Русская линия
Православие.Ru Людмила Старолова13.09.2006 

Освящение иконостаса во Владимирском соборе Санкт-Петербурга

Владимирский собор г. Санкт-Петербурга
Владимирский собор г. Санкт-Петербурга
8 сентября 2006 года, в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, состоялось освящение иконостаса правого придела санкт-петербургского Владимирского собора. Этот придел посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

Собор в честь иконы Владимирской Богоматери один из старейших в городе на Неве. Построенный во второй трети XVIII века, он находится в самом центре, близ Невского проспекта на Владимирской площади.

Тогда граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке. Въезд в город находился у моста на Невской «першпективе». Здесь были шлагбаум и застава, называемые Аничковыми. Эта местность носила название — Московское предместье.

В петровские времена строительство велось лишь вдоль «першпективной дороги» и Фонтанки — остальная территория долгое время пустовала. Постоянное поселение в Московском предместье возникло лишь в 1737 году. После опустошительных пожаров 11 августа 1736 и 24 июня 1737 года, когда тысячи людей оказались без крова, правительство императрицы Анны Иоанновны предприняло решительные меры для урегулирования городской застройки, обеспечения людей жильем и предотвращения новых пожаров. Высочайшим указом придворным служащим было выделено место для строительства собственных домов за Аничковой заставой.

Внутри слобод предусматривалось устроить площадь с церковью, но к постройке храма приступили лишь в 1745 году. Инициатива строительства принадлежала начальнику Придворных слобод (так стали именовать район, в который пересели придворных, конюшенных и дворцовых служителей), управляющему кабинетом ее императорского величества барону Ивану Антоновичу Черкасову.

Первая церковь была выстроена из дерева и имела один купол. 25 августа 1747 года преосвященный Феодосий (Янковский) совершил торжественное освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день, 26 августа (8 сентября по новому стилю), в храмовый праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, на литургии присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая на благоустройство храма 300 рублей. Деревянная церковь с примыкавшей к ней с запада трехъярусной колокольней простояла в Придворных слободах 23 года.

В 1756 году прихожане подали прошение о строительстве нового каменного храма, так как старая церковь обветшала. Разрешение было получено. Священник Иоанн Кириков принялся за сбор пожертвований. К 1760 году была собрана достаточная сумма и был готов проект новой церкви. По мнению многих исследователей, автором проекта был Пьетро Антонио Трезини. Строительство каменного храма велось долго — 15 лет и завершилось в царствование императрицы Екатерины II.

8 ноября 1768 году архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким) был освящен нижний храм, а верхний 9 апреля 1783 года освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров).

Настоятель храма священник Иоанн Кириков не дожил до этого события, в октябре 1770 года он был злодейски убит в собственном доме, расположенном вблизи церкви. Грабители, рассчитывавшие найти у него большие суммы, ведь на строительство храма жертвовали немалые деньги не только жители Петербурга, но и Москвы, обнаружили в доме у иерея лишь 40 копеек. Отец Иоанн был бессребреником.

Его погребли близ церкви. К 230-летию храма, в 1998 году, на его могиле был поставлен крест из белого мрамора и восстановлена плита с надписью: «Строитель Владимирской церкви священник Иоанн Кириков, убитый злодеями в ночь на 20-е число октября 1770 года». По традиции, при совершении крестного хода в престольные праздники на могиле совершается панихида.

Внутреннее убранство каменного храма уже в первые годы его постройки поражало своим великолепием. До наших дней не сохранились ни иконы, ни утварь, ни богослужебные книги. Первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви во времена Екатерины II иконостас, в 1809—1810 годы был повернут лицевой стороной к алтарю, а на его месте воздвигнут другой, переданный из церкви Воскресения словущего Аничкова дворца. Выполненный по рисунку Ф. Растрелли в 1748 году, это единственный дошедший до нас и сохранившийся почти полностью иконостас мастера. Иконы для него написали И. Я. Вишняков, И. И. Бельский, А. П. Антропов. Первоначально было 30 икон, но до наших дней уцелели 24. Золоченая резьба тоже имеет утраты.

Пространство высокого зала верхней церкви разделено на три предела четырьмя массивными восьмигранными пилонами. Иконостасы в боковых пределах — поздние, середине XIX века, но они также выполнены в барочном стиле.

В 1886 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» был освящен северный придел храма, а в 1872-м — южный во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Жизнь Владимирской церкви была связана с именами выдающихся деятелей русской культуры. Прихожанами храма были Федор Михайлович Достоевский, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Иванович Куприн, Лев Николаевич Гумилев и многие другие.

В приходе храма жили многие известные деятели русской культуры. Недалеко от храма, на Свечном переулке в доме N 5, снимали квартиру родители А. С. Пушкина — Сергей Львович и Надежда Осиповна. По возвращении из Михайловского в 1826 году у них останавливался Александр Сергеевич. На ул. Марата (быв. Грязной) снимала квартиру семья Павлищевых. Николай Иванович Павлищев был мужем Ольги Львовны Пушкиной — сестры поэта. У них в доме последние свои месяцы прожила няня Александра Сергеевича — Арина Родионовна. Ее отпевали во Владимирской церкви. Здесь же отпели и друга поэта — Антона Антоновича Дельвига, проживавшего последние годы близ Владимирской площади.

***
Церковь была закрыта в 1932 году. Здание передано Государственной публичной библиотеке, которая разместила в стенах церкви отдел антирелигиозной литературы. В 1930—1940 годы это было чуть не единственное место в городе на Неве, где можно было читать Библию.
После Великой Отечественной войны в здании церкви разместилась фабрика «Ленмашучет», в помещении верхнего храма работали станки, и это постепенно разрушало интерьер храма. Чтобы не отвлекать работников излишними красотами, иконостас был обшит досками, в алтаре стояли канцелярские столы.

В 1960 году церковь была взята под государственную охрану как памятник архитектуры. В 1989-м — возвращена верующим.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1990 года, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер; ныне Патриарх Московский и всея Руси) освятил верхний главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Восстановление храма началась сразу же после передачи общине. Здание требовало срочного ремонта и реставрации. Поэтому в 1990 годы при церкви были открыты реставрационные мастерские. Сначала были восстановлены кресты и купола, одновременно велась работа по воссозданию интерьера верхнего храма. Реставрировались детали центрального растреллиевого иконостаса. В это же время для иконостасов боковых пределов в мастерских резались и устанавливались два комплекта деталей, но иконы начали писать лишь для южного.

* * *

О проведенных работах рассказывает иконописец Алексей Белавин.

— Кто решал, какие иконы будут в иконостасе?

— В основном, староста Иван Сергеевич Раевский и ключарь храма протоиерей Владимир Фоменко. Проект восстановления всех трех иконостасов разработал архитектор Юрий Викторович Кирс. Иконостасы боковых приделов стилизованы под растреллиевское барокко, основные пластические ходы перекликаются, поэтому все три иконостаса составляют единый ансамбль.

Когда нас пригласили, уже были написаны две иконы: мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и святых Гурия, Самона и Авива. Пришлось немного подлаживаться под этот стиль…

Первыми нашими работами для северного иконостаса стали архангелы Уриил и Игудиил в диаконских вратах. Мы сделали для них картоны. Были другие варианты других иконописцев, но понравились наши. Их утвердили. Потом написали для праздничного ряда Успение Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов.

Первоначально планировали написать в пророческом ряду икону Софии — Премудрости Божией, потом ушли от этого — икона не смотрелась. Решили, что будет Богородица «Державная» на троне с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом. Для этого же ряда написали еще две иконы — Давид и Соломон, Исаия и Иезекииль. И в самую последнюю очередь делали иконы для царских врат: Благовещение, евангелистов и Спаса Нерукотворного.

— В какой манере написаны иконы?

— Мы использовали в работе принцип аутентичности. «Аутентичное барокко». Вопросы стиля решали на месте: брали внешние признаки, разработанные в других иконах, и следовали правилам, которые применяли другие иконописцы.

Точную реконструкцию иконостаса сделать было невозможно, не было ни фотографий, ни подробных описаний икон, поэтому использовали как образец сохранившиеся барочные иконостасы Никольского Морского и Сампсониевского соборов, Троицкого собора Александро-Невской лавры и Петропавловской крепости, Князь-Владимирского собора, церкви Святой Троицы (Кулич и Пасха).

Мы пользовались также Библией Пискатера, хранящейся в рукописном отделе Публичной библиотеки — оригинальным голландским набором гравюр, прорисями для икон времен Петра. Работая с этим источником, можно воссоздать пропорции силуэта. Потом совмещали голландские прориси с традиционной русской иконописью. В Русском музее есть аналоги, но все сохранилось хаотично, и цельное представление об этом периоде сейчас очень трудно себе составить…

Существуют разнообразные мнения, каким было барокко XVIII века. Музейные экспонаты не дают полного представления о том, как тогда писали. В музеях нет системы, экспонаты фрагментарны, разрознены. У искусствоведов одно мнение, у иконописцев — другое… Но фантазии художников на практике оказываются гораздо крепче, чем фантазии искусствоведов.

— Кто и какие иконы писал?

— Все иконы написаны совместно. Я занимался разработкой прорисей, цветовые эскизы делала Таня Рауш. Контроль над проведением работ осуществлял консультант-искусствовед, работник отделения прикладного искусства КГИОПа Слава Абрамовна Симкина.

— Кто резал и золотил детали для иконостаса?

— Была целая бригада резчиков и позолотчиков. Резали Владимир Константинович Чекушин (сейчас он выполняет работу для Валаама), Арчил Михайлович Сива и Юрий Сергеев, позолотчики — Кайчук Владимир Степанович, Ошмарин Александр Юрьевич и Иванов Андрей Евгеньевич. За работу резчики, позолотчики и иконописцы были награждены архиерейскими грамотами и серебряными медалями первоверховного апостола Петра.

— Алексей, вы учились иконописи. Что вы заканчивали?

— Сначала Свердловское художественное училище, отделение живописно-педагогическое, а затем в 1987 году поступил в Петербургскую академию художеств, в мастерскую станковой живописи Василия Васильевича Соколова. На последнем курсе, в 1993 году, написал временный иконостас для церкви Иоанна Предтечи (Чесменская), с этой работой вступил в Союз художников, в секцию монументальной живописи.

— Вы писали еще что-нибудь для других церквей?

— В основном наши работы находятся здесь, в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Кроме иконостаса — плащаница Богородицы. И в церкви Иоанна Предтечи: иконы для иконостаса и несколько алтарных образов. Есть частные персональные заказы, например, в церкви поселка Ленинское, это под Рощино.

— Будет ли отреставрирован центральный иконостас собора?

— Да, сейчас почти завершены работы для иконостаса северного придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В основном иконы писали для него другие художники — Оля Денисенко и Саша Белов. Мы с Таней выполнили лишь образы для диаконских дверей — первомученика архидиакона Стефана и архидиакона Лаврентия.

Центральный иконостас, действительно, планируется отреставрировать в ближайшее время, часть несохранившихся образов придется написать заново. Эту работу поручили нам с Таней.

* * *

В 2000 году Владимирская церковь стала собором. Богослужения сейчас проходят лишь в верхней церкви, нижняя еще не освящена, помещение используется лишь на Пасху для освящения куличей и на Крещение — для раздачи воды. Но придет время, когда и нижний храм трудами и молитвами многих людей обретает красоту и благолепие.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 913 104 004


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru