Prokimen.Ru | Ирина Медведева, Татьяна Шишова | 11.09.2006 |
В последнее десятилетие нам приходилось анализировать самые разные школьные учебники и программы, в основном из серии так называемых инноваций. Сначала мы своими статьями и устными выступлениями на эту тему хотели в каждом отдельном случае предупредить родителей и честных педагогов о психическом и нравственном ущербе, который может нанести ребенку та или другая вредная инновация. Но в какой-то момент, увидев, что за различными учебными дисциплинами все отчетливее проступает общая сущность, задумались: а какого человека, что называется, «на выходе» должна выпустить в жизнь наша реформированная школа и наше — в более широком смысле — новое образование? Какого человека и с какой целью? Помнится, в очерке про граждановедение мы написали, что будущих граждан, похоже, готовят для какой-то другой страны, не для России. Но тогда мы еще не догадывались, для какой.
Понимание приходило поэтапно. Сперва к нам в руки попал американский сборник про реформу образования в США. Из него мы с удивлением узнали, что еще в 1918 г. американский философ Джон Девей вознамерился в корне изменить содержание школьного обучения. Прикрываясь рассуждениями о морали и нравственности (тогда, почти столетие назад, в лоб о некоторых вещах говорить было не принято), Девей и его сподвижники утверждали, что народу вовсе не нужно овладевать грамотой. «Очень многие люди прожили всю жизнь и многого добились, даже стали лидерами своей эпохи, будучи совершенно безграмотными, -писал наставник Девея, еще один высоколобый по имени Стенли Холл. -Безграмотность вообще-то помогает избежать некоторых искушений, например, чтения пустых и порочных книг».
Что же Девей предлагал взамен классического фундаментального образования? — Да именно то, что нашей школе пытаются преподнести как немыслимое новаторство, последнее достижение педагогической мысли: «уроки здоровья», граждановедение, начатки ремесел, уроки этики и семейного воспитания. По поводу ремесел трудно что-то возразить, ведь уроки труда существуют у нас давно, и это очень полезно. Но настораживает сегодняшний контекст: дескать, выпускник школы должен уметь починить выключатель, а физика с математикой для большинства россиян — это слишком высокая материя. И зачем их, бедных-несчастных, так мучить?!
Относительно этики и семейного воспитания обольщаться опять-таки не стоит. Американская Национальная Ассоциация Образования, которой в свое время руководил Девей, вполне открыто ратует за феминизм, за «изменение стереотипных половых ролей», за право человека курить марихуану и за снятие всех дискриминационных барьеров — в том числе для гомосексуалистов, желающих работать школьными педагогами и воспитывать учащихся в духе толерантности к содомии.
Не успели мы оправиться от изумления, как жизнь предподнесла нам второй сюрприз — встречу с иностранными педагогами, из разговоров с которыми стало ясно, что не только в России и в Америке, но и во многих других странах с образованием творится та же «петрушка». А потом все вдруг, как по команде, заговорили о неотвратимости глобализации. И мы поняли, что юные граждане готовятся не для Канады или Америки. Потому что если глобализация победит, ни Америки, ни Канады больше не будет. Равно как и России. Вернее, понятие «страна», может, и останется, в смысле территории. А вот с суверенными государствами придется проститься. Вместо них будет единое мировое пространство с единым правительством, едиными деньгами, едиными законами и единым образованием. Последнее как раз и призвано вылепить homo novus — нового «глобального» человека, который сможет адаптироваться к жизни в новых условиях.
Так какого же человека (вернее сказать, гомункулуса) предполагают вырастить неуемные экспериментаторы-глобалисты? Попробуем набросать его словесный портрет.
Итак, прилежный… хотели сказать «ученик», но подумали, что тут уместно новое определение — «потребитель образовательных услуг», прошедший через комплекс инноваций, будет, мягко говоря, трусоват. На эту мельницу льют воду и уроки ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), на которых внушается, что весь мир, все, что окружает ребенка — это сплошная агрессия, сплошные угрозы; и валеология, она же «уроки здоровья», она же «основы здорового образа жизни», где усиленная фиксация на правильной и неправильной работе организма может привести детей к болезненной мнительности, старческой ипохондрии; и граждановедение, пугающее «ужасной» армией. Все три новые дисциплины провоцируют в школьнике трусость. Но юному «потребителю образовательных услуг» и в голову не придет считать трусость пороком. Его и не такие пороки научат считать нормой. О гуманном отношении к наркоманам и извращенцам позаботятся программы «секс-просвета», «профилактики наркомании», «антиСПИДа» и проч. Однако представление о пороках все же будет сформировано. Только правильное, в духе времени.
В глобальном мире порочными будут считаться: нормальное чувство стыда, патриотизм, «безответственное родительство», т. е., готовность родить столько детей, сколько дает Бог. Ну и, конечно, уклонение от уплаты налогов и гомофобия! Хотя, скорее всего, такие чудовищные пороки наверняка перейдут в разряд особо тяжких преступлений. Как, впрочем, и малейшее несогласие с установленным глобализаторами порядком вещей. Для того и нужно взращивать трусов, чтобы парализовать волю к сопротивлению. Какое там сопротивление! Пошелохнуться страшно, когда, с одной стороны, тебе внушают, что нет ничего ценнее собственного здоровья, а с другой, дают понять, что весь мир буквально кишит опасностями, которые непрерывно угрожают твоему драгоценному здоровью и жизни.
А в чем же будет находить утешение такая «тварь дрожащая», такая двуногая инфузория? В искусстве? В литературе? — Нет, из литературы, в лучшем случае, запомнится набор фамилий авторов, да и то в каком-то хаотическом беспорядке. Для настоящего постижения литературы и искусства должны быть развиты более высокие чувства, чем чувство страха за свои кишки. И сформированы более высокие представления о нравственности, нежели равнодушная, инертная к порокам толерантность. (Кстати, в медицине толерантностью называется нечувствительность к антигенам. Организм, целиком пораженный раковыми метастазами — стопроцентно толерантен.)
Но какое-то утешение все же необходимо. В противном случае даже трусость не сможет заблокировать бунта. И эти утешения стары, как мир. Вернее, как Рим. По примеру своих предшественников, нomo novus утешится хлебом и зрелищами. Благо они сейчас даже разнообразней, чем в древнем Риме. Можно целыми выходными днями, как сомнамбула, бродить по супер- и гипермаркетам, большим и очень большим рынкам. А в оставшееся время наслаждаться телевизором, видеомагнитофоном, компьютерными играми, безопасным сексом. Можно с партнером, а можно с самим собой — для снятия напряжения, как рекомендуют школьные программы. Вообще желательно не только в вопросах пола, но и во всем остальном стремиться к самодостаточности. Захотел послушать музыку — зачем тащиться в концертный зал? Включи плеер, надень наушники. Решил пообщаться — запусти компьютер. А если вздумал выйти в мир — уточни в какой: в «Мир еды» или «Мир обуви», на «Планету меха» или в «Колбасный рай». Фантастическое разнообразие! Но с младых ногтей обученный культуре потребления, «новый человек» сумеет сделать правильный выбор. В одном провинциальном университете мы даже увидели на стене лозунг: «Потребитель — это звучит гордо!» Подумали, шутка, следы студенческого КВНа. Оказалось, никакая не шутка, абсолютно серьезный призыв администрации к юношеству. Не забудем, что «потребить» по церковно-славянски значит «уничтожить». Гордиться тем, что ты уничтожитель — что ж, это смелое новаторство в педагогике!
Впрочем, особо выдающиеся инфузории могут рассчитывать и на духовные радости. Конечно, не в рамках традиционных конфессий, ведь традиционные установления в корне противоречат образу жизни «нового человека». Какое целомудрие, какое самоотречение, какой подвиг?! Да и зачем тебе Бог, если ты сам умеешь творить чудеса? В том числе и благодаря оккультным практикам, усвоенным на уроках валеологии. И здесь возможен довольно широкий выбор. Кому-то ближе Порфирий Иванов, кому-то — Джуна Давиташвили, кому-то классические Рерихи с Блаватской. А некоторые предпочтут новые направления: например, трансцендентальную медитацию или Рейки. Много и теоретических, и практических знаний в области оккультизма современные дети смогут почерпнуть — и уже, к сожалению почерпнули! — из книг Джоан Ролинг о Гарри Поттере, которые на самом деле являются написанными в занимательной форме учебниками по введению в оккультизм.
Особо следует остановиться на обучении ребенка «правам ребенка», хотя родители уже пожинают плоды и тех обрывочных знаний по этому вопросу, которые дети получают на уроках граждановедения. Например, крошка-сын может напомнить своему отцу на просьбу прибраться в своей комнате, что эта часть жилплощади является его, двенадцатилетнего сына, собственностью, поэтому он имеет законное право ее не убирать.
Но это цветочки, ягодки — впереди. Печально знаменитая депутат Е.Ф. Лахова в православных кругах в подробном представлении не нуждается. Нарколог-правозащитник О.И. Зыков, защищающий право на легализацию «легких» наркотиков в нашей стране и внедривший — к сожалению, даже в некоторые церковные круги, — протестанскую (а по некоторым сведениям, саентологическую) программу по борьбе с наркоманией вышел на большую политическую арену сравнительно недавно. Две эти фигуры сегодня выступают в слаженном дуэте, требуя скорейшего принятия пакета законов о «ювенальной юстиции», чтобы можно было создать в России специальные судебные инстанции для несовершеннолетних. В частности, для того, чтобы каждый ребенок, обученный с младенчества «правам ребенка», мог жаловаться на взрослых. Прежде всего, на родителей и, когда дорастет до школы, на школьных учителей. Даже те дети, которые никогда не реализуют свое право «стучать» на папу или маму в ювенальную полицию, будут расти, зная, что это право у них есть. Это окончательно обрушит и без того изрядно подорванный обновленным образованием авторитет родителей, т. е. главных передатчиков ребенку культурных традиций. И если по сегодняшнему законодательству (пускай часто нарушаемому) приоритетное право определять содержание школьного образования принадлежит родителям, ювенальная юстиция их этого преимущества лишит. Дети, которых сердобольные попечители об их правах и свободах якобы спешат законодательно защитить от «насилия в семьях и детских учреждениях» (которое в каких-то случаях безусловно имеет место, но для защиты от которого никакая ювенальная юстиция не нужна, а лишь простейшее усовершенствование имеющегося УК), эти миллионы юных доносчиков, миллионы павликов морозовых последнего призыва будут подвергнуты самому страшному виду насилия — насилию глобалистского расчеловечивания. Православным христианам очевидно, что такой узаконенный подрав авторитета родителей уже потому недопустим, что вступает в грубое противоречие с пятой заповедью («Чти отца твоего и матерь твою…»). И мы обязаны сделать все, от нас зависящее, чтобы реально не допустить в нашей стране создания этого «правового Ватикана», а также преподавания детям «Конвенции о правах ребенка», которая, к слову сказать создавалась в конце 8О-х гг ХХ в. вовсе не для детей, а для взрослых. Мы просим включить протест против законов о ювенальной юстиции в резолюцию Рождественских чтений.
Слово «образование» подсказывает нам высокий смысл этой работы, напоминает, чей Образ мы должны прояснять и утверждать в ребенке, неуклонно возводя его от образа к подобию. Истинные работники образования — это соработники Творца. Да останутся они верны своему святому долгу, да не станут соучастниками в черном деле обезображивания детей!
Спасибо за внимание.
Медведева Ирина Яковлевна,директор Института демографической безопасности, писатель, детский психолог
Шишова Татиана Львовна,писатель, детский психолог