Интерфакс-Религия | Игумен Иоасаф (Сорокин) | 05.09.2006 |
— Отец Иоасаф, какие цели Вы ставили перед собой, создавая православное молодежное объединение «Воскресение»?
— Здесь нужна некая преамбула. В сентябре этого года будет пятнадцать лет, как я являюсь священником, совершаю богослужения и, соответственно, постоянно общаюсь в храме с людьми. Значительную часть нашей паствы составляет молодежь. Как правило, соприкосновение верующих молодых людей сводится к тому, что они в храме помолились и разошлись. Порой на исповедь приходят девушки и юноши и говорят: «Помогите! Я не знаю, что делать! Хочу выйти замуж (жениться), но у меня не получается, я никак не могу найти себе пару», или ей уже кто-то нравится, но они не знакомы, а самой подойти познакомиться неловко. Когда это повторилось несколько раз, то я задумался: а собственно, какая работа у нас ведется с молодежью в этом направлении? И увидел, что это такая глобальная проблема, которая никем не затронута. Поэтому главной целью создания православного молодежного объединения при нашем храме было объединение молодежи. Сейчас, кстати, встает вопрос о том, чтобы нам несколько видоизменить название и именоваться не «православное молодежное объединение», а «объединение православной молодежи». Первое слово — ключевое, в нем заложено действие, то есть мы не просто общественная организация или клуб, а именно объединение. Понятно, что все это осуществляется в контексте прихода человека ко Христу потому что это — наиглавнейшая наша цель.
— У вас введены возрастные ограничения: в мероприятиях участвует несемейная молодежь 18−35 лет. А если придет, скажем 36-летний молодой человек, Вы его примете?
— Мы открыты для всех. Что касается ограничений по возрасту, то и на наших вечерах, и в паломнических поездках мы достаточно часто выходим за эти рамки. Во многих епархиальных молодежных объединениях верхняя возрастная планка опущена до 30 лет, а мы даем людям, перешагнувшим тридцатилетний рубеж, некий новый шанс. В нашем вечере православных знакомств «Под покровом Петра и Февронии», например, участвовали среди прочих два молодых человека, одному из которых тридцать семь, а другому тридцать девять. Я никогда не отказываю. Если к нам люди обращаются — ради Бога, только приветствуем!
— Проведение Вашим объединением в июле этого года в «Метрополе» вечера православных знакомств «Под покровом Петра и Февронии» вызвало своеобразный ажиотаж среди православной молодежи Москвы. Почему вечер проводился именно так?
— Почему в июле и почему именно «Под сенью Петра и Февронии»? Вы наверняка знаете о том, что эти святые являются покровителями брака, почему и решено было встречаться в ближайший день к их памяти. Но память благоверных князей Муромских Петра и Февронии совершается один раз в год 8 июля. И это время Петрова поста. Так вот, в первое воскресенье после поста и решили устраивать этот вечер. Вы также знаете, каким серьезным вопросом является для молодого человека «поиск» суженого или суженой. Именно поэтому мы пригласили юношей и девушек, находящихся в таком «поиске». Почему это слово я заключил в кавычки? Да потому, что что бы человек ни предпринимал для поиска своего единственного или своей единственной, в конечном счете точку в этом вопросе ставит все-таки Господь Бог.
Эти вечера — часть годовой программы, включающей три подобных мероприятия. Это, во-первых, Рождественский молодежный вечер. Он впервые состоялся 15 января этого года, 16 июля прошел вечер «Под покровом Петра и Февронии» — тоже впервые. Сейчас мы работаем над третьим мероприятием, имеющим несколько иное направление, другой формат. Это будет спортивное мероприятие «Покровские старты». Надеемся с Божией помощью провести его 15 октября. Эти мероприятия мы хотели бы проводить каждый год, чтобы они приобрели известность и популярность.
— А чем они отличаются от обычных вечеров знакомств? В чем их «православность»?
— А где могут познакомиться молодые люди? Я понимаю, что это может произойти и в очереди, и в транспорте, и в другом общественном месте. Но если брать верующего человека, то, по сути дела, при храмах у молодежи нет условий для знакомства. Они пришли, помолились и ушли. Когда молодой человек, например, алтарник или пономарь во время службы стоит и смотрит через открытые царские врата на клирос, где поет симпатичная ему девушка, то, согласитесь, это неуместно. Храм не то место, где должны совершаться знакомства. А другой возможности, помимо храма, ее увидеть у человека нет. Есть паломнические поездки, но там собирается разношерстная масса людей. Далеко не каждый юноша, а тем более девушка, смогут подойти и познакомиться. Увы, сегодня не тот темперамент у юношей, особенно у московских…
Когда мы смотрим на ситуацию через эти узкие рамки, то понимаем, что юношам и девушкам представляется исключительная возможность встретиться лицом к лицу и познакомиться на таких вечерах.
А в чем православность нашего вечера знакомств? Прежде всего в возможности именно из православных юношей и девушек выбрать или по крайней мере попытаться выбрать того или ту, с которой, возможно, если Господь сподобит, прожить всю жизнь.
— Как проходят эти вечера?
— Эти вечера должны проходить в интерактивной форме, а не в пассивной, когда все сидят перед сценой, смотрят, аплодируют. Молодости свойственно движение. Поэтому для молодых людей важна возможность выплеснуть хотя бы часть энергии. Пусть не для молодых людей — только что я вам говорил, что юноши у нас не такие активные — что ж поделать! — тогда для девушек. Все равно энергию нужно куда-то выплескивать. Наши вечера проходят в том формате, который позволяет молодым людям знакомиться непринужденно, естественно, без официоза. Я требовал от режиссера и от всех устроителей, чтобы все проходило как можно менее официозно. Пришлось даже пойти на то, чтобы запретить приходить в галстуках.
— А, кстати, по поводу одежды… У вас были ограничения: на вечера нельзя было приходить ни в галстуках, ни в джинсах. Почему отдавалось предпочтение именно народной одежде — сарафанам, косовороткам? Не воспринимается ли это какой-то частью участников как маскарад? Ведь в обычной жизни они так не ходят.
— Любой поход в общественное место, например, в театр, разве это не маскарад? Человек, уважающий окружающих, а прежде всего самого себя, придет в том костюме, которого требуют условия. На каждое мероприятие приглашаются люди в том костюме, который соответствует заявленным целям проведения мероприятия. Лично моя инициатива — проводить православные вечера знакомств в фольклорном стиле. Во-первых, мне это близко. Но, главное, я вижу в этом облике некоторую точку соприкосновения с нашим прошлым, с богатейшим наследием нашей истории и культуры. Традиции народа, несомненно, сохраняются и в народном костюме.
— Вы предполагаете, что в идеальном варианте все православные должны ходить в народной одежде?
— Нет, конечно. Наша задача заключалась в том, чтобы уйти от повседневности, от будничности. Джинсы в моем понимании — это звено цепочки, в которой есть и другие звенья: голый пупок, простите, откровенно обтянутый зад, пирсинг, сигарета, банка пива, тату, «боевая раскраска» на лице и так далее, со всеми вытекающими последствиями. От этого надо уходить! Все это я могу увидеть в повседневной обстановке — в транспорте, на улице, а национального костюма не увижу. Поэтому хотелось бы уже на визуальном уровне выделить наши вечера из других подобных. На спортивном мероприятии тоже будет свой дресс-код — спортивный костюм и спортивная обувь.
— Около четырехсот билетов на вечер «Под покровом Петра и Февронии» разошлись в считанные дни. Очевидно, что какое-то количество желающих не смогло попасть к вам. Не планируете ли Вы сменить площадку на более обширную?
— Да, конечно, планируем. Более того, уже достигнуто соглашение о том, что на будущий год, если Господь сподобит, вечер знакомств будет проходить в Измайлово. Все будет выглядеть вполне естественно и гармонично, тем более антураж там вполне соответствует народному стилю.
— А есть примеры эффективности таких встреч? Нашел ли на них кто-то свою половинку?
— Да, есть. На вечере «Под покровом Петра и Февронии» была одна молодая пара, супруги которой познакомились на Рождественском молодежном вечере. С другой стороны, форсировать события не стоит, «семь раз отмерь — один отрежь», говорит народная мудрость. Поэтому православные юноши и девушки, прежде чем сделать столь ответственный шаг, думаю, хотят проверить свои отношения. Благослови их Господь!