайтесь и задумайтесь серьёзно, пока ещё есть время исправить допущенные ошибки».
Рамки газетных полос не позволяют поместить тексты всех писем, хотя они почти все заслуживают быть опубликованными, и посему мы можем позволить себе привести лишь выдержки из них.
Вот что пишет, в частности, послушник Александр: «Ян Кайгородцев находился в розыске за участие в делах по валютным махинациям и спекуляции импортными вещами и антиквариатом. Имя Яна Кайгородцева было хорошо известно в органах МВД, но по принятии им монашеского пострига и священнического сана ему многое было прощено и уголовное дело на него было прекращено».
Быть бы батюшке Иллариону тише воды и ниже травы и возблагодарить Господа Бога за чудо спасения от тюремной решётки. Но лукавый продолжает искушать его, толкая на новые авантюры уже в стенах монастыря. Послушник Александр продолжает: «Игумен Илларион пытался и меня привлечь в свою компанию, вёл со мною беседы о том, что скудость и нищета монастыря зависит от того, что настоятель игумен Викторин большее внимание уделяет духовной стороне жизни монастыря, чем мирской, вещественной».
Тут начинают сверлить в голове догадки: почему для архиепископа Амвросия стал неугодным игумен Викторин и почему при смене монастырской власти выбор пал на «героев» нашего очерка — игумена Иллариона и иеромонаха Николая? Согласитесь, может ли монах, всю жизнь посвятивший служению Богу, тягаться с этими «крутыми парнями», в совершенстве овладевшими искусством добывания максимальной прибыли в любой ситуации. Тут ли до Божественных заповедей: не кради, не лжесвидетельствуй на брата своего и т. д., когда конечной целью их жизни является обогащение любой ценой, а монастырская вывеска как нельзя этому способствует?!
Ещё одно письмо: «Мы, Сидоровы, Георгий и Галина с дочерью Ксенией шести лет, жители села Михалково Шуйского района Ивановской области, убедительно просим Вас оградить нас от насильственного вторжения в качестве благочинного монастыря иеромонаха Николая (Владимир Ошоев), даже и не хочется называть его иерейским и монашеским именем, дабы не осквернять и не позорить это высокое имя.
Уже три года, как мы приехали в село Кузнецово, оставив свои родные места и жизненное благополучие мира ради окормления всей семьи у схимонаха Симона. На всём протяжении нашего присутствия в монастыре мы наблюдали поведение Ошоева, которое не соответствовало чину монаха, а тем более — иеромонаха. В монастырь Ошоев пришёл бедным, в одних штанах. Начинал жить в монастырском общежитии, но как-то обособлено (жена его несла послушание кассиром монастыря). Постепенно они обзаводятся хозяйством, будучи послушниками монастыря, но семейными. Насельники помогают им во всём (у них умерла дочка — младенец Анна от неизвестной медицине болезни, а недавно — в январе месяце, на её монастырской могилке расцвели цветы «Анютины глазки»). В скорости он приобретает автомашину «Волга — ГАЗ-2410», за что его жена была отстранена от послушания на монастырской кассе. Но Ошоев на этом не успокаивается. В обход монастыря, желая отомстить игумену Викторину и братии, которые обличили его во грехе хищения, Ошоев, войдя в доверие к Вам, владыка, и по Вашему тайному благословению создаёт детский дом-школу при монастыре, но в своём собственном доме (у монаха есть собственный дом, несколько автомобилей, трактор с навесным сельхозоборудованием, свои поля и покосы), о котором монастырь и не знает. Прикрываясь статусом монастыря, он открывает себе личный расчётный счёт в банке (листок с его личными реквизитами, которым он околпачивает доверчивых христиан, прилагается). С этого момента начинается его криминальная финансовая деятельность, он на глазах начинает богатеть. За счёт монастыря и мнимого детского дома, он приобрёл и оформил на себя микроавтобус «Газель». На кружке для пожертвований он наклеивает фотографии своих детей и размещает надпись «Дети-сироты». Игумен Викторин неоднократно запрещал ему делать это, на что Ошоев ответил, что тогда ему не будут давать денег. Ошоев по-прежнему самочинно покидает монастырь и посещает все выставки, которые устраиваются на территории России и за её пределами.
За время своих «гастролей» Ошоеву удаётся приобрести, оформить на себя и на свою родню: автомобили — «Волга — ГАЗ-2410», «Волга — ГАЗ-3102»; грузопассажирский автобус «Газель»; трактор с прицепным и навесным сельхозоборудованием; четыре дома в деревне Вихрево, и это только видимая часть. На своей личной земле построил односкатный сарай из железобетонных фундаментных блоков под видом храма, в тайне от Вас, владыка, приобрел антиминс и проводит в нем непонятно какие службы.
Три года, сколько мы его знаем, он постоянно грозит, что закроет монастырь и всех нас разгонит. В прошлом Ошоев работал в Москве в органах МВД и никому, как ему, известны все интриги, какие можно устраивать и здесь, в монастыре. Используя своё профессиональное психическое воздействие, он в своих аферах приглашает к участию доверчивых православных христиан. Открывая в своём доме детский дом-школу, под видом духовного воспитания и окормления детей-сирот, собирает детей насельников монастыря и прихожан, отрывая их, тем самым, от профессионального обучения в школе. Никакого духовного обучения и воспитания дети не получили, т. к. ни Ошоев, ни его жена не имеют педагогического и духовного образования. Тогда встаёт вопрос — для каких целей это необходимо Ошоеву? Напрашивается один ответ — для своих аферных дел. Мало того, используя свой профессиональный опыт в органах МВД (хотелось бы знать, за что его оттуда убрали?), начал применять это на детях. Отрок Иоанн до сих пор страдает от его зверских побоев. Дети, прошедшие обработку в православном детском доме-школе Ошоева, пристрастились к курению табака, пиву и другим спиртным суррогатам, матерной брани, ходят толпой, хулиганят и ломают, разграбляя, монастырскую технику, но к Ошоевской технике даже и не подходят. Вот таково это духовное окормление, которое дети получили в школе Ошоева. Оборотень, снявший погоны — вот его реальный портрет. И как можно такому упырю доверять своих детей?!
Моя жена Галина набирала воды из колодца, Ошоев плотно подъехал к колодцу и плюнул ей в лицо. Это человек, на груди которого покоится иерейский крест. Если таких хамов у нас в епархии модно рукополагать, владыка, то пророчества Святых отцов Церкви начали сбываться в нашей епархии и наступили последние времена для епархии, и ходить на богослужения к таким хамам уже не следует, а кто ответит за это? Не тот ли, кто попускает сие беззаконие, не тот пи, кто плодит этих хамов в рясе?
Какое право имеет этот оборотень, кто дал ему на то право — издеваться над моей семьёй? Если его не остановить, то он уничтожит мою семью. Мою дочь — младенца он обещает затравить своими цепными псами. Прошу Вас, владыка, оградить мою семью и меня лично от нападок этого монстра-упыря в монашеской рясе и с крестом на пузе».
Заключим эту статью словами нашего Патриарха, сказанными им 21 декабря 2005 года на ежегодном епархиальном собрании города Москвы. «Недопустимо попустительствовать проникновению в среду монашествующих настроений мира сего. Не может и не должно быть среди насельников обителей духа недоброжелательности, отчуждённости, эгоизма, своекорыстия, вражды и тем более проявления этих негативных качеств по отношению к посещающим монастыри прихожанам и паломникам».
Возымеет ли какое-либо положительное действие со стороны руководства Ивановской епархии слова Патриарха или оно сочтет их как сиюминутный пафос Первосвятителя?!
С письмами работал Вениамин МИХАЙЛОВ
http://www.rv.ru/content.php3?id=6469