Вера-Эском | Вера Абраменкова | 01.09.2006 |
В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют 23,3% населения страны. По мнению ученых и экономистов-аналитиков, дети — будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. Каково состояние этого «ресурса» в России?
Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает негативные изменения по многим параметрам психологического статуса ребенка, его здоровья.
1. Известно, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, Россия с 2004 года занимает первое место в мире по детскому табакокурению, выбирается на 1-е место по алкоголизму, прежде всего пивному (за последние несколько лет!!), а также наркотической и другим зависимостям (аддикциям), включая все виды так называемой «экранной зависимости» — телемании, виртамании (компьютерную игровую), интернет-мании. Все эти виды аддикций сформированы прежде всего бесконтрольным распространением информационных технологий, рекламы, зрелищных мероприятий и т. п. безо всякого учета психологии ребенка. (Для ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов характерны спонтанная способность к запечатлению и длительному сохранению визуальных и др. образов — так называемое «последействие». То есть если на чистое детское сознание, как на фотопленку, попадает образ, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик (радость, испуг, потрясение и пр.), то он имеет силу воздействия в течение длительного времени, иногда сохраняется всю жизнь).
Вот конкретные ситуации. Вышел новый детско-подростковый журнал «Ведьма» с подзаголовком «Любовные чары» — с заклинаниями, рецептами колдовства типа «Как приворожить нового поклонника» и пр., описанием оккультных приемов с элементами черной магии.
Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость потусторонними силами — вот возможные последствия подобных практик детьми. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах.
Идет полным ходом демонизация сознания детей через одежду с изображением нечистой силы, игрушки- демоны, игрушки-монстры, т. е. символические изображения нечистой силы, несущей физическое, душевное, духовное помрачение. В руках ребенка это становится страшной, ужасающей, губительной силой. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда.
2. Еще о детских периодических изданиях. В конце 90-х в судебном порядке было возбуждено дело против журналов «Кул» («Cool») и «Кул-гёл» («Cool-girl»); речь шла об 11-летней девочке из хорошей семьи, получившей жестокую психотравму после прочтения в журнале статьи о технике мастурбации, которую рекомендовали «психологи» журнала. В рубрике «Доставь себе удовольствие!» было изложено пособие по мастурбации для детей, а рядом — якобы письмо мальчика, 11 лет, о его неудачном совокуплении с крольчихой в деревне у бабушки.
Через подобные издания осуществляется фактически интеллектуальное растление. Тогда отсутствие законодательной базы не позволило удовлетворить иск матери, и ответом издателей было появление серии новых журналов с рубриками: «Школа любви», «Сексуальная жизнь от, А до Я», «Супер-фотороман», «Интимный разговор» и др., с огромными по нынешним временам тиражами, впрямую направленными на сексуализацию детского сознания и общую деморализацию.
Детские журналы с огромными по сегодняшним меркам тиражами — «Cool» и «Cool-girl», «Молоток», «Я — молодой», «Классный журнал», «Вот так!», «Браво» и др. — публикуют статьи, заметки, письма, фотографии о мастурбации, петтинге и неккинге (знаете, что это такое? Я — нет), половых гомосексуальных извращениях, скотоложестве и зоофилии, оральном и анальном сексе, сексе во время месячных, групповом сексе, инцесте и половом влечении к ближайшим родственникам, садомазохизме как норме, других извращениях. Они являются растлевающими даже для подростков, уже имевших сексуальный дебют, не говоря о тех, «кто еще не начал». (Для ребенка, особенно для мальчиков предпубертатного и пубертатного возраста, «безобидное», с точки зрения взрослого, эротическое содержание зрительных и иных образов может трансформироваться в жестко порнографическое, что способно вызывать сильнейшее сексуальное возбуждение, нанести серьезную психическую травму и привести к невротическому состоянию).
Исследования ученых показали, что влияние порнографии на детскую аудиторию ведет:
— к снижению контроля индивида по отношению к собственной сексуальной активности;
— к росту неконтролируемых, в том числе девиантных форм сексуального поведения вообще;
— к психопатологическим проявлениям;
— к аутодеструктивному поведению — суицидальным попыткам, наркомании, виктимизации, перверсии;
— к личностным духовно-нравственным нарушениям — склонности к актам вандализма, цинизму, жестокости (опросы малолетних правонарушителей показывают, что мотивами преступного поведения в значительной доле случаев было стремление повторить увиденное в телепередачах, на кассетах видео и в компьютерных играх);
— формируют готовность к проституции, вовлечению в сексуальные контакты сверстников и более младших детей.
Детские периодические издания — этот вид информации оказался без внимания органов контроля, он ничем не ограничен, и лишь обсуждаемый законопроект ставит заслон подобной информационной продукции.
3. Зрелищные мероприятия. Здесь следует также обратить внимание на типично детские образовательные сферы, такие, как школьные праздники (Департамент образования Москвы по требованию общественности, психологов и педагогов запретил празднование Хеллоуина в московских школах), и подобные мероприятия, содержащие и явное, и скрытое информационно-психологическое воздействие на детское сознание и порой наносящие вред духовно-нравственному развитию и здоровью детей.
К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных, чужеродных нововведений, подобных Дню святого Валентина и Дню всех святых, Хеллоуину, не имеющих ничего общего ни с нравственностью христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России. Если для первого «праздника» имеет место игра в любовь с первого класса школы (сексуализация сознания), то для второго — игра в смерть, т. е. танатизация детского сознания. Воспевание культа смерти здесь не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности.
Танатизация, т. е. патологическая поэтизация смерти, разрушения, пропаганда идеи никчемности жизни во многом привели к тому, что Россия, которая в начале ХХ в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики (53 ребенка на 100 тыс. человек). При этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница — возраст 5−6 лет!!! (Психосемантический анализ изобразительных средств Хеллоуина показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей — подростков-убийц и самоубийц: их навязчивым рисованием черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти, как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения).
4. Важнейшей составной частью культурной и образовательной среды для ребенка являются игра и игрушка, а также игровые сооружения (игровые сооружения для детей — от детских игровых площадок до так называемых «Диснейлендов» — представляют собой информационную продукцию и, как показывают исследования, часто способны оказывать весьма негативное воздействие на психический статус и развитие ребенка) для детей являются специфическим средством массовой информации. В них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение растущего человека, способы и средства его воспитания. Ежегодно в России распространяется около 10 тысяч различных видов игрушек, прежде всего иностранного производства. Среди них есть значительная доля предметов, наносящих физический, психологический и духовный вред ребенку. Антиигрушка — это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности и представляющее опасность для жизни и здоровья детей либо способное причинить вред их нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Антиигрушка — это не просто плохая игрушка, например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками могут выступать внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства; к этим игрушкам необходимо применять требования духовно-нравственного развития детей. Антиигрушка является транслятором духовного разрушения: одержания (психических заболеваний), неврозов и пр.
Посредством компьютерных игр, входя в общение с демоническими монстрами, вампирами, «инопланетянами» и другой нечистью, ребенок невольно уподобляется им и теряет защиту перед лицом болезней, страхов, одержания.
Игрушка — первый культурный предмет, который формирует многие смысло-жизненные установки ребенка, в том числе демографические установки. Сложная демографическая ситуация сегодня в России обусловлена не только разрушительным влиянием СМИ на детское сознание, но в том числе и игрушками, формирующими антиродительские, внесупружеские отношения в качестве предпочитаемой стратегии поведения. Ученые подсчитали, что около 90% современной литературы для детей и кинофильмов воспевают «детский бунт» против взрослых, и прежде всего против родителей.
Растет поколение, для которого семья не является убежищем от невзгод жизни, супружество и особенно материнство и отцовство не являются жизненной необходимостью. Отсутствие сегодня позитивных установок на семью у детей может привести и уже приводит к формированию негативного отношения молодежи к семье и браку, что не может не повлечь за собой еще большее падение рождаемости в России.
По данным международных организаций по народонаселению, в России к 2050 г. демографические потери составят 33 млн. человек, при этом число детей младше 15 лет сократится с 26 до 16 млн. Налицо катастрофическое старение нации. Наш Президент В.В. Путин в одном из выступлений сказал: «Через 15 лет нас будет меньше на 22 миллиона. Просто задумайтесь — это 7-я часть населения России. Если текущая тенденция сохранится, мы столкнемся с прямой угрозой существования нации».
Вера Васильевна Абраменкова,ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (лаборатории Психического развития в подростковом и юношеском возрастах), доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого- педагогического университета, член федерального экспертного совета по игрушке при Минобразования РФ.
http://www.vera.mrezha.ru/522/7.htm