Столетие.Ru | Максим Кустов | 14.09.2006 |
Имея дело со школьниками в качестве репетитора по истории, автору этих строк не раз приходилось с ужасом думать о том, чему же их учат в школах, зачастую престижных. Один абитуриент за три месяца до поступления в МГИМО от репетитора впервые услышал фамилии «Дзержинский» и «Буденный». А другой паренек очень не хотел верить в то, что в Берлине течет река Шпрее. Почему-то название казалось ему ужасно смешным. Но ничего, поступил в МНИМО, сейчас, наверное, достойно представляет Родину за рубежом.
Другой, весьма способный и толковый мальчик, когда мы изучали разгром Наполеона в 1812 году и роль, которую сыграла в этом казачья конница, ошарашил вопросом: «А как же замечательные арабские всадники? Ведь Франция — это арабы!» С современной точки зрения он, в общем-то, прав. Но пришлось долго объяснять, что в 1812 году этнический состав французского государства заметно отличался от нынешнего. Но это, повторяю, один из лучших учеников.
Ребята, скажем так, среднего уровня, запросто могут рассказать, например, о «крестьянской войне под предводительством Бориса Моисеева. Бояре и воеводы страшно боялись попасть в руки восставших"…
Пойди потом, пойми, с кем они перепутали певца со специфической репутацией, и что по этому поводу сказали бы Стенька Разин и Емелька Пугачев — обиделись бы, наверное, сердешные. До такого даже царская пропаганда не додумалась.
…Постепенно пришло понимание того, что школьники, в общем, не виноваты. Студенты-практиканты третьего курса журфака МГУ, нисколько не стесняясь, спрашивают: «А кому принадлежит Камчатка?» или: «А Мордовия — это где?» В экспериментальных целях я «разъяснил» симпатичной барышне, что Камчатка принадлежит Белоруссии, а Мордовия — это бывшая союзная республика СССР, ныне суверенное независимое государство в Закавказье. Не сложились у него отношения с Азербайджаном и сейчас все четче вырисовываются контуры военного блока «Саранск — Ереван». Объяснение было воспринято совершенно серьезно. Девушка села писать статью о Саранске, как о столице кавказского военно-политического альянса. Лишь в последний момент удалось ее остановить.
Но если бы только студенты! Бывало и хуже… Сдаешь в редакции вышестоящему начальнику, вернее, начальнице, текст о террористах под названием «Камикадзе на автомобилях» и слышишь вопрос: «А при чем здесь грузины?» Тупо изучаешь родной текст, в котором никаких грузин быть не должно. Минут через пять безнадежно интересуешься, где начальство углядело грузин? Указующий перст направлен на слово «камикадзе», воспринятое как грузинская фамилия.
То, что средний уровень исторической эрудиции у нынешних поколений на несколько порядков ниже, чем пару десятилетий назад — это медицинский факт. Сказались бесконечные открытия «белых пятен истории», и пресловутые «новые трактовки» давно известных исторических событий, когда их сенсационность и скандальность становились самоцелью.
О пресловутой «теории Фоменко» даже говорить не приходится — у нас утрачено уважение к элементарной точности, аккуратности и обоснованности аргументов в дискуссии.
Выступает в телепередаче известный актер, рассказывает о своем отце, его военном пути. И на всю страну клеймит писателя Ивана Стаднюка за книгу «Танки идут ромбом», которую на самом деле написал Анатолий Ананьев.
Авторитетное информагентство публикует фотографию времен Великой Отечественной войны с подписью: «Северо-Западный фронт. Гвардейская дивизия имени И. Панфилова в наступлении на Старо-Русском направлении». Указана и дата съемки — 1 августа 1941 года.
Но в августе 1941 года в Красной Армии просто не существовало гвардейских частей. Лишь 18 сентября Сталин подписал приказ о присвоении первым четырем стрелковым дивизиям гвардейского звания. Откуда же первого августа взялась гвардейская дивизия? И что значит «имени И. Панфилова»? Очевидно, речь идет о знаменитой 316-й стрелковой (затем 8-й гвардейской стрелковой дивизии.) которой командовал полковник, затем генерал-майор Иван Панфилов. Но в июле — начале августе она еще формировалась в Казахстане, и на фронт прибыла в конце августа 1941 г. Командующий войсками Западного фронта Георгий Жуков отправил Верховному Главнокомандующему донесение о боевых действиях 316-й стрелковой дивизии и ходатайство о переименовании дивизии в гвардейскую лишь 16 ноября 1941 года. Вскоре ходатайство Жукова было удовлетворено и дивизия стала гвардейской. И только 23 ноября дивизии в честь погибшего командира было присвоено название «Панфиловская».
Что произошло бы в том же информагентстве 20 лет назад, допусти его сотрудники такое количество ляпсусов всего лишь в одной подписи под фотографией? Ох, были бы снятия с должностей, инфаркты и все сопутствующие прелести. И невольно задумаешься, а может, в этом был смысл…
Сейчас в газетах можно запросто прочитать о том, например, что россияне не любят август, потому что в августе началась первая чеченская война. О том, что она началась в декабре 1994-го, а в августе 1996 года закончилась, журналисты, видимо, не знали и даже не потрудились уточнить.
А ведь это еще нельзя назвать историей, это наше совсем недавнее прошлое. И подобные примеры можно приводить до бесконечности. В чем причина дезинформационного беспредела? Конечно же, сказались бесконечные идеологические споры последних десятилетий, когда к конкретным фактам принято было относиться как к булыжникам в идеологическом бою — «нате вам, сталинисты» или «нате вам, демократы». В баталиях не до точности. Но по-настоящему понять причину происходящего удалось, посмотрев недавно телепрограмму, посвященную преподаванию истории в школах. Для начала некая дама, родственница или однофамилица известного советского историка, с неподражаемой простотой объяснила, каким должно быть «историческое образование». Ей «знакомый голландец», оказывается, объяснил, что в результате «человек должен быть в состоянии прочитать газету». С ума сойти! В стране величайшей гуманитарной культуры и высочайшего уровня образования надо воспринимать советы «знакомого голландца» как руководство к действию.
Мнение голландцев относительно строительства плотин, изготовления сыров и выращивания тюльпанов, безусловно, чрезвычайно авторитетно. Но вот, чтобы Голландия гуманитарными науками славилась… Вообще-то сей рецептик удивительно напоминает гитлеровскую программу организации обучения на «восточных территориях». «Унтерменшам», помнится, достаточно было четырех классов, понимания немецких команд, и умения считать до ста. Особо продвинутые, с историческим образованием, смогут даже газетку осилить.
В том, что проект всеобщего одичания успешно претворяется в жизнь, убедили присутствовавшие в телестудии авторы школьных учебников по истории. Один из них рассказал о том, что на занятиях он предлагает детям представить себя членами Политбюро РСДРП, готовящимися в августе 1917 года к захвату власти. Если бы детишки учились по многократно обруганным советским учебникам, они бы объяснили своему наставнику, что в 1917 году аббревиатуру РСДРП использовали социал-демократы — меньшевики, а большевики добавляли к названию маленькую букву «б» в скобочках, имевшую принципиальное значение. Затем дети напомнили бы о том, что в августе 1917 года такого органа, как Политбюро, просто не существовало. Но все это могло произойти только при наличии учебников, авторы которых занимались бы не идеологическими изысками и отработками полученных грантов, а добросовестным изложением информации в максимально увлекательной и доступной форме. Пусть сначала ребенок узнает о том, что Октябрьская революция произошла в 1917 году и лишь потом ломает себе голову над тем, положительным или отрицательным явлением в истории она была. Пусть сначала услышит фамилии Дзержинского и Буденного, а потом судит о их роли в истории.
И пусть не путает Емельяна Пугачева с Борисом Моисеевым!