Русская линия
Washington ProFile04.09.2006 

Черный Ислам

Черные мусульмане в Америке появились еще в начале 16 века, когда рабов-мусульман привозили в Америку из Африки. Однако в начале 20 века «черный» Ислам приобрел новые качества — в это время возник черный национализм, и Ислам стал понемногу становиться религией протеста.

Первые сведения о том, что в США были доставлены черные рабы, исповедующие Ислам, относятся к 1501 году (некоторые ученые-мусульмане доказывают, что мусульманские мореплаватели достигли Америки раньше Колумба, а в языках индейцев есть арабские слова — эти теории скептически воспринимаются большинством историков). Различные исследователи приводят разные данные о том, сколько чернокожих мусульман в итоге осело в США. К примеру, историк Аллан ОстинAllan D. Austin называет число в 40 тыс., Сильвен ДиуфSylviane Diouf предполагает, что в Америку (то есть, во все страны, ввозившие рабов из Африки) попало 2.25 -3 млн. мусульман. Однако исламские традиции и религию сохранили лишь единицы из них. Ныне идеологи распространения Ислама среди черной общины США заявляют, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев. Известный политолог Дэниел ПайпсDaniel Pipes в статье, опубликованной в журнале National Review, сделал следующий вывод: для чернокожего жителя США шансы на принятие Ислама в 100 раз больше, чем для белого.

В 1913 году была создана первая «черная» мечеть — Муришский Научный Храм в штате Нью-Джерси: она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды черного национализма. Эту идеологию подхватило созданное в 1931 году движение «Нация Ислама"Nation of Islam, известная также под названием «Черные Мусульмане"Black Muslims. Первые три десятилетия существования это движение было достаточно маломощным и маловлиятельным. Ситуация кардинально изменилась в начале 1960-х годов, когда в США набрало силу движение за отмену сегрегационных законов, которым руководил священник Мартин Лютер КингMartin Luther King. Чернокожие американцы добились отмены расистских законов, действуя ненасильственными методами. Впрочем, движение за равноправие сопровождалось волнениями в черных гетто, некоторые из которых переросли в бунты (так, например, было в Детройте в 1967 году). Идеология неформальных лидеров волнений была крайне близка к идеям, которые пропагандировала «Нация Ислама».

«Нация Ислама» в 1960-е годы стала влиятельной и мощной организаций, однако тогда наметился раскол между чернокожими исламскими националистами и приверженцами более ортодоксальной формы суннитской ветви ислама. Одним из самых знаменитых лидеров афроамериканских мусульман был Мальколм ЭксMalcolm X, сменивший христианское имя на мусульманское Эль-Хаджи Малик Эль-Шабазз, блестящий оратор и великолепный организатор, выступления которого были насыщены воинственной риторикой — он выступал за возвращение достоинства черной расы и требовал наказания белой расы, виновной в многовековом угнетении черных (кроме всего прочего, он отказывался использовать американский паспорт, считая, что это противоречит Исламу). В начале своей деятельности он выступал как представитель «Нации Ислама». В 1965 году он намеревался покинуть эту организацию и присоединиться к движению ортодоксальных суннитов. Однако этого не произошло: он был убит своими же братьями-мусульманами, посчитавшими его изменником. После своей смерти и, особенно, после посмертного издания мемуаров «Автобиография Мальколма Экса"Autobiography of Malcolm X он стал одним из героев афроамериканской молодежи.

В 1975 году, после смерти своего лидера Элия МухаммадаElijah Muhammad, «Нация Ислама» раскололась. Сын Мухаммада возглавляет течение приверженцев ортодоксального суннизма, чья популярность все более растет. А «Нация Ислама» сохранила свое влияние, но все больше воспринимается как маргинальная группировка с экстремистской риторикой, костяк которой составляют бывшие преступники. Показательно, что большинство чернокожих мужчин принимают Ислам не в обычной мечети, а в тюрьмах, во время отбывания наказания. Ее лидером стал Луис ФарраханLouis Farrakhan (подлинное имя Луис ВолкоттLouis Eugene Walcott), которого до террористических атак 11 сентября 2001 года большинство американцев считали самым известным мусульманином мира. Фаррахану принадлежит показательная цитата: «Бог уничтожит Америку руками мусульман».

В 2002 — 2003 годы произошли два инцидента, которые можно увязать с радикализацией черных мусульман. В 2002 году был арестован «вашингтонский снайпер"Джон Аллен МухаммедJohn Allen Muhammad (он же Джон Аллен ВильямсJohn Allen Williams), ветеран войны с Ираком 1991 года и бывший член «Нации Ислама», убил или ранил 16 человек. Он был арестован после того, как потребовал $ 10 млн. за прекращение охоты на прохожих. Мухаммед был приговорен к смертной казни. На суде не было предъявлено доказательств того, что его религиозная принадлежность сыграла какую-либо роль в совершенных им преступлениях.

В 2003 году, через две недели после начала вторжения в Ирак, американский военнослужащий Хаса АкбарHasan Akbar (урожденный Марк КулсMark Fidel Kools) открыл стрельбу и начал бросать гранаты в своих однополчан (его часть была расквартирована в Кувейте). Это произошло ранним утром, когда в лагере практически все спали. Акбар убил двоих и ранил 14 военнослужащих. В 2005 году Акбар был приговорен к смертной казни. Он стал первым американским солдатом со времен Вьетнамской войны, осужденным за нападение на другого солдата. На суде, по сообщению агентства Associated Press, были зачитаны отрывки из его дневника: как оказалось, в 1997 году Акбар записал следующее: «Моя жизнь не будет полной, пока Америка не будет разрушена».

http://www.washprofile.org/ru/node/5307


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика