Православный Санкт-Петербург | Алексей Любомудров | 19.09.2006 |
Но бывают случаи, вызывающие недоумение. Так, в 2001 году в доме одной женщины замироточила икона. Слух об этом быстро распространился, и со всей России потекли туда толпы паломников и просто любопытствующих. В итоге у хозяйки дома заскакало давление, появились головные боли, внук тоже стал чувствовать себя неважно. Маме мальчика дали совет отвезти ребенка в монастырь, чтобы он вдали от суеты смог восстановить силы. Вот яркий пример не укрепления, а ухудшения здоровья — телесного и душевного — в результате мироточения икон.
Ещё интересный факт. Все чаще происходят мироточения сразу множества икон, находящихся в одном месте. Но если в начале 90-х годов прошлого века такими центрами являлись храмы, то сейчас все чаще ими становятся дома простых людей, реже — монастырские кельи. Наблюдается даже такой процесс — вначале начинает мироточить одна икона, затем икона, расположенная рядом, потом все иконы, которые люди специально приносят в этот «центр мироточения». Выражаясь научным языком, можно говорить об индуцировании (намеренном возбуждении) чуда. Явление это загадочное, и причины его определенно назвать нельзя. Можно лишь судить о человеческом отклике, которое это явление порождает.
Например, в 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле — 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000… Т. е. мироточивыми становились около 20 икон в день. Какова же цель людей, направляющихся в эту келью и в другие подобные места? О чем их молитва? О спасении души, или — о чуде, о знамении? Нет, главное их стремление — получить свою мироточивую икону. Но зачем верующему человеку мироточивая икона? Разве недостаточно обычных икон? Или человек надеется, что мироточивая икона лучше защитит его дом, семью, его самого?.. Важно помнить заповедь св. отцов не стремиться к чуду и ни в коем случае не добиваться его. Это запрещено и Самим Спасителем. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.16.4). Ибо происходит очевидная ценностная подмена: человек едет в монастырь не за святостью, а за чудом, не за очищением от грехов, а для «подзарядки». Так раньше «заряжались» перед экраном телевизоров во время выступлений экстрасенсов. И эта келья в монастыре воспринимается людьми как некая магическая комната…
Всё это наносит духовный вред. И наше отношение к любому чуду должно быть крайне осторожное и духовно трезвое. Св. отцы учат, что не будет греха, если и подлинно Божие явление или видение мы не примем, опасаясь прелести. Куда страшнее бездумное погружение в стихию чудес.
Ещё одно явление духовного мира — кровоточение икон и предметов церковной утвари. Наиболее известный случай — кровоточивый образ Спасителя. Напомню историю: в доме одной женщины сначала замироточила икона свт. Николая, затем соседние иконы, а образ Спасителя стал источать кровь. И вот женщина (она сейчас приняла монашество) стала совершать с этими образами крестные ходы, путешествия по России и по сопредельным республикам. Хотя не совсем ясно, кто и когда благословлял ее на такого рода деяния… Так возникает духовное понятие — хранитель или владелец иконы. Но почему эти иконы не передаются в храмы?..
Что касается атмосферы, царящей вокруг кровоточивого образа Спасителя, — она необычайно напряженная и граничит порой с экзальтацией и нервной исступленностью. Я читал репортаж в газете «Духовный вестник» за сентябрь 2002 года. Писали, как в одном храме ждали эту икону кровоточивого Спаса и мироточивые иконы. Очередь — конца не видно. Наконец их привозят. Многие заранее приготовили свои иконы, чтобы приложить их к привезенным. Позже одна женщина рассказывала, что смогла подойти к иконам без очереди, но услышала голос, что не получила благодати. Тогда пошла вновь и долгие часы терпеливо ждала той минуты, чтобы уже благодатно приложиться к иконам…
Многих интересует: а чьей кровью кровоточит икона Спасителя? Эту жидкость отдали на анализ и установили, что это — подлинная человеческая кровь IV группы и совпадает с группой крови, что осталась на Плащанице. Единственное ее отличие от человеческой крови — она очень быстро свертывается. Встает вопрос: если это кровь Спасителя, то получается, что она имеет личную жизнь?.. Вот эта осторожность в отношении к чуду и отличает Церковь. Да, говорят священнослужители, у нас есть Церковь — Тело Христово, напоенное Его кровью. Да, в Церкви есть чудотворные иконы, и многие из них источают миро, как и мощи святых. Но истечение крови Церковью не засвидетельствовано. Точнее, на Иверской иконе Божией Матери появлялись иногда капли крови, но никогда не было постоянного истечения крови от образа.
Происходят и другие странные события. Однажды в храм, где находилась эта икона, пришел мальчик. Приложившись к образу, он почувствовал себя нехорошо, появилось жжение в груди, а бабушка увидела на его майке капли крови. Посмотрели на икону Божией Матери с Богомладенцем — на ней тоже были капли крови. Тут мальчик прикоснулся к иконе «Положение Спасителя во гроб» и спросил, что это за икона. Через некоторое время из ран Христа на иконе потекли струи крови… Все это, прости Господи, напоминает атмосферу какого-нибудь голливудского триллера. И все эти странные, загадочные события сеют страх, ужас, трепет… Но как же соотнести эти чувства с благодатными проявлениями чудес Божиих?
Сейчас в СМИ идет шумиха по поводу мироточащих икон в Волгоградской епархии. Спорят о природе этого явления, рассуждают, не подделано ли чудо? Но при этом почему-то исключается даже возможность допустить мысль о чуде как о бесовской силе. Само понятие «прельщение», «прелесть» — основополагающее в христианской аскетике — отсутствует в светских разговорах на эту тему. Зададимся вопросом: может ли чудо от канонической иконы быть бесовским соблазном? Некоторые священники допускают такую мысль. Например, когда в одном храме замироточил образ свт. Николая, настоятель о. Илия, воздав Богу хвалу за знамение, прочел над иконой заклинательную молитву и приложил к ней крест, чтобы убедиться в подлинности знамения. Значит, священник допускал возможность прельщения.
Так всегда ли можно принимать чудо мироточения за истинное Божественное явление? Вот несколько небезынтересных фактов. Сейчас много говорят о почитании царя Ивана Грозного и Г. Распутина, написаны даже их иконы, которые мироточат как доказательство их святости. Известен случай, когда в музее портрет Марины Цветаевой обильно плакал — слёзы просто смывали изображение. Но это происходило до тех пор, пока священник не отслужил там молебен. Ещё есть описания чудес «Богородичного центра»: «В церкви Божией Матери „Державная“ было дано чудесное знамение: с июля по декабрь мироточила статуя Божией Матери „Мистическая Роза“, стоящая у храмового Распятия. Затем чудотворное миро стало источать Распятие…» Описание очень сходно с тем, что можно услышать от православных. Но! — это ведь секта, которая проповедует чудовищную ересь. Также сейчас среди части православных возник культ лжеиконы Божией Матери «Воскрешающая Русь». Якобы написать эту икону велела Сама Божия Матерь одной женщине. Теперь уже пишут, что все это время икона благоухает, мироточит, исцеляет и показывает различные чудеса. Те же разговоры шли вокруг изображения Кашпировского, которое источало миро коричневатого, извините, цвета… О чем все это говорит? О том, что ссылки на чудеса, пророчества разные, в том числе на мироточение, не могут быть преддверием божественности этого события.
В заключение приведу случай, произошедший в Свято-Покровской церкви г. Дзержинска. В 2005 году в январе там замироточили иконы. Началось паломничество. Служились молебны. Но вот 12 февраля перед началом литургии в потире обнаружили… миро. Священник благословил богослужение продолжить, а миро удалить. 13 февраля в чаше уже обнаружили кровь или миро цвета крови. Снова батюшка дал благословение на продолжение литургии. 20 февраля, перед началом службы, когда люди пришли в храм, произошло самовозгорание рушников, украшавших иконы, и покрывал на алтаре. Храм наполнился дымом. Вызванные пожарные не смогли установить источник возгорания. Позже священник сообщил подробности: сначала мироточило все больше икон, потом началось кровоточение — текло с икон, с крестов, со стен. Мироточение было и из антиминса. Потом во время вечерней службы появились пятна, похожие на кровь, на Престольном Евангелии. Младший священник предложил прекратить службу, но настоятель решил продолжить. И вот тут полоснула будто молния — и Престол охватило пламя. Полностью сгорел антиминс, обгорели некоторые иконы вблизи Престола. Согласитесь, здесь есть о чём задуматься…
А верующие должны понимать, что любая икона — мироточит она или нет — является святым образом. Ибо каждая икона, находящаяся в храме или дома, в широком смысле слова чудотворная, поскольку обращает нашу молитву ко Господу, Богоматери и св.угодникам. А имеющие крепкую и чистую веру в благодатную силу Господа будут благоуспешно приносить молитвы пред всякой иконой, потому что молитва восходит к Самому Творцу и по вере человека может низводить на него Божественную благодатную силу и помощь.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n177/ta009.htm