Русская линия
Русское Воскресение Елена Галимова,
Елена Чувакова
08.09.2006 

Духовно-нравственные основы образования
Опыт работы в различных регионах России

Начнем с примеров из классической литературы. Два мальчика: Серёжа — маленький герой книги Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Том Сойер — знаменитый персонаж Марка Твена — показаны в сходной ситуации. Каждый из мальчиков нашёл жука. Вот стоят они оба с жуками — один на берегу Миссисипи, другой — в центре России и думают. Том соображает: «На что бы этого жука можно сменять? Дадут ли за него два стеклянных шарика? Или билетик? Или яблоко?» А Серёжа, разглядывая свою находку, размышляет: «Что есть жук? Зачем жук?». Можно увидеть в этих маленьких эпизодах просто проявление разных характеров — деятельного, озорного и созерцательного, вдумчивого. А можно ощутить и более глубинные, генетические пласты религиозно-культурного мироощущения — протестантского и православного, различие менталитетов.

Но сегодняшних русских русых Серёж стремятся превратить даже не в предприимчивых, но при этом добрых и сострадательных Томов Сойеров, а в презирающих всякую традицию, весь опыт предков амбициозных маргиналов, лишенных чувства родины, не осознающих своих культурно-национальных и исторических корней. Этот пример можно рассматривать и как иллюстрацию того факта, что никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание русского ребенка должно базироваться на национальных ценностях и идеалах.

В связи с этим коснусь еще одного мифа, точнее — заведомой лжи, которую усиленно пытаются закрепить в сознании современного человека, повторяя с настойчивостью гипнотизеров, что Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство. В действительности ситуация иная: мы живем в стране, где, как и в любом другом государстве мира, есть много разных национальностей и представителей различных конфессий. Понятие «многонациональное государство» — это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире единицы, и существуют они в основном на конфедеративной основе. Согласно нормам международного права, стандартам, принятым ООН, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67% (т.е. 2/3) населения. Россия — одно из самых мононациональных государств в мире. Согласно последней переписи, 80% жителей России — русские, при этом абсолютное большинство определяет себя принадлежащим к Православию. Потому по всем международным стандартам Россия — мононациональное и моноконфессиональное государство. Поэтому все школы, все образовательные учреждения нашей России должны быть школами русской культуры. Не школами для русских, а школами русской культуры для всех национальностей, живущих в России. Однако, к сожалению, далеко не для всех это сегодня очевидно.

Выступая перед партактивом «Единой России» 7 февраля 2006 года зам. главы администрации президента Владимир Сурков, в частности, сказал: «развитие европейской цивилизации, частью которой является цивилизация российская, показывает, что люди на протяжении всех наблюдаемых эпох стремились прежде всего к материальному благополучию». Жизнь ради материального благополучия, успеха, то есть, по ёмкой формуле Н.А. Нарочницкой, — «жизнь ради смерти» предлагается русскому человеку, всему нашему обществу, всей стране.

Сегодня только невменяемому человеку неясно: вектор устремленности современной российской власти ведет нацию к уничтожению. Нынешний правящий слой не заинтересован в оздоровлении России и, соответственно, не способен на это.

Вместе с тем все отчетливее общество начинает осознавать, что единственный и самый важный способ возрождения нашего Отечества — всех сфер его жизни — это духовное оздоровление, возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия, возвращение к историческим корням, к своей культуре.

В 2002 году тогдашний министр образования России откровенно признался: «Современная государственная система образования не способна воспитать духовно-нравственную личность». Нынешний министр, кажется, о необходимости подобного воспитания даже не задумывается.

Ответ на проклятый вопрос «Кто виноват?» сегодня всем известен, нет нужды останавливаться на этом подробно. Важнее, как всегда, попытаться ответить на второй извечный вопрос: «Что делать?». Одним из вариантов такого ответа — действенного ответа — могут стать усилия всех объединившихся здоровых сил общества по развитию системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Именно системы, а не единичных попыток. И такие усилия уже предпринимаются в различных регионах России. Общество призвано формулировать социальный заказ и требовать от властей его исполнения.

В Белгородской области в августе 2005 года состоялся областной форум «Духовно-нравственные основы образования: прошлое, настоящее, будущее». Возглавил работу этого форума-совещания и вел его от начала до конца губернатор Е.С.Савченко, участие в работе форума приняли архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, руководитель Управления образования, председатель областной думы, ректор Белгородского университета и председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев. В докладе начальника Управления образования Станислава Петровича Тимофеева, в частности, говорилось: «Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, а потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Вера православная сейчас имеет немалые возможности, чтобы стать силой, которая способна эффективно противостоять духовной коррозии, а по сути бездуховности и распаду». Он отметил, что «на сегодня около 80% школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры, около 100 детских садов выбрали в качестве приоритетного направления деятельности духовно-нравственное воспитание, в образовательных учреждениях воспитательная работа с детьми переориентирована на народные основы и ценности, на ценности православной культуры, на ценности классической русской культуры».

Очень большое внимание уделяют в Белгородской области и военно-патриотическому воспитанию. В районах области создаются Духовно-патриотические центры, в которых работают учителя и священники. Работают 306 школьных музеев. На форуме было принято решение о том, что каждая школа с количеством учащихся свыше 200 человек должна иметь свой кадетский класс, каждое образовательное учреждение — как минимум две разновозрастные футбольные команды; был объявлен конкурс на лучшую постановку оборонно-спортивной работы. Белгородцы проводят различные литературные и музыкальные конкурсы патриотической направленности, используют все возможности, чтобы насытить библиотеки, в том числе школьные, исторической литературой, приглашают на встречи с юношеством писателей со всей страны. Достоин внимания утвержденный управлением образования области и получивший благословение архиепископа Иоанна документ, озаглавленный «Образ выпускника образовательной школы Белгородской области». Вот что должно быть присуще выпускнику: «1. Почитать родителей, старших, следовать их добрым наставлениям. 2. Беречься от худых дел, скверных слов и дурных мыслей. 3. Ничего чужого не желать и не брать, быть правдивым, противостоять сквернословию и другим негативным факторам социальной среды, вести здоровый образ жизни. 4. Не гордиться и не превозноситься. 5. Уметь быть благодарным. 6. Быть твёрдым в испытаниях и не впадать в отчаяние. 7. Стремиться к познанию Истины. 8. Быть ответственным за судьбу Родины, общества, семьи, бережно относиться к историческому и духовному наследию России». И т.д. И ни слова — об «успешности», «конкурентноспособности», «амбициозности», «толерантности» и тому подобных «ценностях», о которых так любят говорить некоторые чиновники системы образования, считая себя очень передовыми и современными.

И Белгородчина — не единственный регион, где совокупными усилиями людей, радеющих за судьбу Отчизны, ведется большая, а намечается еще более грандиозная работа по духовному воспитанию молодого поколения.

Министерством образования, культуры и спорта Калужской области издан приказ о введении в школьную программу в сетку учебных предметов учебной дисциплины «Основы православной культуры». В Калужской области подписано соглашение между региональным министерством образования и Калужской епархией. Министерство поручило областному институту повышения квалификации работников образования совместно с методическими службами обеспечить обучение педагогических работников Основам православной культуры, а также разработать методические пособия.

В Курской области принят целый пакет документов, позволяющих вести такую работу системно: это и Договор о совместной социальной, культурно-просветительской и педагогической деятельности администрации Курской области и Курского епархиального управления Московского патриархата РПЦ, и Договор с таким же названием между администрацией города Курска и епархиальным управлением, и Договор о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской Комитета образования Курской области и Курского епархиального управления, и Договор Курского педагогического университета и епархиального управления, а также Областная целевая программа «Изучение православной культуры в Курской области на 2003 — 2005 годы». В 2003 — 2004 учебном году предмет «Основы православной культуры» изучали в 615 школах Курской области. Особенно порадовало нас то, что при Курском университете создана Лаборатория русской школы. В ее состав входят вузовские и школьные педагоги и священники, а количество штатных работников — 17 (!) человек. Конечно, такими силами можно выполнить те задачи, которые стоят перед лабораторией: разработать концепции, учебные планы и программы, методические рекомендации по изучению православной культуры, по развитию русского национального воспитания, духовно-нравственного и патриотического воспитания; создать учебно-методический комплекс, организовывать подготовку педагогов, обобщать и анализировать опыт, проводить научно-практические конференции и многое другое.

Многие областные и районные управления образования различных регионов России заключили договоры с епархиальными отделами образования, а самое главное — в ряде областей (Воронежской, Кемеровской, Ставропольской, Курской и др.) приняты целевые программы духовно-нравственного воспитания, или, иначе — целевые программы «За духовное и нравственное здоровье». Убеждены, что подобная программа, в реализации которой участвуют дошкольные, общеобразовательные, средние специальные и высшие образовательные учреждения, а также учреждения культуры и здравоохранения, насущно необходима и нам.

Во многих областных городах созданы центры духовно-нравственного воспитания, имеющие различный статус и разные названия, но сходные функции (это Педагогический центр русской культуры в Пскове при ИППК, Центр православной педагогики в Новгороде, Центры духовно-нравственного воспитания и образования в Воронеже и Новокузнецке Кемеровской области). Полагаем, что пришло время создать такой центр и в Архангельске — или как кафедру ПГУ (варианты — при АГТУ или ИППК, либо межвузовскую). Делать это необходимо, так как в Архангельской области ощущается острая нехватка специалистов, которые могли бы заниматься разработкой системы духовно нравственного просвещения, создавать концепции, программы, учебные пособия и т. д.

Когда приняты и действуют целевые программы, когда есть центры, лаборатории, кафедры, занимающиеся проблемами духовно нравственного воспитания, когда есть подготовленные кадры, появляются и зримые плоды. Так, в Смоленске подготовили и издали учебники «Святыни Смоленской земли», рекомендованные областным департаментом образования для общеобразовательных школ, в Ярославской области по решению научно-методического совета областного департамента образования вышло учебное пособие «Православие и русская культура». В Новосибирске издан учебник протоиерея Бориса Пивоварова «Православная культура России», также рекомендованный местным департаментом для общеобразовательных школ и гимназий. Кстати, в 2005 году православная гимназия Новосибирска, где апробировалась эта программа, стала лауреатом конкурса «Лучшая школа России».

Можно упомянуть и создание военно-патриотических центров для молодежи (таких, как «Православные витязи» в Рязанской области и др.).

На сегодняшнем этапе нам представляется разумным принять областной закон и положение о национальных школах (или школах с этнокультурным компонентом), как это сделала Московская дума, хотя, с позиций здравого смысла, национальными по своему духу и по своей сути должно быть всё наше образование. Но, к сожалению, нынешняя реальность такова, что приходится думать о необходимости закона, разрешающего традиционное духовно-нравственное национальное образование и воспитание в школах.

Несомненно, сегодня во многих городах и весях России общественность осознала, что настало время возрождать отечественные культурно-исторические традиции, возрождать Русскую Школу, повышать в общественном сознании ценность семьи, утверждать непоколебимые нравственные основы во всех сферах жизни. Приходит понимание того, что нравственная личность, гражданин и труженик воспитывается лишь в той среде, где не прервана традиция, где каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения предыдущего. И нам, жителям Архангельской области, нужно воспользоваться накопленным в других регионах опытом, применять и развивать его.

Выступление на Соборной встрече Архангельского отделения ВРНС «Будущее России: образование и воспитание»

http://www.voskres.ru/school/galimova1.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru