Фонд «Русская Цивилизация» | Александр Ершов | 15.09.2006 |
Картина на первый взгляд получается безрадостная — вялое, лишенное гражданской инициативы, забывшее свою историю, страдающее алкоголизмом (в ряде регионов чуть ли не поголовным) общество. Даже отдельные адепты монархии высказываются в том духе, что с «нашим народом все кончено — перебили собачке хребет, может только тявкать да вяло лапами шевелить». Это — пассив.
А что в активе — в активе уникальный для современного мира процесс — воцерковление народа. При попустительстве государственной власти, при всем наследии советского прошлого люди идут в храмы. И приходит их туда с каждым годом все больше и больше. Да, не все гладко на этом пути — есть множество проблем и проблем серьезных, но признайте же и несомненные успехи Русской Православной Церкви по воцерковлению народа. Энергия иных иерархов и священников заставляет вспомнить первые века крещения Руси. И это хорошо.
С другой стороны, мы видим колоссальный интерес народа к истории. Загляните в любой книжный, и вы увидите стеллажи, заваленные исторической (и к сожалению псевдоисторической) литературой. Это не говоря уже об огромном изобилии исторических романов разного качества. Сейчас у нас рынок и издатели издают то на что есть спрос. Значит, такое количество исторической литературы показывает, что запрос на изучение истории в обществе не просто есть, но он огромен. Здесь тоже далеко не все благополучно, ибо государство отказалось от цензуры в области истории (что было в свое время правильным решением). В результате, наряду с достоверными и качественными историческими исследованиями издается много «макулатуры» в виде книг Ю. Мухина, А. Бушкова, В. Резуна, Э. Радзинского и прочих… Но для нас важно, что среди этой литературы присутствует и литература монархической направленности. Сейчас в отличие от советского времени не составляет никакого труда купить сочинения Карамзина, Иловайского. Нечволодова, Ольденбурга. Более того, мы имеем и современных историков-монархистов с весьма высокой квалификацией, как например, д.и.н. А.Н.Боханова.
Не буду говорить об экономике, ибо не слишком силен в этом вопросе, пока же на мой непросвещенный взгляд в ней присутствуют как позитивные, так и негативные тенденции.
Итак, в чем задача русского монархизма на этом этапе? Было бы ошибкой подобно некоторым современным политикам приниматься за поиск кандидатов на трон. Нынешняя проблема не в том, что у нас нет монарха. Проблема в том, что у нас нет подданных. Найти одного умного, совестливого, нравственного человека на 140 миллионов русского населения — не велика задача, куда сложнее научиться жить при монархии. В 1917 году монархия рухнула не потому, что Государь был плох — прославлением Государя как Своего Святого Господь ясно дал нам понять, что не в царе была тогда проблема — в поданных. И наша задача заключается именно в созидании подданных.
Мы будем исходить из того, что монархия является политической системой наиболее адекватной для обеспечения исторического бытия русского народа и выполнения его высшей миссии перед Создателем. В настоящее время эта объективная истина не является таковой в глазах значительной части нашего народа. Соответственно на первом этапе наша миссия будет заключаться в просвещении народа по двум направлениям:
1. Историческом. Мы должны восстановить искусственно разрезанную большевиками ткань русской истории в массовом сознании. Люди должны понимать, что история России началась не в 1917 году и отнюдь не закончилась в 1991-м. Мы должны рассказать народу правду о том, какой страной была Российская империя (Не идеализируя ее конечно. Большевики вылили на русскую историю столько черной краски, что сейчас даже объективная информация о прошлом часто воспринимается как идеализация.) Тем самым можно помочь людям обрести свои исторические корни в этом прошлом. Связать рассеченную революцией нить от предков к потомкам.
2. Мы должны также разъяснить народу ошибочность представлений о монархии как об устарелом и не пригодным в современных условиях. Мы должны показать сильные стороны монархического правления и их привлекательность в условиях России. У наших сограждан не должно быть предубеждения против власти монарха.
На втором этапе, который во многом начнется параллельно с первым, русские монархисты должны способствовать восстановлению традиционных для России норм жизни, и не просто восстановлению обычаев предшествующих времен, хотя и многие обычаи и стереотипы поведения из прошлого стоит возродить, но и разработкой новых форм бытия сочетающих традиционную основу с современными условиями. Мы должны показать, что традиционное бытие — это не возврат прошлое, а альтернативный уклад жизни в настоящем. Основная работа на этом этапе лежит вне политической сферы, а в сфере общества. Эта работа уже начата рядом церковных и околоцерковных изданий, групп граждан и т. д. Ее надо всячески развивать и расширять. Надо работать над тем, чтобы изжить негативное наследие большевизма и современной демократии.
Но на этом этапе монархисты должны будут выйти и на политическую арену. Ибо в целом ряде вопросов необходимых для реализации этого этапа мы должны добиваться изменений в законодательстве, в государственном образовании, национальных отношениях, в семейном праве. Цели на первых порах должны быть довольно скромными — вычищение остатков коммунистического наследия и по возможности ограничение влияния либерализма.
По мере реализации задач первых двух этапов мы получим общество, в котором можно будет вполне серьезно ставить вопрос об изменении политической системы и введении монархического правления. Поставить вопрос об этом можно будет лишь тогда, когда за монархистами будет поддержка не менее половины общества. Было бы ошибкой считать, что монархия может возродиться только тогда, когда все общество будет готово ее принять. Самому первому Государю придется немало поработать над укреплением своей власти, прежде всего в умах подданных. Но это будет уже после триумфа монархии.
В какой форме могут работать русские монархисты. Обычная для демократии форма политической партии для нас малопригодна. Нужен другой путь. Одним из приоритетных направлений должно стать развитие местного самоуправления, начиная с самых малых его форм типа ТСЖ. Мы должны всячески поддерживать общественные начинания населения, оказывать помощь в организации, воспитывать будущих подданных, которые в отличие от гражданина демократического государства не будут возлагать на власть решение всех своих проблем, но будут, прежде всего, проявлять инициативу и настойчивость в их решении.
И наша политическая партия — а ее придется создать, чтобы использовать политические методы воздействия, должна родиться как политическое представительство объединений таких вот общественных общин, образованных частной инициативой граждан. Именно в этих маленьких общинах, основанных на искренних интересах граждан, их инициативе и воле — наша сила.
Сколько времени займет путь до возрождения русской монархии? Не надо обольщать себя надеждами на скорее осуществление наших чаяний. Нам предстоит много очень много трудной работы, для которой потребуются не годы — десятилетия. Но в отличие от демократических политиков или революционеров, желающих всего сразу и при жизни, мы можем действовать, зная, что сами может быть и не увидим Русского Царя на престоле. Но мы должны верить в то, что дети наши милостью Божией его увидят, а правнуки наши родятся уже не гражданами, но подданными. Долгий путь предстоит и долгая работа. Но в традициях ли русской монархии отступать перед трудностями и временем? Нет. В наших традициях — упорный труд и вера в Бога. Так, помолясь, приступим.