Невское время | Арина Никитина | 19.09.2006 |
10 лет назад храм, который советская власть использовала под склад, вернули верующим, а пять лет назад корреспонденту «НВ» довелось побывать в некрополе храма. На месте упокоения барона находилось лишь основание саркофага. Нередко подвальное помещение заливалось водой (вблизи была плотина Нарвской ГЭС). Тогда настоятель храма отец Александр (Салыкин) с горечью заметил, что местом упокоения знаменитого земляка никто не интересуется.
Однако сегодня перемены заметны.
— Три года назад завязалась наша дружба с Мариинским театром, — рассказывает отец Александр. — В прошлом году в Ивангороде состоялся благотворительный концерт Мариинки, часть средств от него выделили нам на реставрацию. В работах нам помогают и студенты Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, открытой Штиглицем. Очень подсобил и местный прядильно-ниточный комбинат имени Кирова, уже 10 лет ежемесячно он перечисляет средства на восстановление. Кстати, основал комбинат отец барона…
Дела совсем пошли на лад, когда глава попечительского совета российского фонда «Центр национальной славы» господин Якунин взялся за восстановление храма.
— Самый дорогой подарок получили от «Центра национальной славы» — это 11 колоколов, полная звонница, отлитая в Ярославской области на Тутаевском заводе по старинным чертежам, — говорит отец Александр.
Появились и два паникадила (большие люстры). Их пожертвовал архимандрит Гурий из Екатерининского собора (Кингисепп). А главную храмовую, престольную, икону Святой Троицы подарил мэр Ивангорода лет пять назад. Поставлены новые кресты ручной работы, созданные по старинным образцам и покрытые натуральным золотом. А луковки-купола уже покрываются медным листом.
— В настоящее время службы идут в нижнем храме-усыпальнице, он освящен в честь архангела Михаила, — говорит батюшка. — По-моему, барон и хотел лежать в храме, а не в подвальном помещении под алтарем.
Бригадир фирмы-подрядчика Сергей Гришин провел нас по объекту, указав, что ведутся фасадные работы: по шаблонам вытягиваются прямые линии, чтобы все было ровно и красиво.
Реставрация полностью закончится, вероятно, к декабрю, считает батюшка. Обновится и роспись над иконостасом — более чем 10-метровая фреска «Поклонение 24 старцев», созданная по эскизам Бруни.
Чудесным образом вернулась в храм мраморная надгробная икона с могилы барона, пока она находится в верхнем храме. Икону-барельеф работы итальянских мастеров «Иисус в терновом венце» предложили жители Ивангорода, у которых она случайно оказалась в советское время. Сначала ее повезли в Эрмитаж, но его директор Михаил Пиотровский позвонил отцу Александру — и икона вернулась. Она будет стоять в нижнем храме-усыпальнице, как и раньше.
Выдающийся финансист, считавшийся «королем петербургской биржи», Александр Штиглиц с успехом воплощал свои идеи и на государственном поприще. Сразу же после создания Государственного банка России (указ Александра II от 31 мая/12 июня 1860 года) Штиглиц был назначен его первым управляющим. Штиглиц проводил кредитование государства для промышленного и военного развития. Под его личные гарантии в Россию привлекались иностранные капиталы, в том числе на нужды завершения строительства Николаевской железной дороги. Штиглиц стал основателем Центрального училища технического рисования (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия) и Музея декоративно-прикладного искусства при училище.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=251 923 808