Русская линия
Интерфакс-Религия Георгий Чабакаури11.09.2006 

В последнее время наметилось движение к возвращению в Сурожскую епархию ранее колебавшихся священников

Член приходского совета Успенского кафедрального собора Сурожской епархии Георгий Чабакаури рассказал порталу «Интерфакс-Религия» о ситуации, сложившейся в епархии после заявления ее бывшего управляющего епископа Василия (Осборна) о переходе в Константинопольский патриархат.

— Теперь, после некоторого периода, когда было неясно, кто какого мнения придерживается в Сурожской епархии, можно, наверное, определить, какая часть паствы хотела бы уйти за епископом Василием в Константинополь, а какая осталась верной Московскому патриархату?

— В Интернете появляется множество публикаций, где утверждается, что большая часть приходов и духовенства Сурожской епархии перешла под омофор Константинопольского патриарха и что подавляющее большинство прихожан епархии поддержало епископа Василия.

На самом деле на сайте Амфипольского викариатства экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата, которое возглавил епископ Василий, значатся девять священников из двадцати одного, входивших в Сурожскую епархию до ее раскола. Если верить этому списку, двое священников, ушедших из Сурожской епархии, либо еще не определились, либо перешли в Фиатирскую епархию (греческая епархия Констатинопольского патриархата в Великобритании — «ИФ»).

В Сурожской епархии сейчас состоят десять священников. При этом следует заметить, что первоначально ситуация была несколько иная, но в последнее время наметилось движение к возвращению в Сурожскую епархию ранее колебавшихся священников. Видимо, каноническое сознание восторжествовало.

— Как же обстоит дело с приходами?

— До начала печально известных событий в Сурожской епархии состояли 34 прихода и общины. В настоящее время на сайте Амфипольского викариатства значатся 14 приходов и общин, некоторые из которых были созданы уже после его образования. Несколько приходов викариатства (включая Лондон) окормляются священником Александром Фостиропулосом, который является клириком Фиатирской епархии и как-то особо не торопится переходить под омофор епископа Василия.

Более того, и среди тех приходов, которые будто бы перешли в Константинопольский патриархат, дело обстоит не так просто. В частности, приходы в Оксфорде и Ноттингеме, указанные на сайте викариатства, раскололись приблизительно пополам, так что половина прихожан осталась верной Сурожской епархии.

О ситуации в Ноттингеме писалось очень много. Приход расколот ровно поровну. Видимо, чтобы попытаться склонить большинство на свою сторону, епископ Василий пригласил архиепископа Команского Гавриила (главу экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата — «ИФ») посетить Ноттингем. В сообщениях в Интернете было сказано, что архиепископ Гавриил едет в Ноттингем вопреки протестам нынешнего управляющего Сурожской епархией архиепископа Иннокентия. Но следует сказать и о большем. Архиепископ Гавриил приехал в приход вопреки просьбам значительной части прихожан. Пять членов приходского совета, в их числе староста прихода и секретарь приходского совета, обратились к архиепископу Гавриилу с просьбой, по крайней мере, отложить посещение прихода, чтобы не вносить еще большего раскола. Однако просьба прихожан была проигнорирована.

Архиепископ Гавриил также приехал поддержать епископа Василия в его родном приходе в Оксфорде. Здесь многие прихожане во главе с замечательным священником отцом Стивеном Платтом решили остаться верными Сурожской епархии и образовать в Оксфорде свой приход.

В связи с этим хочется подчеркнуть, что вслед за отцом Стивеном, один из самых уважаемых священников Сурожской епархии, известный британский патролог и профессор Дарэмского университета отец Эндрю Лаут заявил о том, что остается в Московском патриархате.

— Можно ли определить, по какому принципу происходит разделение?

— Трудно сказать. Сторонники епископа Василия заявляют о том, что они хранят верность «наследию митрополита Антония». Это наследие, по их словам, состоит, с одной стороны, из тех людей, которых приснопамятный владыка Антоний Сурожский привел к Православию, а с другой — определяется стремлением к созиданию в Великобритании Церкви русской традиции, открытой для всех.

Однако следует подчеркнуть, что как раньше, так и сегодня большинство клириков Сурожской епархии — коренные англичане. К Православию их привел и в священство рукоположил сам митрополит Антоний, и вот они не считают, что епископ Василий защищает наследие митрополита Антония.

То же можно сказать о прихожанах в таких преимущественно англоязычных приходах, как Ноттингем или Оксфорд. Так что в целом нельзя сказать: мол, уже все «старые сурожцы» считают, что епископ Василий перешел в Константинопольский патриархат для «защиты своей паствы» и «наследия митрополита Антония», и что они следуют за ним.

Таким образом, первоначальный миф, созданный епископом Василием, о том, что с одной стороны должны быть держатели наследия митрополита Антония (издавна бывшие в епархии), а с другой — новоприехавшие русские, не выдерживает критики.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=100


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика