Православный Санкт-Петербург | Ольга Осадчая | 18.09.2006 |
— Ольга Олеговна, почему вы решили написать учебник?
— Мысль о создании учебно-методического комплекса, который включал бы в себя всё, необходимое для полноценного проведения урока, родилась четыре года назад, когда я начала вести в обычной школе факультатив «Православная культура». Просто, готовясь каждый раз к уроку, подбирая нужный материал, рисунки, задания, я понимала, что это должно быть интересно и живо, иначе дети заскучают и не станут ходить на факультатив. На подготовку каждого урока уходила без малого неделя. «Но ведь и другие учителя „Православной культуры“ сталкиваются с теми же проблемами, — подумала я. — Но не у каждого есть возможность долго и тщательно готовиться к уроку. Нужен умный учебник».
Идеей подготовить учебник я поделилась со своим духовником — настоятелем храма Пантелеймоновского храма при Всеволожской областной больнице о. Михаилом Погодиным. Батюшка меня поддержал: «Божье дело». Но как приступить к нему? В это время я училась в Университете. И вот однажды, во время лекции профессор, ведущий социальную педагогику, вдруг заговорил о Ксеньюшке Блаженной. Я что-то дополнила в его рассказе, а после лекции он мне и предложил: «А не хотите ли написать диплом о православной культуре?» Я даже ушам не поверила: «А разве можно?» — «Можно». С этого все началось.
Радость была недолгой: когда я написала первую программу «Православная этика», профессор отказался быть руководителем дипломного проекта. Туманно сказал: «Мы не можем нарушать конституцию». Сгоряча я решила: все, возьму другую тему. Но тут же почувствовала, что не могу бросить тему Православия. Тогда я пошла к директору просить другого руководителя. Иду и прошу батюшку Серафима Саровского о заступничестве, умоляю св. равноап. княгиню Ольгу: «Святая Ольга, я ношу твое имя. Ты принесла свет Православия на Русь. Помоги мне сделать диплом на православную тему». И все получилось.
Потом началась работа над учебником. Мне помогала Марина Владимировна Захарченко — профессор кафедры Истории педагогики СПб Академии последипломного педагогического образования. Рисунки-раскраски к Учебной тетради (приложение к учебнику) делали художницы Ирина Ельницкая и Анна Иосифова.
Об Учебной тетради и рисунках хочу сказать особо. Я решила, что рисунки-раскраски действительно необходимы. Просто я заметила, что если в то время как я рассказываю тему, дети раскрашивают картинки, связанные с этой темой, — они лучше запоминают материал и меньше устают. А наши детки на уроках не только раскрашивают, но и дорисовывают детали, намеренно упущенные художником: клубочек, который привел Ивана-царевича к Василисе Премудрой; яйцо в зубах щуки; змею, превратившуюся в жезл в руках Моисея…
При изучении Священного Писания мы постоянно обращаемся к библейским текстам, которые напечатаны в Учебной тетради как пояснение к рисункам. Кстати, начиная с конца первого года обучения, надписи будут только на старославянском языке. К тому времени детки уже неплохо читают на старославянском языке, а подготовить раздел учебника, изучающий его, нам помогла Нина Павловна Саблина.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не всё шло гладко. Когда все конспекты учебника были готовы, отнесла их в православное издательство. Там просмотрели и сказали: «В таком виде издавать не будем… Почему вы взяли тот вариант сказки „Сивка-Бурка“, где отец выходит из могилы? Это неполезно для детей. И ещё слишком много про бабу Ягу говорите…» Я расстроилась, пошла к о.Михаилу. Он успокоил: «Коли Господь ставит преграды на пути издания учебника, значит, что-то не в порядке. Мы должны не свою волю творить, а Божию. Принеси мне конспекты». Я принесла. Просмотрев, батюшка практически повторил то же, что мне сказали в издательстве. Пришлось многое переделывать… Готовый к изданию учебник просмотрел руководитель Отдела религиозного образования и духовного просвещения СПб епархии о. Александр Зелененко. Учебник получил благословение епархии и после того был очень быстро издан.
— А с чего вы начинаете обучение ребят православной культуре?
— В мир православной культуры мои ученики входят через русские народные сказки — в них, как в капельке воды, отражены основы нашей национальной культурной традиции, этические основы жизни и быта русского народа. Путешествуя из сказки в сказку вместе с Иваном-царевичем (я сшила куклу этого сказочного героя), дети размышляют о том, что такое добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство, своеволие и послушание. А далее мои ребята входят в чудесный мир библейских событий, мы изучаем Шестоднев, касаемся основных вех Ветхого и Нового Заветов.
Пролистываю учебник с небесно-голубой обложкой. С удовольствием прочитываю целые уроки, дивясь, как разумно и по-доброму на примере сказок или библейских событий детям прививаются такие качества, как почитание родителей и уважение к старшим, послушание и смирение, милосердие и сострадание, любовь к Богу, людям и родной земле. Так, на примере сказки «Царевна-лягушка» раскрывается тема послушания и своеволия. Разбирая сказку «Иван — крестьянский сын», Ольга Олеговна рассказывает о Святом Иоанне Воине. На одном из уроков ребята узнают, как в православной традиции объясняется сущность Пресвятой Троицы, и как на примере солнца старался объяснить тайну Пресвятой Троицы равноап.Кирилл. Тон, выбранный учителем для общения с учениками, лишён назидательности и ложной поучительности.
Сейчас к изданию готовится учебно-методический комплекс второго года обучения, который начнется с уроков, посвящённых Святой Руси, затем ребята продолжат изучение Ветхого Завета. Программа третьего года обучения посвящена Евангельским событиям.
О. Осадчая: — В заключение хочу подсказать учителям, ведущим уроки «Православной культуры» в общеобразовательных школах, что труднее всего бывает начать разговор с родителями детей. Многие мамы и папы просто в штыки воспринимают Православие: «Почему мой ребенок обязан изучать Православную культуру?» Объясняю терпеливо: «Не обязан — это ведь факультатив. Но, как вы думаете, если вам когда-нибудь доведется жить в другой стране, нужно ли будет вам изучать культуру, обычаи, традиции, веру народа, в стране которого вы будете жить?» — «Конечно, — соглашаются родители. — Но веру этого народа принимать не обязательно». — «Верно, — говорю я. — Однако знать — надо. Так вот, мировоззрение, характер, культурные традиции, обычаи, образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы у русского народа формировались на основе Православия. Поэтому нельзя жить в России, не зная историю и культуру нашей страны, тем более, что 80 процентов её жителей — русские».
Кроме учебника и Учебной тетради выпущен DVD-диск, на котором — видеозаписи уроков, поурочный иллюстративный и видеоматериал, электронная библиотечка для учителя и детей, мультфильм «Сотворение мира и всемирный Потоп». Готовятся к изданию учебники для второго и третьего года обучения.
Тел.(812)580−50−71; olga-osadchaya@yandex.ru
Записала Ирина РУБЦОВА
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n177/ta010.htm