Русская линия
Православие и современность Ольга Новикова12.09.2006 

Незримая связь

18 августа для прихожан воинского храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского при Саратовском военном институте радиационной, химической и бактериологической защиты произошло важное событие. Сюда крестным ходом из саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря были перенесены частицы мощей небесного покровителя русских воинов святого Димитрия Солунского и святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского, исповедника.

В крестном ходе, возглавляемом благочинным Центрального округа протоиереем Сергием Догадиным, приняли участие более 300 человек. Ковчег со святыми мощами был внесен в Димитриевский храм во время всенощного бдения, которое совершил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

В храме Владыка Лонгин поздравил прихожан с праздником и обретением новых святынь, которое «является видимым знаком благоволения Божиего и к приходу, и к воинской части, на территории которой находится храм».

Уцелевший храм

Знаменательно, что крестный ход состоялся накануне праздника Преображения Господня. Дело в том, что храм во имя святого Димитрия Солунского был обустроен в единственном сохранившемся до наших дней церковном здании уничтоженного в годы советской власти саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря, на территории которого ныне располагается СВИРХБЗ.

В престольный праздник в обители собиралось множество людей. «История Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова», написанная епископом Петровским Дамианом (Говоровым) и изданная в 1918 году, повествует: «Отношение верующих к монастырю особенно ясно выражается в праздновании храмового праздника Преображения Господня. К этому дню собираются десятки тысяч народа, сходятся крестным ходом с приходов градских: молящимися наполняется вся монастырская площадь».

До своего разрушения главный храм монастыря — трехпрестольный Спасо-Преображенский собор — был одним из самых больших и красивейших храмов Саратова. Однако ничего не осталось не только от него, но и от еще четырех возвышавшихся здесь храмов и от остальных монастырских зданий.

Возникновение Спасо-Преображенского монастыря относится к XVII столетию. На месте его основания (за городом, на горах) находилось монастырское подворье, или монастырский рыбный двор, принадлежащий Московскому Новоспасскому монастырю. Здесь, по традиции, была построена небольшая деревянная церковь для рыболовов, которая, вероятно, именовалась Спасо-Преображенской.

После сильных пожаров 1693 года, полностью уничтоживших обитель, существовавшую при саратовской Казанской церкви, и Четырехсвятский монастырь на Увеке, братия поселилась на уцелевшем рыбном дворе, где и был основан монастырь, называвшийся сначала Богородицким, затем Четырехсвятским, потом Спасским, а с 1764 года — Спасо-Преображенским. В 1811 году новым пожаром был уничтожен и он.

Возрождение обители началось в 1814 году на вновь отведенной земле в трех верстах от города. Во время строительства был допущен ряд ошибок, на исправление которых ушло много времени, а потому освящение главного храма во имя Преображения Господня было совершено лишь в 1822 году. Тогда же с прежнего места сюда была переведена вся монашествующая братия.

По выражению епископа Дамиана, обитель была устроена «не князьями, не боярами, а слезами, пощением и молитвою, богачи не вложили здесь золота и серебра, он создался на лепты усердных христиан». Владыка Дамиан свидетельствует, что многие «труждающиеся и обремененные приходили сюда, чтобы отдохнуть душой. Здесь нашли место вечного упокоения и многие из граждан Саратова — при монастыре было устроено лучшее городское кладбище». На этом кладбище были погребены многие известные люди города, видные общественные деятели, иноки монастыря, те, кто послужил делу его устроения и украшения.

Ныне существующий храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского был возведен на средства почетных горожан, братьев Иоакима и Петра Никитиных, и являлся их семейной усыпальницей. Первоначально он был освящен во имя мученицы Иулиании и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и особенно выделялся среди церковных строений высокой колокольней.

21 октября 1917 года, через полгода после кончины создателя храма Иоакима Александровича Никитина, в верхнем этаже колокольни-усыпальницы было завершено строительство второго храма во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Служить Богу и России

Во времена советской власти на месте разрушенного монастыря возникло военное училище. В здании будущего Димитриевского храма располагалась библиотека. Богослужения здесь начались только 12 лет назад, чему немало способствовало командование училища. Освященный в 1994 году, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского стал первым воинским храмом в постсоветской России. Через три года за его алтарем был освящен поклонный Крест в память иноков Спасо-Преображенской обители и всех православных христиан, погребенных на уничтоженном кладбище монастыря.

Первым настоятелем храма (и одновременно первым иконописцем, написавшим и ныне находящиеся в храме иконы) стал священник Владислав Кулешов. Затем долгое время приход возглавлял протоиерей Николай Архангельский (†2005), весьма уважаемый саратовский священник, ветеран Великой Отечественной войны, в последние годы жизни несший послушание духовника епархии. Большим уважением прихожан пользуется и новый настоятель храма — иерей Сергий Ксенофонтов, служащий здесь с 1 октября 2005 года. Вообще, в храме сложилась очень дружная и крепкая православная община. После богослужений прихожане нередко собираются в трапезной, делятся друг с другом своими радостями и бедами, чувствуют себя одной большой семьей.

Воинский храм — место особое. Значительная часть его прихожан — люди военные: преподаватели и курсанты СВИРХБЗ, члены их семей. Ходят сюда и жители домов, расположенных в районе «Стрелки», приезжают и из других районов города. Нужно отдать должное командованию института под руководством генерал-майора Н.П. Шабанова — людям обеспечивается беспрепятственный проход на закрытую для остальных территорию (достаточно лишь предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность). Институт также оказывает большую помощь в ремонте храма (приход здесь небольшой, и собственных средств для этого недостаточно) и в решении других насущных вопросов.

Кроме того, что двери храма всегда открыты для каждого, здесь осуществляется большая работа с курсантами. Клирик церкви священник Александр Ионов проводит для них экскурсии по храму, рассказывая о его устройстве, истории. Одновременно идет сотрудничество с отделом по воспитательной работе, проводятся торжественные мероприятия и беседы в специально отведенные часы. Все желающие могут посещать факультатив «Основы Православия», который ведет отец Александр.

Другая интересная форма взаимодействия — выезд к первокурсникам на полигон, где они проходят курс молодого бойца. Все, кто хоть немного знаком с жизнью курсантов, знают, что это очень трудное время для ребят. Оторвавшись от дома, они познают азы воинской службы, привыкают к новому быту, и присутствие на полигоне священника помогает избежать многих проблем. Именно так некоторые из прихожан Димитриевского храма сделали свои первые шаги в Церкви. Однажды переступив порог храма, они снова пришли сюда, чтобы покреститься, затем здесь же венчались и теперь приходят сюда крестить уже своих детей. И эта «последовательность» очень радует. Испокон веков служба Отечеству была немыслима без веры в Бога и неразрывно связана с Православием и его традициями. Эта незримая связь ощущается и современными офицерами.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/20 060 909.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru