Истина и жизнь | Елена Жолобова | 18.09.2006 |
Детский психолог Александр Колмановский, работая в Северной Осетии после тех жутких дней, перетряхнувших два года назад жизнь сотен людей, заметил, что дети, которые волей судьбы оказались в захваченной террористами школе и выжили в этом ужасе, психически не отдыхают, а находятся в состоянии внутреннего страха. Ни кино, ни прогулки, ни экскурсии не возвращают им душевного равновесия. И только театр оказался способным исцелить их от этой психической напряжённости. Из всех искусств только театру, выяснил психолог, под силу оторвать взгляд детей от собственных переживаний и перевести его на сцену.
Идею, которая несла в себе спасение и покаяние, восприняли те, в чьих силах было её воплощение. Михаил Каменский, советник президента Банка Москвы, искусствовед по образованию, вынес вопрос о программе реабилитации «Театры — детям Беслана» на совет директоров банка. И уже в январе 2005 года в Северную Осетию со спектаклем «Тайна тётушки Мэлкин» отправился театр «Et cetera» Александра Калягина. Вторая акция состоялась в годовщину трагических событий: в сентябре 2005 года на сцену Академического русского театра имени Евгения Вахтангова во Владикавказе со спектаклем «Оловянные кольца» пять раз выходил Московский ТЮЗ.
Третьим театром, приехавшим в Северную Осетию с «терапевтическими намерениями», был Екатеринбургский ТЮЗ. Он привёз бесланским детям «Каштанку», поставленную по знаменитому рассказу Антона Чехова. Спектакль, за который режиссёр Вячеслав Кокорин получил главную театральную премию страны — «Золотую маску» и который много раз играли в России и за рубежом, на осетинской сцене вышел особенно искренним и пронзительным.
«„Каштанка“ — сложный и в то же время очень понятный материал. Мы осознавали, что темы, которые поднимаются в спектакле: дружба, соучастие, сострадание, — для бесланских ребят не пустой звук, — рассказывает режиссёр Вячеслав Кокорин. — Они всё это пережили в реальной жизни и в концентрации гораздо большей, чем артисты на сцене. Что-то в сюжете Чехова соединилось с трагедией, разыгравшейся в Беслане. Актёры играли во сто крат… бережнее, потому что на сцене не было места ничему случайному. Например, волнующий момент: когда умирал гусь Иван Иваныч, в зале стояло напряжённое молчание… Мы долго думали и над тем, как Незнакомцу осторожнее „взорвать“ хлопушку. Уж очень этот хлопок напоминает звук выстрела».
Детям же до волнения взрослых не было никакого дела, особенно двухлетним малышам, которых привели в театр с другими ребятами за компанию. «Их, как горох, по трое на одно место в первом ряду усадили, — вспоминает исполнительница роли Каштанки Наталия Кузнецова. — Им, видимо, сказали, что спектакль про собачку, и они всё время ждали появления на сцене настоящей собаки. Им на меня показывают: „Вот собачка!“, а они головой мотают: „Нет, это тётя. А собачка где?“»
«За компанию» — это теперь основа основ жизни бесланских детей; они и в том кошмаре стремились быть вместе, а сейчас ещё крепче держатся друг за друга. Во время спектакля те, кто читал Чехова, шёпотом объясняли другим, почему Незнакомец называет Каштанку Тёткой. Взрослые и ребята постарше постоянно опекают младших и следят, чтобы те далеко не отлучались. «Не отходи от меня!» — то и дело слышалось возле автобуса, который должен был отвезти детей после спектакля из Владикавказа в Беслан. И это при том, что все передвижения ребят усиленно охраняются милицией.
Они действительно живут в другом измерении, в иной атмосфере, с иным пониманием происходящего вокруг. И внешней успокоенности жизни не верят точно так же, как малыши — в условность театра, где вместо реальной собачки подсовывают тётю. Многие из них, помня о страшных днях, проведённых в духоте переполненного спортзала, когда вместо воды приходилось пить свою мочу, до сих пор ставят на ночь к своим кроватям бутылки с водой, а мальчики ещё и кладут под подушки перочинные ножики. Для них те события ещё не отошли в прошлое, для них это самое что ни на есть настоящее.
Некоторые упрекали Екатеринбургский ТЮЗ в том, что их «Каштанка» чересчур грустная, а значит, для бесланских детей, хлебнувших горя, неподходящая. Но в театре с этим категорически не согласны. «Это иллюзии, что надо изживать тоску только искромётным юмором и весёлыми песенками. Этим детям нужны истории, где есть энергия выхода. Чем старше становится человек, тем больше жизнь у него отбирает — здоровья, сил, близких. А дети, пережившие такую страшную трагедию, лишились всего уже на том этапе, когда должны были только-только начинать копить энергию для преодоления будущих испытаний. „Каштанка“ — спектакль не слишком весёлый, согласен, но в нём есть та энергия продолжения жизни, которая сейчас им необходима», — убеждён заместитель директора ТЮЗа Олег Лоевский.
Понять, как она нужна Беслану, эта энергия продолжения жизни, можно, лишь побывав там. Бесланское кладбище. Сотни одинаковых памятников, выстроенных в правильные ряды… Они никак не вяжутся с лёгкостью и непосредственностью, присущими детству. На стенах злополучной школы ещё живы следы крови и пуль, выпущенных террористами, а в соседних домах на верёвках сушится бельё… Жизнь вроде бы продолжается. Но это совсем другая жизнь.
«Поймите, у осетин — культ детей. В каждой семье их должно быть много, это залог продолжения и процветания рода, — объясняет Олег Лоевский. — После Беслана исчезло не просто поколение, исчезло огромное количество народа, ведь дети могли продолжить род, у них могли быть свои дети, внуки и правнуки. Поэтому Беслан — это трагедия всей республики, это проблема возрождения нации».
В этих словах отчаяния тем не менее сквозит просветление. Беслан пришёл туда, где его совсем, может быть, не ждали. Он пришёл в сердца и мысли людей просвещённых, творческих, людей, которые, живя вполне благополучной жизнью, оказались готовы к состраданию. Екатеринбургский ТЮЗ сразу откликнулся на трагедию в Северной Осетии. В сентябре 2004 года все средства от продажи билетов и зарплата артистов за спектакли, открывающие новый театральный сезон, были перечислены в фонд жертв террористического акта. Зрители приносили на благотворительные спектакли для бесланских детей игрушки, книги и свои сбережения. Но со всей силой бесланская «заноза» засела только сейчас, когда тюзовцы своими глазами увидели место трагедии.
«Мы ездили в ту школу, — вспоминает Наталия Кузнецова. — Нам рассказывали, как это было, перечисляли, кто кого спас, кто как погиб, и от одного этого перечисления можно было сойти с ума. Или возле забора, у которого террористы расстреливали детей… Они всё просчитали: задний двор школы был обнесён глухим бетонным забором, и те дети, которым удавалось выпрыгнуть из окон, попадали в ловушку, им некуда было деться… Нам рассказывали, как бойцы из команды „Альфа-Вымпел“ выбегали под пули, закрывали детей своими телами. А дети возвращались в проклятую школу за своими отцами, братьями, сёстрами и погибали… В спортзале обуглились оконные рамы, шведские стенки, а пол цел. Почему? — спрашиваю и получаю ответ: тел было так много, что до пола огонь не дошёл. После этого просто невозможно быть абсолютно счастливым».
Эти слова не отпугивают, наоборот, вызывают желание ехать туда, в это страшное место, чтобы, хлебнув горечи вместе с бесланцами, поселить в своём сердце светлую память и тем самым, быть может, облегчить чьё-то страдание. Пусть даже после этого ты никогда не будешь абсолютно счастливым. Быть абсолютно счастливым невозможно, когда под небом живёт чья-то неутешная и невыразимая боль.
P. S.: Программа «исцеляющих» гастролей рассчитана до февраля 2007 года. Свои спектакли бесланским детям хотят показать театры «Тень» (Москва), «Балтийский Дом» (Санкт-Петербург) и «СамАрт» (Самара), а также Московский ТЮЗ и театр «Corona la balance» из Дании. +
http://istina.religare.ru/material311.html