Русская линия
РадонежПротоиерей Олег Кобец19.09.2006 

Альтернативы «Основам православной культуры» нет
Из опыта преподавания предмета «Православная культура» в учебных заведениях Белгородской области

Уже ни для кого не является секретом, что мы живём в обществе, духовное состояние которого есть все основания характеризовать как кризисное. Особая роль в разрешении этой глобальной проблемы сегодня возлагается на систему образования, как государственный институт призванный оказывать существенное влияние на формирование духовной атмосферы в обществе. Сама система образования не может быть автономной и испытывает на себе всю силу воздействия негативных тенденций порождаемых самим обществом. Тем не менее, именно эта система всё ещё остаётся наиболее чувствительным органом способным реагировать на возникающие угрозы, создавая условия для формирования и становления здоровых сил народа и государства.

Нельзя не заметить того, что в последние несколько лет активизировалась деятельность прогосударственно настроенных сил в преодолении кризисных явлений. Первыми шагами в этом направлении стало появление официальных документов определяющих вектор духовного развития страны. Среди них Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы». В 2001 году была принята Концепция художественного образования в Российской Федерации. Ряд решений выпустила Коллегия органов управления культурой и образованием. Одно из них — Решение Коллегии Московского комитета образования от 28.02. 2002 года «О состоянии и перспективах развития учреждений, реализующих этнокультурный компонент образования». Была учреждена «Доктрина информационной безопасности РФ» и Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантности сознания в профилактике экстремизма в российском обществе» (2001г.), Постановление правительства РФ от 4 октября 2000 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и целый ряд других правительственных документов, имевших поворотное значение в укреплении патриотических умонастроений и активизировавших поиск духовной доминанты как развития общества в целом, так и в формировании приоритетов в системе образования и воспитания в частности.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что после бесплодных метаний по лабиринтам чужого опыта, поиск самой формулировки национальной идеи, тем более механизмов её практической реализации, всё настойчивей приводит к истокам православной духовности.

В нашей области, более 90% населения которой считает себя православным, поиск путей создания эффективной образовательно- воспитательной системы привёл к объединению усилий руководства области и Белгородской и Старооскольской епархии.

В системе образования области на протяжении 8 лет проводилась подготовительная работа по введению в качестве регионального компонента учебного предмета «Православная культура». В ряде образовательных учреждений преподавание предмета «Православная культура» в форме кружка, факультатива, а также интеграция этого курса в учебные предметы (русский язык, литературу, географию, музыку, историю, ИЗО) ведется с 1998 года и не имеет отрицательных отзывов как со стороны родителей, так и учащихся. В марте 2003 года главой администрации Белгородской области Е.С. Савченко был утверждён «План комплексных мероприятий по расширению изучения курса „Основы и ценности Православия“ в школах области на 2003 — 2005 г. г.». В 2005—2006 уч. году из 156 171 учащихся общеобразовательных школ области 124 511 школьников (79,7%) на уроках, факультативах, в кружках изучали предмет «Православная культура».

По благословению Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского в каждом благочинии созданы духовно-просветительские центры, одной из целей деятельности которых является содействие изучению предмета «Основы Православной культуры»

С 2004 года в начальных классах школ Белгородской области проводится апробация экспериментального учебно-методического комплекта «Православная культура» (автор д.п.н., профессор Шевченко Л.Л.). Программа комплекта разработана в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» учитывает возможности детей младшего школьного возраста и предназначена для использования в начальных классах общеобразовательных учебных заведений любого типа. Разработаны и используются в школах области программа Т.А. Полетаевой (учителя лицея N10 г. Белгорода) «Православная культура: история и традиции», учебно-методический комплект С.С. Черновой «Духовное краеведение Белгородчины», включающий программу курса, методические рекомендации для преподавателя ОПК, «Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины».

В этом учебном году наши преподаватели получили учебное пособие нового поколения. По заказу Белгородской области ОАО «ИнфоФонд» (г. Ульяновск) при содействии епархиального образовательно-методического центра «Преображение» разработал электронные учебно-методические комплексы «Православная культура» для основной и средней школы (с 5 по 11 класс). На выделенные из областного бюджета средства закуплено 550 таких комплексов.

Для обеспечения преподавания курса «Православная культура» Белгородский региональный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов с 2002 года проводит проблемные курсы для специалистов религиоведческих дисциплин в объеме 72 часа. Из 2 938 учителей предмета «Православная культура» 1079 человек прошли курсы повышения квалификации (37%). С 2005 года все направления курсов повышения квалификации включили в свою программу Управлением образования и науки Белгородской области в 2005 году разработан «Образ выпускника общеобразовательной школы Белгородской области», а в 2006 году Белгородским региональным институтом повышения квалификации и управлением образования и науки Белгородской области разработаны «Методические рекомендации по формированию образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области».

Учитывая положительные результаты проведенной работы, 3 июля 2006 года Областной Думой был принят Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» учебный предмет «Православная культура» установлен в качестве регионального компонента базисного учебного плана со 2 по 11 классы в объеме 1 часа в неделю.

Таким образом сотрудничество всех конструктивных сил в регионе обеспечило динамику формирования структурных элементов воспитательной системы, что дало возможность сконцентрировать внимание на развитии смысловой, целеполагающей идеи образовательно-воспитательного процесса в целом. Уже упоминавшийся декларативно оформленный «Образ выпускника общеобразовательной школы Белгородской области» определяет базовые ценности, исходя из которых, необходимо моделировать как саму воспитательную систему, так и образ образовательного учреждения.

Целесообразность формирования целостного образа учебного заведения обусловлена тем, что воспитательный процесс не может быть ограничен рамками внеклассных мероприятий, так как включает в себя и обучение, и любое другое взаимодействие, влияющее не развитие личности учащегося. А следовательно, при моделировании воспитательной системы необходимо иметь видение всей жизнедеятельности учебного заведения.

В данном случае под образом образовательного учреждения необходимо понимать интегрированную совокупность представлений о реальном состоянии или будущем конкретного учебного заведения.

В этом контексте и сама программа воспитания должна отражать содержание деятельности всех педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью, быть нормативной моделью совместной деятельности педагогического коллектива.

Именно это направление на практике оказывается самым проблемным. В силу разных причин и объективного, а чаще субъективного порядка.

Показателем в этом смысле является та дискуссия, которая разворачивается вокруг предмета «Основы Православной культуры». Рамки данного выступления не позволяют детально рассмотреть все аспекты происходящего во многом искусственно подогреваемого, процесса. Однако, хотелось бы конкретизировать некоторые ключевые моменты нашего сотрудничества со школой, чтобы избежать возможных обвинений в идеологизации учебного процесса в Белгородских школах и нарушении принципа светскости заложенного в Закон об образовании в РФ.

Такими ключевыми моментами являются понимание духовности и культуры в рамках предмета «Основы Православной культуры». Осознанное содержание понятия «духовность» определяет культурологический подход к преподаванию знаний о религии.

Научные данные о возникновении культур всех древних народов свидетельствуют о том, что в основе культуры всегда лежала религия, а не наоборот. С древнейших времен религия по существу определяла тип, характер, направление культуры. Первобытный мир, древний Египет, Ассиро-Вавилония, Греция и Рим, древние Индия и Китай, и т. д. — культуры всех народов и стран несомненно вдохновлялись религиозными исканиями человечества. Религия является материнским лоном культуры и только этим объясняется тот неоспоримый факт, что великое множество самых знаменитых памятников мировой культуры носит религиозный характер.

Следует отметить, что разговоры о духовности являются достаточно популярным занятием на разного рода педагогических совещаниях и конференциях. При этом в понятие «духовность» вкладывается достаточно странный и разнообразный смысл. Например, под «духовностью» понимается изучение национальных языков, пение народного фольклора, и даже вышивка национальных орнаментов. В лучшем случае можно услышать, что к духовности относится использование примеров из «евангельских легенд» (как выразилась одна из педагогов) на уроках литературы.

Поэтому реальная духовность, как сердцевина культуры часто «подменяется на эклектическую смесь из некоей естественной нравственности и душевно-психологических проявлений сознания."1 Потеря истинного смысла понятия «духовность» проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственного школе.

Духовность не есть что-то предметное, а показатель того, насколько глубоко и многообразно человек связан с культурой и способен использовать ее ценности в качестве основы своего универсального бытия. Человек духовен, когда он погружен в культуру и живет ее ценностями, утверждая их своими действиями, поступками и всей жизнедеятельностью именно как ценности культуры. Утрата культурной идентичности есть содержательная сторона разрушения духовности. Духовность всегда предполагает ориентирование по некоему идеалу, уподобление ему.

Что же касается разного рода общечеловеческих или «гуманистических ценностей и идей», то все они вылупились из основных религиозных заповедей (да и сам гуманизм возник в недрах христианской культуры), а потом, потеряв почву, на которой возникли, деградировали до нынешних либеральных стандартов, как, например, «право» матери убить своего еще нерожденного живого ребенка.

Выдающийся ученый, знаток и хранитель русской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906−1999) дал исчерпывающее определение подлинной культуры: «Большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу… Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией… Культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа и нации… Культура — это святыни народа, святыни нации». 2

Так называемое «гуманистическое сознание» с его «ценностями и идеями» не воспринимает главного в православной культуре — понятия святыни, радикально отличающего ее от любой псевдокультуры. Святыня есть сверхкультурная ценность, вокруг которой образуется настоящая культура.

Вот почему верующие семьи вправе требовать, чтобы их детям не преподавали за государственный счет воззрения безрелигиозных специалистов по религии.

Для православного сознания характерно стремление к тому, чтобы в дом каждого вошла святыня и вокруг нее созидалась культура. Так воспитывались в прошлом лучшие качества русского народа, и сохранились они только в лоне православной культуры.

Что же касается сопротивления изучению православной культуры в школах, то явление это, очевидно, закономерное. Как сказал однажды Святейший Патриарх Алексий, «за нами стоит великая духовная и культурная традиция, получившая всемирное признание благодаря своим духовно-нравственным идеалам». Именно в этом и заключается «вина» православной культуры. Именно поэтому она вызывает такое смущение и страх у людей, утративших свои культурные корни и не способных к восприятию ни истинного смысла духовности, ни понятия святыни, являющегося краеугольным камнем любой настоящей культуры. Для них почитание святыни — безумие. Это означает лишь то, что они находятся вне подлинной культуры. Этих людей следует только жалеть.

Успех в продвижении православной культуры в школах возможен лишь там, где есть достаточное количество людей, сохранивших свои культурные корни и неравнодушных к будущему детей.

Время показывает — нет альтернативы подлинной культуре, основанной на вековых созидательных ценностях православной России, так как из них формируются базовые ценности семьи и брака, ответственного труда и нравственные основы правосознания. Нашим детям нужно ощущение, что их жизнь — не «существование», что в жизни у них есть большая цель, и, соответственно, есть перспектива. Но именно этого не позволятт им дать материалистический дух современной школы. Отстаивать материализм несложно, поскольку он вошел в привычку. Зачем, дескать, ворошить устоявшиеся традиции и разделять общество! Но ворошить устоявшееся все равно придется. В условиях воинствующего аморализма школа и Церковь обречены на сотрудничество. Иной альтернативы у российской школы просто нет

Выбор ведь очень простой: или мы оставляем людей (и в первую очередь наших детей) один на один со стихией религиозной иррациональности, в мире бескультурья, в мире примитивнейших религиозных и магических практик, которые сегодня открыто проповедуются на каждом углу. Или мы даем им возможность прикоснуться к богатейшей традиции человеческой религиозной мысли. Это означает, что основы православной культуры не надо понимать как простой комментарий к сюжетам картин на библейские темы, прежде всего это разговор о духовном мире человека.

3 сентября текущего года, в день празднования 45-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Президент России Владимир Владимирович Путин обратился к Святейшему Патриарху со словами поздравления, где в частности сказал:

«Сегодня Русская Православная Церковь — не только хранительница многовековых духовных и культурных традиций нашего народа. Она помогает государству решать насущные социальные проблемы, играет важную роль в воспитании молодежи, воспитании в духе патриотизма, справедливости, приверженности к семейным ценностям.»

Такая высокая оценка роли Русской Православной Церкви в воспитании нашей молодёжи высшим должностным лицом государства не должна игнорироваться теми, кто осуществляет государственную политику в сфере образования и воспитания.

1. Диакон Андрей Хвыля-Олинтер. Взгляд на духовность, нравственность и прогресс // Миссионерское обозрение, N4(90) апрель2003.

2. Русская культура. Изд. «Искусство», 2000 г. с. 9


Доклад, прочтенный на Образовательных чтениях Центрального Федерального округа в Калуге

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1924


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru