Церковный вестник | Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев) | 09.09.2006 |
Очень рад, что нашло поддержку наше предложение присудить премию «Обретенное поколение» 2006 года «Церковному вестнику». Ваше издание является уникальным в том смысле, что в нем очень точно соблюден баланс между разделами, представляющими официальную информацию, и злободневной публицистикой на актуальные темы, волнующие церковную общественность. Важное место неизменно занимает обсуждение молодежных проблем. Высокий профессиональный уровень статей позволяет заинтересовать читателя содержанием дискуссий, которые ведутся в церковной среде. Хотел бы от души пожелать ответственному редактору Сергей Чапнину и всему творческому коллективу дальнейших благословенных успехов в вашей ответственной творческой деятельности.
— Какие еще события в сфере молодежного служения нашей Церкви состоялись в минувшем учебном году?
— Самое значимое из них — осенний Съезд православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья в Хабаровске, приуроченный к 300-летнему юбилею Православия на Камчатке. Месяц назад в Витебске прошел фестиваль-акция «Небо славян» с участием представителей молодежи трех братских народов. Читайте сводки православных агентств — сообщения о специфических церковных молодежных акциях приходят чуть ли не ежедневно. Разгорается дискуссия о возможности свидетельства о Православии средствами рок-музыки, обсуждаются пути развития православного молодежного движения. Еще пять лет назад церковная жизнь в этой сфере отнюдь не была столь активной.
— На Всецерковном съезде православной молодежи в 2001 году многие говорили о необходимости изменить сознание церковных людей. Священники и миряне должны повернуться лицом к молодежи…
-…И почувствовать особую специфику, я бы сказал, вкус молодежного служения. В этом отношении произошли колоссальные сдвиги. Еще несколько лет назад большинство священнослужителей буквально шарахались от странных детей, называющих себя нерусским словом «скауты». Сегодня все не так. Вспоминаю, с каким воодушевлением прошлым летом встречали благочинные нескольких епархий православный велопробег «На поле Куликово!», приуроченный к юбилею Куликовской битвы. Конечно, все это стало возможным лишь благодаря последовательной позиции, занимаемой священноначалием и, прежде всего, Святейшим Патриархом, который оказывает поддержку всем новым и смелым молодежным проектам. До сих пор в памяти посещение Патриархом Костромы, где Святейший беседовал с воспитанниками православного молодежного Центра «Ковчег» прямо на футбольном поле. В Костроме традиционно проводятся финальные соревнования клуба юных хоккеистов «Золотая шайба». Не было ни разу, чтобы с ребятами не встретился председатель Синодального отдела архиепископ Костромской и Галичский Александр.
— Есть ли перспективы создания по-настоящему мощной православной молодежной организации?
— Думаю, что постепенно дело идет к этому. Многие православные молодежные братства при приходах насчитывают уже более сотни членов. Возьмите, например, клуб «Чайка» при Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге. Развивается Всероссийское православное молодежное движение, создан Славянский молодежный союз, ряд других организаций. Но здесь нас подстерегает серьезная опасность: молодежная организация не должна быть политизированной. А едва только она набирает силу, ее потенциал стремятся использовать политические партии. Недавно на одном из православных молодежных мероприятий я был шокирован присутствием агитаторов из радикальной коммунистической партии Анпилова. Мы не должны подходить к православной молодежи с теми критериями, с какими подходим к политическим движениям. Создание православной молодежной организации должно протекать естественно, инициатива должна исходить от приходов.
— Уже много лет Церковь свободно осуществляет свою проповедь. Изданы тысячи новых книг о Церкви, но церковной молодежи не так много, как хотелось бы…
— Это еще раз свидетельствует об истине: христианство не доказуется, а показуется. Даже такие великолепные журналы, как «Фома», и блестящие интернет-проекты не заменят конкретного духовного руководства — реального примера нашей жизни во Христе. Я вижу перед собой счастливого верующего человека — и хочу быть таким же как он. Вот и весь простой ход мысли подростка.
Кроме того, молодым людям страшно мешают стереотипы — старые и новые, — которые они выносят из школы. До сих пор преподают дарвинизм не в качестве научной гипотезы, а как идеологическую теорию, подпирающую атеистическое мировоззрение. Я хорошо знаю семью Шрайбер из Санкт-Петербурга и очень рад, что школьница Маша нашла в себе смелость начать судебный процесс, который, по моему мнению, при определенных условиях может стать историческим и положить конец засилью атеизма в постсоветской школе.
Что касается новых, навязанных молодежи губительных для души стереотипов, то это, прежде всего, идол материального обогащения.
«Грош у новейших господ // Выше труда и закона. // Нынче печален лишь тот, // Кто не украл миллиона», — пророческие стихи Некрасова о 90-х годах прошлого века.
И опять возникает потребность показать молодежи настоящих православных подвижников, глядя на жизнь которых можно проникнуться христианскими идеалами. Будем еще и молиться, чтобы Господь воздвиг таких людей у нас в Отечестве.