Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси07.09.2006 

«Казнить нельзя помиловать»
Иерархи Католической Церкви в Польше считают, что преступников нельзя лишать жизни

Несмотря на то что большинство польских политиков декларативно объявляют себя католиками, далеко не все их инициативы находят поддержку у Католической Церкви. Так, в середине августа архиепископ Люблина Юзеф Жичиньский, выступая с проповедью перед паломниками в городке Черница, критиковал идею восстановления института смертной казни в Польше и Евросоюзе. Ранее президент Польши Лех Качиньский под предлогом, что «государство дает преимущество преступнику над жертвой, отказавшись от смертной казни», предложил провести в рамках ЕС дискуссию о ее восстановлении.

Инициативу президента подхватила «Лига польских семей» (ЛПС), популистско-консервативная партия, входящая в правящую коалицию. ЛПС начала собирать подписи под петицией о проведении в Польше референдума за восстановление в стране смертной казни. Пока высшая мера наказания должна применяться к «убийству на сексуальной почве ребенка моложе 15 лет». Заместитель председателя «Лиги» Войцех Вежейский заявил, что если удастся собрать необходимые 500 тысяч подписей, то референдум можно будет провести осенью вместе с выборами в местные органы власти. При этом активисты ЛПС считают, что смертная казнь не противоречит католическому вероучению.

Но что же на самом деле говорит Католическая Церковь о смертной казни? Критикуя инициативы польских политиков, Юзеф Жичиньский, в частности, напомнил об энциклике Иоанна Павла II «Evangelium vitae» («Евангелие жизни»), в которой говорится, что «у преступника в наказание нельзя забирать жизнь». Эта энциклика увидела свет в 1995 г., и изложенные в ней тезисы относительно смертной казни были учтены при подготовке второго издания Катехизиса Католической Церкви" (1997 г.)

Если в первом издании «Катехизиса» (1992 г.) можно было прочитать, что учение Церкви «признает за гражданскими властями право и обязанность наказывать преступников в соответствии с серьезностью совершенного преступления, не исключая в особо тяжких случаях и смертной казни», то во втором издании этот пассаж существенно расширен.

В новом издании «Катехизиса» говорится: «Традиционное учение Церкви не исключает применение смертной казни, когда она является единственным возможным способом эффективно защитить от злостного агрессора жизнь людей. Если же бескровных средств для такой защиты хватает, то власти должны ограничиваться ими. На самом деле, сегодня случаи абсолютной необходимости уничтожить преступника уже крайне редки, вернее — практически даже не существуют». Последняя фраза — цитата из той самой энциклики «Evangelium vitae» Иоанна Павла II, который во время своего визита в США в 1999 г. и вовсе заявил, что «современное общество обладает средствами для самозащиты, не отнимая у преступников возможности искупить свою вину», а смертная казнь «жестока и не нужна».

Пожалуй, Католическая Церковь в Польше могла бы порекомендовать польским политикам обновить свои знания в области «Катехизиса» и тщательнее штудировать учение Иоанна Павла II, которого и Лех Качиньский, и представители ЛПС считают непревзойденным моральным авторитетом. Впрочем, архиепископ Юзеф Жичиньский считает, что за призывами вернуть смертную казнь стоит не вера, а политические интересы, желание произвести на избирателей впечатление «сильного человека» и «уверенность в том, что всякий не соответствующий нашим представлениям о человеческом обществе должен быть из него исключен».

http://religion.ng.ru/events/2006−09−06/3_katoliki.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru