Вестник пресс-службы УПЦ | Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) | 15.09.2006 |
— Ваше Блаженство! В общественно-политической жизни в последние месяцы произошло много событий. Избрано руководство парламента, сформировано коалиционное правительство. Что Вы ожидаете новых органов власти?
— Разумеется, как и все общество, слаженной, созидательной, продуктивной работы. Можно долго создавать и разрушать коалиции, договариваться и отвергать договоренности, выбирать и перевыбирать. Это все замечательно, демократично. Но ведь сама демократия никого не кормит. А кормят труд и пот. Важно, чтобы все ветви власти думали о главном: о трудящемся человеке, создании условий для его эффективной работы.
— Консолидация власти стала возможной благодаря Универсалу. Вокруг него до сих пор идут дискуссии.
— Я положительно оцениваю этот документ. Если вы поднимите наши обращения, заявления, начиная с 2004 года, то в них содержится постоянный призыв к властям, политическим лидерам искать пути к примирению и единству. Именовать друг друга «силами зла», «врагами Украины», «кошмаром», «бандитами», биться до последнего — это саморазрушение и общества и страны. Спаситель призывал иметь мир между собою. Жаль, что мы делаем очевидные и нужные шаги лишь тогда, когда отступать дальше некуда. Думаю, что Универсал и работа над ним позволили каждому из подписавших увидеть в оппонентах партнеров, а не противников. Главное, обществу было продемонстрировано, что властная элита умеет не только ссорится и обличать, но и договариваться во имя народа и страны.
— Однако религиозный «пункт» универсала вызвал резкую негативную реакцию Церкви.
— Реакция вполне прогнозируемая. Судите сами: собирается круглый стол, на котором государственные деятели, политики, поэты, физики, лирики обсуждают вопрос, какой должна быть Церковь в Украине, принимают рекомендации. При этом мнение самой Церкви не только не спрашивают, ее даже не приглашают на обсуждение. Это мы уже проходили, когда политбюро принимало решения в отношении Церкви, а ОГПУ и НКВД их исполняли. Церковь в Украине такая, какую ей дал Господь. Она тысячу лет выполняет свою спасительную миссию на нашей земле. Раскол — это внутреннее дело Церкви, и преодолевается он методами церковными, о чем и сказано в заявлении Священного Синода УПЦ. Никаким политическим универсалом примирить человека с Богом невозможно. Поражает другое: сегодня, когда Церковь пытается прийти человеку на помощь в сферах, которые она опекала испокон веков (приюты, детские дома, тюрьмы, больницы, школы, армия), мы постоянно встречаем препятствия, нам указывают на конституционные положения об отделении Церкви от государства, и школы от Церкви. Здесь же мы столкнулись не с помощью государства Церкви, а вмешательством в ее внутренние дела, что и вызвало соответствующую реакцию.
— Но ведь наши расколы — политические. Они появились в результате политического давления, как это было с УАПЦ, или антизаконных действий и произвола властей. Генеральная Прокуратура дважды пыталась снять с регистрации ту же УПЦ-КП, как незаконносозданную организацию, и всякий раз власть (и президент Кравчук, и Президент Кучма) не дозволяли этого. Почему в Болгарии власть, учинившая церковный раскол, исправила свои ошибки (у раскола не только отобрали незаконноиспользуемое имущество, но даже запретили называться Православной Церковью), а у нас не желает этого делать?
— Очевидно, потому, что мы продолжаем жить не по законам, а по политической целесообразности. Как в советские времена, когда законы декларировали одно, а на практике делалось совсем другое. Целесообразно выполнять закон — выполняем, нецелесообразно — не выполняем. Например, вот уже больше десяти лет власть не хочет выполнять решения высших судебных инстанций Украины о возвращении нам захваченных боевиками кафедральных соборов в Ровно и Луцке. Здесь и круглых столов проводить не надо, а надо исполнять решения. Государственная власть многое могла бы сделать для единства Православия в Украине, если бы просто выполняла законы и обязательства, принятые перед европейскими структурами по возвращению репрессированной Церкви экспроприированного имущества, снятия всевозможных препон для социального служения Церкви, возвращению ей статуса юридического лица и так далее. Однако упорно этого не делает. Зато нас постоянно пытаются «соединить» с отлученным от Церкви Михаилом Денисенко, хотя с ним не только наша, любая Православная Церковь даже переговоров вести не может. Об этом говорится и в июльском обращении иерархов большинства православных церквей мира к Президенту Украины.
— Но ведь раскол необходимо преодолевать. Когда будут результаты работы совместной комиссии УПЦ и УАПЦ?
— С обеих сторон есть желание и стремление к единству. Мы единоверные и единокровные братья, и трагедия мучает всех. Рвали по-живому, много накопилось обид и взаимных претензий. Залечивать раны всегда дольше, чем их наносить. Необходимы терпение, мужество, надо научиться идти на уступки и прощать. В этот процесс должны быть задействованы, не только те, кто ведут переговоры, но и сами общины, тогда желаемое единство будет органическим.
— Но общин УАПЦ в двадцать раз меньше, чем УПЦ. Можно считать равноценными стороны диалога? Говорят, они готовы присоединится хоть завтра, лишь бы УПЦ разорвала свои связи с Русской Православной Церковью?
— Для Бога одинаково ценны и большое, и мало стадо и даже один человек. Мы всегда были открыты для переговоров, важно, что УАПЦ приняла решение их возобновить. Когда УАПЦ возникла, в Украине был экзархат Русской Православной Церкви. Сегодня статус УПЦ больше, чем автономная (независимая) Церковь, но меньше, чем автокефальная (самовозглавляемая). Это позволяет учитывать интересы и тех общин, которые говорят о желании полной независимости УПЦ, и тех, кто дорожит тысячелетнем единством с Русской Православной Церковью. Но самое главное, мы были и остаемся законной частью единого Вселенского Православия. В диалоге с УАПЦ тоже надо искать формулы, которые бы учитывали интересы всех и соответствовали канонам Вселенской Церкви. Что же касается УПЦ-КП, то пока она возглавляется отлученным от Церкви человеком, никакого диалога с ней мы вести не можем. Об этом я неоднократно говорил и Виктору Андреевичу.
— А как Вы относитесь к тому, что власть повсеместно раз в квартал и по большим праздникам инициирует совместные молитвы всех конфессий за Украину? Молебны, праздничные приемы и концерты проходят и в Софии Киевской.
Наши священнослужители присутствуют, но молятся, конечно, отдельно. Я не знаю, как в других религиях, но Украинская Православная Церковь уже тысячу лет ежедневно, а не по праздникам, молится за страну нашу, народ, воинство и власть, и не на площадях, а в святых церквах пред престолом Божиим. Храм Святой Софии, Премудрости Божией — это храм Христа Распятого. Это самая древняя наша православная святыня, построенная великим князем Ярославом Мудрым, канонизированным нашей Церковью. Его история трагична, как трагична и история нашего народа. Он много раз разрушался, однако православные, где бы они не находились, всегда стремились восстановить его, вдохнуть жизнь, чтобы звучало в нем слово Божие.
— Митрополит Макарий погиб, направляясь к нему?
— Да, священномученик Макарий, Митрополит Киевский погиб по дороги из Вильно, где находилась тогда кафедра Киевских митрополитов, в Киев, куда он вез средства, собранные для восстановления разрушенной Святой Софии. После установления в Киеве советской власти, решением Реввоенсовета Софиевский монастырь был экспроприирован у Православной Церкви, сначала его передали самосвятам-липкивцам, которых революционная власть считала союзниками в борьбе с Церковью, а затем был превращен в музей. Насельники монастыря были репрессированы. Так что и в прошлом веке он омыт кровью православных новомучеников. Святая София, как и все наши монастыри — это кладбище: и в главном храме и на территории на протяжении веков хоронили православных священнослужителей, монахов и мирян. Молится там можно и нужно, но вот устраивать на могилах приемы, банкеты и концерты, даже в честь выдающихся дат, не стоит. Мы же не оставляем надежды, что св. София, как и другие древние храмы столицы, будут возвращены законному владельцу — Украинской Православной Церкви, и киевляне смогут молится за богослужениями в своих святынях.
— Городские власти объявили о выделении 200 земельных участков под храмовое строительство в столице. Как Церковь будет в этом участвовать?
— Это инициатива замечательна и мы ее поддерживаем. Мне думается, очень важным было бы попытаться восстановить исторический облик нашего города, как колыбели восточно-славянского православия, всемирного центра православного паломничества. Киев уникален не только своими поразительными по красоте ландшафтами, Днепром, но и тем, что является древнейшим и вечным духовным центром восточных славян, матерью всех их городов. Историки посчитали, что за время советской власти в столицы было разрушено 145 православных храмов и церковных памятников, которые возводились многими поколениями. Может, первым делом, стоит воссоздать некоторые из них? Я думаю, здесь может быть широкое поле для плодотворного сотрудничества Православной Церкви и столичной власти.
— Сегодня православную общественность волнует обнародованный Минюстом проект закона, предусматривающий отмену главных православных праздников, как государственных.
— Министерство юстиции, насколько я знаю, не обладает правом законодательной инициативы. Я думаю, этот законопроект не пройдет не только через парламент, но и через Кабинет министров. Рождество, Пасха — это не только наша история, это наша тысячелетняя традиция, праздники, которые объединяют весь народ. Греко-католики и даже протестанты празднуют его по православному календарю. Непонятно, для какой цели такие законопроекты вообще пишутся?
— Чтобы быть ближе к Европе.
— Не думаю, что Европе мы нужны, обезличенные, потерявшие свою ментальность. Напротив, общеевропейский дом, в котором наша страна находимся, мы должны обогащать своей неповторимой культурой и традициями.
Беседу вел В. Анисимов
http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=12 518