Интерфакс-Религия | Георгий Чабакаури | 11.09.2006 |
На самом деле на сайте Амфипольского викариатства экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата, которое возглавил епископ Василий, значатся девять священников из двадцати одного, входивших в Сурожскую епархию до ее раскола. Если верить этому списку, двое священников, ушедших из Сурожской епархии, либо еще не определились, либо перешли в Фиатирскую епархию (греческая епархия Констатинопольского патриархата в Великобритании — «ИФ»).
В Сурожской епархии сейчас состоят десять священников. При этом следует заметить, что первоначально ситуация была несколько иная, но в последнее время наметилось движение к возвращению в Сурожскую епархию ранее колебавшихся священников. Видимо, каноническое сознание восторжествовало.
— Как же обстоит дело с приходами?
— До начала печально известных событий в Сурожской епархии состояли 34 прихода и общины. В настоящее время на сайте Амфипольского викариатства значатся 14 приходов и общин, некоторые из которых были созданы уже после его образования. Несколько приходов викариатства (включая Лондон) окормляются священником Александром Фостиропулосом, который является клириком Фиатирской епархии и как-то особо не торопится переходить под омофор епископа Василия.
Более того, и среди тех приходов, которые будто бы перешли в Константинопольский патриархат, дело обстоит не так просто. В частности, приходы в Оксфорде и Ноттингеме, указанные на сайте викариатства, раскололись приблизительно пополам, так что половина прихожан осталась верной Сурожской епархии.
О ситуации в Ноттингеме писалось очень много. Приход расколот ровно поровну. Видимо, чтобы попытаться склонить большинство на свою сторону, епископ Василий пригласил архиепископа Команского Гавриила (главу экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата — «ИФ») посетить Ноттингем. В сообщениях в Интернете было сказано, что архиепископ Гавриил едет в Ноттингем вопреки протестам нынешнего управляющего Сурожской епархией архиепископа Иннокентия. Но следует сказать и о большем. Архиепископ Гавриил приехал в приход вопреки просьбам значительной части прихожан. Пять членов приходского совета, в их числе староста прихода и секретарь приходского совета, обратились к архиепископу Гавриилу с просьбой, по крайней мере, отложить посещение прихода, чтобы не вносить еще большего раскола. Однако просьба прихожан была проигнорирована.
Архиепископ Гавриил также приехал поддержать епископа Василия в его родном приходе в Оксфорде. Здесь многие прихожане во главе с замечательным священником отцом Стивеном Платтом решили остаться верными Сурожской епархии и образовать в Оксфорде свой приход.
В связи с этим хочется подчеркнуть, что вслед за отцом Стивеном, один из самых уважаемых священников Сурожской епархии, известный британский патролог и профессор Дарэмского университета отец Эндрю Лаут заявил о том, что остается в Московском патриархате.
— Можно ли определить, по какому принципу происходит разделение?
— Трудно сказать. Сторонники епископа Василия заявляют о том, что они хранят верность «наследию митрополита Антония». Это наследие, по их словам, состоит, с одной стороны, из тех людей, которых приснопамятный владыка Антоний Сурожский привел к Православию, а с другой — определяется стремлением к созиданию в Великобритании Церкви русской традиции, открытой для всех.
Однако следует подчеркнуть, что как раньше, так и сегодня большинство клириков Сурожской епархии — коренные англичане. К Православию их привел и в священство рукоположил сам митрополит Антоний, и вот они не считают, что епископ Василий защищает наследие митрополита Антония.
То же можно сказать о прихожанах в таких преимущественно англоязычных приходах, как Ноттингем или Оксфорд. Так что в целом нельзя сказать: мол, уже все «старые сурожцы» считают, что епископ Василий перешел в Константинопольский патриархат для «защиты своей паствы» и «наследия митрополита Антония», и что они следуют за ним.
Таким образом, первоначальный миф, созданный епископом Василием, о том, что с одной стороны должны быть держатели наследия митрополита Антония (издавна бывшие в епархии), а с другой — новоприехавшие русские, не выдерживает критики.