Россiя | Ирина Баранчеева | 13.09.2006 |
Для более чем двух миллиардов католиков, рассыпанных по всеми миру, Папа и Ватикан остаются непререкаемым моральным авторитетом.
Этот безбожный мир
Однако нельзя не признать, что в настоящее время Католическая церковь переживает далеко не лучшие времена. Ее голос уже не так отчетливо слышен в мире, побежденном больше материальными, чем духовными идеалами.Один за другим рушатся бастионы Католической церкви в Европе. Последний «подарок» преподнесла Испания, традиционно католическая страна, управляемая ныне социалистическим правительством, которое приняло серию «светских» законов, в числе которых есть право на немедленный развод, разрешение браков между представителями сексуальных меньшинств, а также отмена обязательных уроков религии в школе. И как апофеоз — премьер-министр Хосе-Луис-Родригес Сапатеро отказался присутствовать на мессе, которую Папа Бенедикт XVI справлял во время своего пребывания в Испании в июле этого года. Теперь на очереди Италия — оплот католичества.
Огромный интерес вызвала недавняя полемика на страницах популярного еженедельника «Эспрессо» между кардиналом Карло-Мария Мартини и ученым Иньяцио Марино, во время которой были затронуты «очень деликатные вопросы, касающиеся начала человеческой жизни, ее конца, также здоровья всех женщин и всех мужчин на нашей планете». Иными словами, речь идет о темах, которые в последнее время на слуху в итальянском обществе: необходимость разрешить искусственное зачатие для тех, кто не может иметь детей естественным путем, возможность проводить медицинские испытания на эмбрионах и признание эвтаназии, то есть «права человека на смерть».
Естественно, Церковь выступает резко отрицательно против человеческого вмешательства в «божественный порядок», которое, по сути, означает наступление новой морали, тогда как ученые стараются убедить публику, что принятие этих законов поможет разрешить многие проблемы. Однако данные социсследований показывают, что итальянское общество еще не готово к подобным радикальным переменам. На референдуме 2004 года большинство проголосовало против принятия этих законов, и, следовательно, основные баталии еще впереди.
Дьявол под сутаной
Но всегда ли те, кто требует от «мирян» исполнения христианской морали, сами соответствуют ей? Совсем недавно вокруг священнослужителей разгорелась серия скандалов. Едва немного поутихли дискуссии по поводу американских священников, пойманных на растлении малолетних, как Ватикан должен был реагировать на новое известие. 48-летний монсеньор Ватиканской курии был задержан в квартале Валле Джулия, известном как место встреч гомосексуалистов, во время занятий отнюдь не пастырской деятельностью. Святой престол, конечно, не восторге от того, что священники стали часто появляться на страницах скандальной хроники, и совместно с полицией пытается противостоять подобному феномену.Искушения другого рода, которым подверглись священники в недавние времена, также заинтересовали общественное мнение. В последнее время всплыли тысячи досье, касающиеся священников и даже епископов, которые с 40-х годов вплоть до понтификата Папы Войтылы работали в тесном контакте с КГБ, восточно-немецкой разведкой «Штази» и польскими секретными службами.
Из документов ясно, что в Москве были в курсе всех дел, которые происходили в Ватикане, и это позволяет взглянуть новыми глазами на покушение на Иоанна Павла II 13 мая 1981 г. Заметим, что большинство из завербованных лиц были пойманы как раз на том, что их пастырская деятельность была небезупречна. Теперь от папы Бенедикта XVI ждут того, чтобы были названы имена коллаборационистов. «Не для того, чтобы обвинить их по закону, но в знак уважения к тем, кто предпочел смерть и не уступил шантажу», — заметил кардинал Станислав Дзивиц.
Новый образ Ватикана
Уже появилось немало трудов, анализирующих деятельность нового Папы Бенедикта XVI, среди которых выделяется эссе Альберто Меллони «Начало Папы Рацингера».Сравнивая методы правления Бенедикта XVI с его предшественником, автор (кажется, впервые) подвергает критике политику Иоанна Павла II. «Не думаю, что Меллони понравились слишком частые визиты Папы за границу, — пишет в газете „Коррьере делла сера“ историк Серджио Романо, — как и иные его высокопарные суждения, а также автократия, основанная на личной популярности, „Божий плебс“ на площади Св. Петра после его смерти и манифестации за немедленную канонизацию…»
Серьезность в подходе ко внутренним и внешним делам нового Папы, далекого от популизма, позволяет надеяться, как считает автор, на решительный поворот в политике Ватикана, который должен заняться многими неотложными вопросами.
Интересно, что в этом же ключе высказался недавно в интервью итальянскому агентству Ansa Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: уже во время первого года правления Бенедикту XVI удалось создать атмосферу доверия с русскими православными. И хотя многие спорные вопросы еще не разрешены (как, например, блокирование «католического прозелитизма» на территории бывшего СССР), но ясно, что холод в отношениях РПЦ и Ватикана уходит в прошлое. Алексий II считает, что обе Церкви могут прийти к сотрудничеству: «Важно объединить силы, чтобы противостоять падению культурных ценностей и культу потребления».
Государство без границ
Итак, каково же место Ватикана в современном мире? Действительно ли это архаичная, изжившая себя структура, как считают некоторые, или он имеет реальные шансы быть достойной политической силой?Думаю, что при всех недостатках, которые влечет за собой столь сложная церковная структура, стремящаяся также занимать важное место на мировой политической сцене, роль Ватикана, без сомнения, положительна. Ватикан способствует установлению на планете христианских, а следовательно, гуманистических ценностей, выступая против войн и борясь за отмену смертной казни. Иоанн Павел II был против войны в Ираке, а нынешний Папа призывает приложить все усилия для разрешения ливано-израильского конфликта. И если здесь политикам еще предстоит немало потрудиться, то в области отмены смертной казни произошли явные сдвиги. Последний пример: Глория Макапагал-Арройо, президент Филиппин, крупнейшей католической страны в Азии, накануне своего визита в Ватикан подписала закон об отмене смертной казни.
По всему видно, что Ватикан — это особенное «государство без границ» — вступает в тот период, когда оно становится больше моральным арбитром, чем активным игроком на политическом поле. К счастью, история подтверждает, что Ватикан весьма чувствителен ко всякого рода изменениям, не предавая, однако, своих фундаментальных ценностей.
http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4594&Itemid=69