Невское время | Сергей Некрасов | 04.09.2006 |
К обряду пострижения в монахини Лариса шла долго и осознанно. Поэтому когда ее нарекли сестрой Вениаминой, она вздохнула легко и свободно, будучи уверенной, что отныне ее прежнее мирское имя — Лариса Николаевна Фалькова — согласно христианским канонам кануло в Лету и существует только в паспорте. Для мира Божьего отныне она — сестра. Хотя правильнее будет сказать: матушка.
Всем, кто прибился к созданному ей дому, она старается стать настоящей матерью, заботясь о том, чтобы ее подопечные научились тому, что должен получить каждый ребенок в нормальной семье.
ДОМ МИЛОСЕРДИЯ
— Попадая к нам из интерната или прямо из подворотни, они порой не знают элементарного, — объясняет Лариса. — Большинство из них имеют серьезные проблемы с психикой (характеризуя их, моя собеседница чаще всего употребляет слово убогенькие), поэтому велика вероятность того, что некоторые из них могут повторить путь своих родителей: наркоманов, неизлечимых пьяниц.Не допустить этого — такую задачу поставила перед собой сестра Вениамина, организовав в деревне Лосицы православную общину, которую местные называют просто: Дом милосердия. Но прежде Лариса закончила педагогический институт. Кроме этого за ее плечами училище культуры, где она изучала режиссуру. Была замужем, есть сын-студент. Однако решение посвятить себя больным и брошенным детям именно в чине инокини и подвигло ее на то, чтобы оставить семью и принять постриг.
— А как же сын? — трудно удержаться от этого вопроса.
— Он уже взрослый и способен о себе позаботиться сам, — следует бесхитростный ответ.
В общине пять коров, которые снабжают молоком всю колонию, поэтому сейчас главная задача — заготовить на зиму как можно больше сена. Не все с удовольствием делают эту работу. Детям хочется купаться, и они ждут не дождутся, когда можно будет бежать на речку. Сейчас в лагере живут 50 ребятишек. Практически все они из так называемых неблагополучных семей. Пьющим родителям недосуг заниматься своими чадами, поэтому заботу о них взвалила на себя сестра Вениамина.
ВДАЛИ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
— Я работала методистом в отделе народного образования, — рассказывала Лариса. — У нас в Красносельском районе было 40 школ и всего один интернат. Некоторые его воспитанники посещали занятия воскресной школы, которую мы организовали в начале 90-х. Собственно, тогда впервые и появилась идея попытаться помочь этим детям. Если не устроиться в жизни, то максимально адаптироваться к ней.В России со стародавних времен таких привечала церковь. Поэтому Лариса Николаевна ничего нового не изобрела, когда подумала, что для сохранения ребят, защиты их от негативного влияния улицы нужно прибиться к какому-нибудь монастырю. Но, увы, из этой затеи ничего не вышло: дети оказались слишком активными для обители.
Тогда возникла идея найти удаленное от цивилизации место. Им и стали Лосицы. Так семь лет назад община перебралась в Плюсский район, под крыло здешней церкви Митрофана Воронежского. В Печорском монастыре им подарили первую корову, которую здесь все зовут Печерянка.
Пришельцев в деревне приняли настороженно. В первый год пребывания даже сожгли заготовленное сено. Точно так же к ним отнеслось и большое педагогическое начальство. Не успела община устроиться, как в Лосицы нагрянула «группа товарищей», которые, исследовав быт и нравы новых колонистов, тут же назвали все, что делает Лариса и ее добровольные помощники, «шарлатанством и преступлением против детства». Кроме того, их обвинили в том, что они стараются прикарманить жилье, которое ребятам положено по окончании интерната. Обители было предложено стать государственным учреждением, чтобы все было по порядку и согласно духу инструкции. Тем не менее Дом милосердия выжил.
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО»?
Прибиваются сюда по-разному: кто из того же самого интерната, кого приветили в церкви, а потом отправили к сестре Вениамине. География — самая разная, но в основном это Питер, Великий Новгород, Калининград. В разное время года здесь живут от 30 до 60 человек. Свою задачу Лариса видит в том, чтобы научить подопечных отличать хорошее от плохого. Сделать это очень трудно. В их семьях нормой было пьянство, наркомания, а главным смыслом существования — поиск денег на очередную дозу. Убедить ребят, что есть другой мир, основой которого служит доброта, — труд великий…— Мы должны очень много говорить с ребятами, — излагает свою педагогическую концепцию сестра Вениамина. — Мы с ними фильмы смотрим и потом обсуждаем: кто хороший, кто плохой, кто любит по-настоящему, кто только притворяется. А еще мы песни поем. Многим ребятам нравятся бардовские песни: Городницкого, Визбора, Кукина, Клячкина.
Приносит ли это свои положительные результаты? Моя собеседница уверена: да. При этом Лариса Николаевна считает: главное, чтобы ее подопечные научились радоваться жизни, не впадали в депрессию.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?mday=3&mon=8&year=2006&art=250 788 933