Недавно вышли в свет две замечательные книги известного русского историка, много лет занимавшего должность декана исторического факультета Петербургского университета, профессора Игоря Яковлевича Фроянова, которые, вне всякого сомнения, заслуживают самого пристального внимания и пополнили золотой фонд русской исторической и педагогической литературы.
Первая книга вышла в свет в московском издательском доме «Парад» и называется «Драма русской истории: На путях к опричнине» (СПбГУ; отв. ред. Ю. Г. Алексеев. — М., 2007. — 952 с.). В предисловии к новой книге говорится о ее предназначении: «Эта книга имеет не случайное название — „На путях к Опричнине“. Оно, по мысли автора, указывает на относительно сложный и длительный характер предыстории этого учреждения. Вот почему нельзя согласиться с теми историками, которые искусственно укорачивают время формирования исторических предпосылок введения Царем Иваном IV Опричнины» [Фроянов И. Я. Драма русской истории. На пути к опричнине / СПбГУ; отв. ред. Ю. Г. Алексеев. М., 2007. С. 5].
Книга прекрасно издана и представляет собой солидный фолиант объемом почти в тысячу страниц. Она состоит из семи глав: «Завязка: ересь в Новгороде и Москве конца XV — начала XVI в.»; «„Великий временной человек“ Вассиан Патрикеев»; «„Муж зело мудрый“ Максим Грек»; «„Прозябе ересь“: Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой и другие»; «Рождение Святорусского Царства»; «Кульминация: Избранная Рада и ее политика»; «Развязка: введение Опричнины». В предисловии к монографии отмечается, что «книга выходит из печати в год 460-летия венчания на Царство великого князя Московского Ивана Васильевича Грозного, завершившего созидание самодержавной монархии в России». Автор посвятил свой труд «памяти строителей „Российского Самодержавства“, известных и безымянных» [Там же. С. 6.].
Книга профессора И. Я. Фроянова, вне всякого сомнения, привлечет внимание как профессиональных историков, так и широких кругов российской общественности. Дело не только в известности автора — одного из выдающихся современных отечественных историков, претерпевшего гонения в родном университете. Сама эпоха, которой посвящено исследование — время царствования первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного, — несмотря на то, что с тех пор прошло уже более четырехсот лет, до сих пор вызывает живой неподдельный интерес в обществе. Немногие историки берутся за столь сложную, противоречивую тему.
Работа историка представляет собой скрупулезное, основанное исключительное на научно установленных и критически проанализированных фактах и лишено публицистичности. Стоит, однако, подчеркнуть, что, несмотря на то, что монография является научной, читается она на одном дыхании. Собственно говоря, исследование И. Я. Фроянова посвящено не самой опричнине, а лишь путям к ней, т. е. объективным причинам, вызвавшим это спорное и дискуссионное в исторической науке явление. Как считает ученый, опричнина Грозного Царя была вызвана серьезной угрозой русской государственности и русской Церкви, сложившейся в современной Иоанну Грозному религиозно-политической обстановке (прежде всего со стороны новгородской ереси, известной из русских источников как «ересь жидовствующих»), и стала действенной формой самозащиты молодого единого Русского государства.
Говоря о научной новизне монографии, отметим, что ранее, начиная с начала XIX века, в многочисленных работах предшественников, посвященных царствованию Иоанна Грозного, как правило, грандиозная фигура первого русского Царя либо сознательно, либо, образно выражаясь, «из-за пошлой инерции мысли» были оболгана и принижена. Между тем, в работе И. Я. Фроянова, фигура Иоанна Грозного встает во весь свой исполинский положительный рост.
Отметим, что сразу же после выхода в свет новой книги И. Я. Фроянова, она, что и следовало ожидать, вызывала живейший интерес, прежде всего, в православно-патриотических кругах. Так, в частности, 21 июня 2007 года в Санкт-Петербурге по инициативе православного информационного агентства «
Русская линия» состоялось очередное заседание Санкт-Петербургского патриотического форума, которое специально было посвящено обсуждению новой монографии известного русского историка. Выступая на заседании форума, доктор филологических наук,
главный научный сотрудник Института русской литературы Российской Академии Наук (ИРЛИ РАН) «Пушкинский дом» В. Е. Ветловская подчеркнула, что «эта книга написана во славу русского ума, русского мужества, русской смелости; она — гордость русской истории и культуры» .
С яркой речью выступил и доктор философских наук, доктор экономических наук А. И. Субетто. Высоко оценив работу И. Я. Фроянова, Субетто отметил, что сегодня идеологическая, духовная война против Русского народа ведется и через извращение нашей истории, и поэтому, правдивая работа Фроянова — это «снаряд для нашей грядущей победы».
Также недавно в петербургском издательстве «Астерион» вышла книга И. Я. Фроянова «Молитва за Россию» (СПб., 2008). Это первая книга историка, представляющая собой результат его многолетнего публицистического труда: статьи, очерки, рецензии, интервью в газетах и журналах, радио- и телебеседы. Маститый ученый решил в своей новой книге обратиться к исторической публицистике, чтобы популяризировать открытые им истины русской истории. Читая книгу «Молитва за Россию», сразу чувствуется боль души автора, его мужество, его вера в Россию. Читатель сборника, вне всякого сомнения, ощутит жизнеутверждающую силу русского слова, русской истории. Важно отметить и то, что эта книга может служить великолепным пособием при организации бесед учителя с учениками в рамках курсов истории России, обществознания, правоведения.
В первой части книги представлены многочисленные статьи и заметки, касающиеся актуальных тем русской истории с древнейших времен до наших дней («Крещение Руси», «Российская история и современная политика», «Врата адовы не одолеют Церковь», «Роковой август», «Русская идея и русский вопрос» и другие, названия которых говорят сами за себя); во второй части содержатся интервью и выступления И. Я. Фроянова («Молитва за Россию», «Глобализм и судьбы России», «Революции и мифы», «Сталину удалось сделать то, о чем мечтал Данилевский», «Сталин и Грозный», «Бог Россию не оставит», «Яд ереси» и другие); в третьей части опубликованы теле- и радиобеседы ученого (на Петербургском и Ленинградском областном телевидении, на страницах радиогазеты «Слово», в рамках «Петербургского исторического клуба» на «Радио Петербург»). В приложении книги содержатся интервью Ю. П. Белова радиогазете «Слово» и статья А. Г. Арсеенко, посвященные жизни и научному подвигу И. Я. Фроянова.
В новой книге И. Я. Фроянов (в интервью газете «Советская Россия» (2000. 8 апреля. № 41 (11 936) под названием «Молитва за Россию»), в частности, особое внимание уделяет острой и до сих пор злободневной проблеме — проблеме бегства капиталов за границу. Историк отмечает, что это явление для России не новое. По свидетельству Фроянова, даже беглый взгляд на последний 300-летний отрезок нашей истории позволяет утверждать, что всякий раз смута на Руси оборачивалась для Запада невиданными барышами; капитал бежал на Запад во времена петровских реформ, в период отмены крепостничества, на рубеже XIX и ХХ веков, в преддверии социалистической революции, и т. д. [Фроянов И. Я Молитва за Россию. Публицистика разных лет / Отв. ред. Ю. П. Белов. СПб., 2008. С. 290−293].
Многие публицистические работы И. Я. Фроянова посвящены в целом проблеме идейной и духовной агрессии Запада против России, которая ведется, практически не прекращаясь, вот уже на протяжении множества столетий. И, что вполне естественно, сочинения историка вызывали и вызывают злобу и ненависть у его многочисленных противников, разделяющих либерально-космополитические идеи.
Сегодня агрессия Запада, по справедливому заключению ученого, облеклась в шкуру пресловутой глобализации, глобализации в западном, американском варианте, когда естественный процесс полностью управляется «из единого центра, именуемого „мировым правительством“» [Фроянов И. Я. Русская идея и русский вопрос (Советская Россия. 2006. 1 июля. № 74−75 (12 848) // Фроянов И. Я. Молитва за Россию. С. 226]. «Что касается русского народа, — утверждает Фроянов, — то он приговорен „мировым правительством“ к уничтожению. России в рамках „мирового порядка“ нет места» [Там же. С. 227]. «Из сказанного, — заключает историк, — следует, что Русский вопрос сегодня — это вопрос о том, как уберечь от гибели русский народ и Россию. Следовательно, это вопрос повседневной нашей деятельности. Причем деятельности отнюдь не частной или индивидуальной, а коллективной, соборной. Русские, соединяйтесь!» [Там же. С. 230].
Останавливаясь на сложных, переломных, подчас трагических моментах русской истории, ученый сохраняет, тем не менее, исторический оптимизм. И, как отмечает в предисловии к книге под названием «Историк-воин» Ю. П. Белов, это происходит потому, что «давая основные понятия философии русской истории — „русская идея“, „русский вопрос“, — он показывает, как в них отражалась непрерывная борьба великого народа за свою независимость, представляет ее конкретное содержание в наши дни» [Белов Ю. П. Историк-воин // Фроянов И. Я. Молитва за Россию. С. 11].
Особо отметим, что многочисленные исследования И. Я. Фроянова выдвинули его в число ведущих в нашей стране и за рубежом специалистов по истории русского средневековья. Со времен защиты в 1966 г. кандидатской диссертации его судьба неразрывно связана с Петербургским университетом, в котором он работает уже более сорока лет. И. Я. Фроянов — доктор исторических наук (с 1976 г.), профессор (с 1979 г.), заведующий кафедрой русской истории (1983−2002 гг.) и декан Исторического факультета ЛГУ-СПбГУ (в 1982—2001 гг.). Он является автором научных монографий: Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории (Л., 1974); Киевская Русь. Очерки социально-политической истории (Л., 1980); Города-государства Древней Руси (Л., 1988; в соавторстве с А. Ю. Дворниченко); Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь (Л., 1988; в соавторстве с Г. Л. Курбатовым и Э. Д. Фроловым); Киевская Русь. Очерки отечественной историографии (Л., 1990); Мятежный Новгород (СПб., 1992); Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы (М.; СПб., 1995); Рабство и данничество у восточных славян (СПб., 1996); Былинная история (Работы разных лет) (СПб., 1997; в соавторстве с Ю. И. Юдиным); Октябрь семнадцатого (Глядя из настоящего) (СПб., 1997); Погружение в бездну (Россия на исходе ХХ века) (СПб., 1999); Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя (СПб., 1999); Начало Христианства на Руси (Ижевск, 2003) и многих других научных трудов.
Ныне научная общественность все чаще обращается к концепции И. Я. Фроянова и созданной им в университете школы историков Древней Руси. Эта теория, выдержав в «доперестроечные» годы горы обвинений в «антимарксизме», «буржуазности», «забвении формационного и классового подходов», остается в русской исторической науке одним из наиболее плодотворных исследовательских направлений.
Как известно, самостоятельная позиция, независимость суждений в науке и жизни в разные исторические эпохи воспринимаются по-разному, но, как правило, в штыки. И если раньше И. Я. Фроянова обвиняли в отходе от марксистско-ленинской методологии, то ныне, в особенности за книги по новейшему периоду, его нередко называют «консерватором» и даже «реакционером». Однако это не смущает автора, не привыкшего поступаться свободой индивидуального творчества.
Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат исторических наук