Православная газета г. Екатеринбург | 04.09.2006 |
С самого раннего детства Иван отличался сердечностью, скромностью, молчаливостью, простотой и ясностью ума. Рано обнаружилась в нем любовь к уединению и молитве. Первый знак Божиего благоволения, почивавшего на чаде, отец Ивана получил еще за год до рождения сына. Старец Киево-Печерской Лавры Парфений встретил его такими словами: «Блаженно чрево, родившее монаха». А сам преподобный любил вспоминать такой случай из своей жизни. Однажды в праздник пришлось ему, тогда еще молодому купцу, по необходимости перевесить товар. Внезапно перекладина, на которой были утверждены весы, обрушилась, и Ивану грозила неминуемая гибель. Но железное коромысло весом в 15 пудов упало, не задев его. С тех пор он дал обет не работать больше в праздники и страх Господень еще более укрепился в его душе.
Несмотря на достаточные средства Иван с юности довольствовался грубой пищей и одеждой, стесняя себя во всех отношениях. Он часто посещал церковь, пел на клиросе. Желание уйти в монастырь уже созрело в нем, но он ожидал особого указания Промысла Божия. Уступая отцу, Иван несколько раз сватался, но все эти попытки расстраивались: Господь явно хранил Своего избранника для высшего служения. Когда ему исполнилось 36 лет, Иван в последний раз съездил посмотреть невесту, которая не пришлась ему по душе. После этого он твердо решил оставить мир.
В 1837 г. Иван приехал в Оптину, где был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит. Он с усердием исполнял данные ему послушания, неопустительно посещал все богослужения, возгревал дух молитвой и сохранял расположение ко всей братии, чем вскоре заслужил любовь и уважение.
Не без искушений жил будущий старец в безмолвии скита. Позднее он вспоминал: «Шел я однажды по дорожке вдоль скитской ограды. Ай, махнуть через ограду? — мелькнул помысл. Но, образумившись, подумал: да уж если уходить, так ведь и ворота не затворены. Такое, хоть и нечаянное противоречие помыслу, с призыванием помощи Божией, ослабило брань».
В 1854 г. преподобный принял постриг в мантию и с тех пор безмолвие постепенно становилось его естественным состоянием. Большую часть времени преподобный Исаакий проводил в умном делании и чтении трудов святых отцов. Через четыре года, по настоянию своего духовного отца, он был рукоположен в иеромонаха. А еще через два года зашла речь о кандидатуре отца Исаакия на место уже престарелого настоятеля Оптиной архимандрита Моисея. Преподобный не желал столь высокого места, но благословению митрополита Филарета не мог противиться.
32 года, до самой кончины, длилось настоятельство преподобного Исаакия. В историю Оптиной он вошел как многопопечительный строитель: он возвел новые монастырские корпуса и гостиницы для паломников, обновил храмы, завершил строительство водопровода. По его молитвам доходы монастыря стали ощутимо увеличиваться и не оскудевали все время его настоятельства, а принял он обитель, как сам вспоминал, «с одним гривенником».
Но, обращая большое внимание на внешнее благоустройство монастыря, преподобный еще большее попечение имел о внутреннем благоустройстве его насельников: сам следил за строгим соблюдением церковного устава и благоговейным отправлением служб, чинным поведением в храме и неопустительном его посещении. Старался смирять иноков, если замечал за кем гордость или тщеславие, а особенно искоренял дерзость и упрямство, вплоть до выселения из обители (в крайних случаях). Дурной пример, по мнению старца, мог очень сильно отразиться на немощных. Сердечно же раскаявшихся настоятель всегда прощал и благословлял.
Молитва всегда была на устах преподобного Исаакия. Службы он посещал постоянно, не пропуская ни одной, до самой смерти. Так, в трудах и заботах о вверенной ему братии, дожил преподобный до старости. Здоровье его стало заметно ослабевать, а в 1894 г. у него началась предсмертная болезнь. Он был покоен духом, хотя готовился к исходу из жизни не без страха: «Страшно умирать, — говорил он. — Как явлюсь перед лицом Божиим и на Страшный Суд Его? А сего не минуешь». 22 августа 1894 г., 85-ти лет от роду, старец мирно почил. Тело его было с честью погребено множеством монашествующих и мирян, а святая душа воспарила в Обитель Отца Небесного в вечную блаженную жизнь.
ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ СТАРЦА ИСААКИЯ
— О смирении и терпении: «Смирение — это высота», «Вот так-то будет лучше — повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем тебе будет хорошо и радостно».— Как победить гордость: «Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».
— О скорбях: «Какие у нас скорби, у нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом».
— Как жить: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо», «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных».