Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииПротоиерей Андрей Таскаев08.09.2006 

8 сентября в Пскове отмечают великие события
В Русской Православной Церкви 8 сентября празднуется Сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирская, память свв. супругов Адриана и Наталии, чтится икона Псково-Покровская

8 сентября 1395 года образ Владимирской Божией Матери спас Москву от полчищ Тамерлана. Икону принесли из Владимира в Москву, православные ее встречали на коленях, каясь в своих грехах со словами: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Празднество иконе Владимирской Божией Матери установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву, а в память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь.

На 26 августа — 8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Этот праздник для Любятовского Никольского храма в Пскове является престольным, у храма есть престол, освященный в честь иконы Владимирской Божий Матери.

С иконой Умиление Псково-Печерская связаны важные для России исторические события. 425 лет тому назад под стенами самой большой крепости Русского государства — Псковом, начался разгром мощной армии европейских наемников под предводительством короля Стефана Батория, благословленного на поход в Русские земли Папой Римским. Военная победа псковичей под командованием князя Ивана Шуйского дала право русскому историку Николаю Карамзину, несколько столетий спустя, написать известные строки: «То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Руководитель информационной службы Псковской епархии, настоятель храма Апостола Иоанна Богослова, бывшего Костельникова монастыря, священник Андрей Таскаев прокомментировал это великое событие:

«7 сентября (26 августа по ст. стилю) 1581 года войско Батория подошло к стенам Пскова, направляясь к Москве. Но сама страшная битва за Псков произошла в день Рождества Богородицы 21 сентября (8 сентября по ст. стилю). 27 августа-8 сентября было явление Богородицы псковскому старцу — кузнецу Дорофею Матерь Божия посетила Псков и покрыла город своим Покровом, защитила его от врага. Она утешала псковичей, укрепляла их в вере, далала воеводческие распоряжения старцу Дорофею, куда переставить пушки, сказала, что нужно псковичам совершать Крестные ходы (что и было сделано с иконой Умиление Псково-Печерской). В нашей истории я не встречал такого факта, чтобы Божия Матерь, являясь в видении, давала воеводческие распоряжения, что точно соответствует словам древнего Акафиста: «Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем ти раби Твои, Богородице, но яко имущая Державу Непобедимую, от всяких нас бед свободи…» Явление на стенах псковской крепости Божий Матери было не просто Ее ходатайством за нас перед Сыном Своим и Богом нашим, чтобы Бог спас Псков, она распорядилась и как воевода, подсказала псковичам, как надо вести битву: «Бить не по высоким шатрам, а по малым, в них». Богородица управляла битвой.

После военных событий в Пскове наместником Костельникова монастыря, псковским агиографом Варлаамом, в честь события освобождения Пскова от войска Стефана Батория, было написано сказание о заступничестве Божией Матери. После славной победы над войском Стефана Батория псковичи решили поставить рядом с Покровским монастырским храмом, где и совершались данные события, храм Рождества Богородицы. Теперь для Псковичей предстают эти 2 храма: Рождества и Покрова (в Углу). На Псково-Покровской иконе изображены — Богородица и святые князья: Равноапостольный Владимир, свв. князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, Архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, Преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей. Псково — Покровская икона, святыня Псковской земли, находится в Троицком Соборе и несколько лет назад икона мироточила, что, по мнению настоятеля Троицкого Собора протоиерея Иоанна Муханова, является чудом и особой милостью к городу и Собору.

Уникальность иконы состоит еще и в том, что она содержит самое раннее изображение Пскова и является важным источником информации о топографии и архитектуре древнего города.

Псково-Покровская икона была вывезена фашистами, и вернулась икона — мученица в нашу Епархию несколько лет назад 8 сентября из германского плена. Псково-Покровскую икону, выкупленную у ее владельцев, подарил канцлер ФРГ нашему Президенту В. Путину во время его визита в Германию. Наш Владыка привез ее в Псков в Троицкий Кафедральный Собор, но никто и не планировал, что она вернется к нам к 8 сентября, именно в тот день, когда Пресвятая Богородица явилась защитникам города: получилось промыслительно.

Отец Андрей сказал: «Здесь надо различать два события — Явление Богородицы на стенах Пскова старцу Дорофею, которое произошло 8 сентября (н. стиль) и, как результат этого Явления чудесная помощь Пскову — решающая битва псковичей над войском Стефана Батория, которая произошла в день Рождества Богородицы 21 сентября (н. стиль). И то, что икона Псково — Покровская Богородица вернулась к нам из германского плена на 8 сентября, говорит нам, что Божия Матерь до сих пор управляет нашим городом» Есть два основных исторических источника, повествующих о походе европейской армии на Русь — Дневник ксендза Пиотровского секретаря Стефана Батория и повесть агиографа Костельникова монастыря (на Мишариной горе) в Пскове Василия (Варлаама) «Повесть о прихожении литовского короля Стефана Батория великим и гордым воинством на великий, на славный богоспасаемый град Псков…»

Историки предполагают, что Иван Грозный не мог и думать о том, чтобы дать Баторию битву под Псковом, хотя до него и доходили слухи об отчаянном положении неприятельской армии: в польском лагере нисколько не боялись появления русских, зная очень хорошо, что нестройной московской рати не устоять в открытом поле против превосходно вооруженных и отлично дисциплинированных войск Батория. Польские гусары, закованные с ног до головы в железо, польская пехота в кольчугах, венгерцы, немцы, шотландцы, ливонские волонтеры — все это были отборные отряды, далеко опередившие русских в военном искусстве. 8 сентября (ст. стиль) в 5 часов утра начался генеральный штурм: поляки, венгры, немцы бросились превосходящими силами и, потеснив отчаянно сопротивлявшийся гарнизон. Но осада не стала молниеносной победой, и уже в своем Дневнике похода Пиотровский писал:

«Господи, помоги нам справиться. Мне кажется, что мы с мотыгой спускаемся на солнце. Не так бы нам следовало идти против Пскова…».

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2241


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru