Русская линия
Русская линия Борис Виноградов02.11.2009 

Борис Виноградов: Заработок профессора должен составлять 100−120 тысяч рублей в месяц
Политик прокомментировал заявление А. Фурсенко о том, что вузы должны сами думать о повышении своей конкурентоспособности

Борис Алексеевич Виноградов «Насчет разговоров „на износ“ — это просто демагогия. Структура рабочего времени вузовского преподавателя, если он действительно не занимается начетничеством, а занимается делом, должна состоять из трех частей. Первая часть — это учебная нагрузка, которая, на мой взгляд, у профессора ВУЗа не должна быть больше 250−300 часов в год, обязательно он должен вести научную работу. Я считаю, что из 250−300 часов в структуре нагрузки должно быть не менее 3-х аспирантов и докторантов», — заявил в интервью «Русской линии» известный российский политик, бывший замминистра образования России Борис Виноградов, комментируя заявление министра образования и науки России Андрея Фурсенко о финансировании науки и образования.

Как сообщает Интерфакс, А. Фурсенко считает, что финансирование науки и образования должно быть увеличено. Но при этом преподаватели вузов должны и сами думать о повышении своей конкурентоспособности и, как следствие, зарплаты. «Я принципиально не согласен, что у преподавателя должна быть спокойная работа. Такой в вузе никогда не было, нет и не будет. Работа — и обучение студентов, и научная — должна быть на износ», — отметил Фурсенко. «Я считаю, что средний уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов должен быть выше, но считаю, что все эти деньги должны быть заработаны», — добавил министр.

Как отметил Б. Виноградов, «научная нагрузка должна быть следующей: либо профессор выигрывает гранты, либо он ведет прикладные научные исследования с промышленностью». «Раньше это называлось — хоздоговорные работы. И третья часть нагрузки профессора и его научной группы, потому что профессор не может работать сам по себе, состоит в том, что он должен возглавлять научную группу, в которую входят аспиранты, докторанты и студенты (группа, примерно 8−10 человек). Я имею в виду, конечно не гуманитария, не экономиста, а профессора технического ВУЗа, который занимается тем, что превращает Россию в страну инноваций. Так вот третья часть нагрузки у него должна быть связана с инновационной деятельностью, с участием своими разработками в создании инновационных фирм, компаний, может быть, малых предприятий при ВУЗе. Это то, о чем говорил Президент Медведев. Вот такая должна быть структура нагрузки у профессора. В сумме это составит 700−800 часов в год плюс надо учесть необходимость его работы с литературой, т. е. потребность повышать квалификацию путем ознакомления с последними публикациями в стране и за рубежом по проблеме, которой он занимается. В итоге суммарная нагрузка получится 900−1000 часов в год. Такова нагрузка профессора, который работает творчески, продуктивно, „на полную катушку“, но без износа. При этом заработок его в этом случае должен составлять порядка 100−120 тысяч рублей в месяц. Из них 30−40 тысяч рублей он должен получать за учебную нагрузку. Тогда это будет достойная зарплата. Примерно такого же уровня должна быть зарплата у доцентов, работающих в его группе, а это 1−2 человека. Вот такая структура рабочего времени, и такая структура зарплаты позволит и профессору жить достойно, и стране идти по инновационному пути», — продолжил эксперт.

«Сегодня, к сожалению, зарплата профессора составляет около 20 тысяч рублей за учебную нагрузку. Я не могу сказать, что сегодня много профессоров ведут аспирантов, тем более докторантов. Я не могу сказать, что они ведут их успешно, поскольку требования к эффективности подготовки диссертаций не высокие, поэтому эффективность подготовки научных кадров не превышает 30%. Это общепризнанный показатель, когда число выпускников аспирантуры или докторантуры с защитой диссертаций в срок не превышает 30%. По техническим наукам ситуация в стране еще хуже, примерно 20−25%, т. е. только каждый четвертый человек защищает диссертацию в срок. Это говорит, во-первых, о том, что в аспирантуру и докторантуру идут недостаточно подготовленные кадры. Во-вторых, о недостаточном уровне ответственности научных руководителей за взятых ими аспирантов. В-третьих, это свидетельствует о плохих условиях работы и о том, что нет достаточной материально-технической базы для исследований и т. д.», — добавил политик.

министр образования Андрей Фурсенко «Учебная нагрузка сегодня дифференцируется по ВУЗам. В обычном, региональном ВУЗе без льгот учебная нагрузка профессора может составлять от 500 до 800 часов в год. И лишь в МГУ и еще 3−4 ВУЗах нагрузка профессора соответствует тем требованиям, о которых я говорю. Но при этом далеко не всегда профессора организуют научные группы, ведут активную научную работу, выигрывают гранты, участвуют в научных программах, занимаются научными исследованиями. В этом Фурсенко абсолютно прав. Научная деятельность в ВУЗах, к сожалению, значительно отстает от академической и отраслевой науки. В этом смысле надо, конечно, активизировать эту работу. Другое дело, что это кнутом не делается. Дело в том, что проблема высшей школы сегодня, с точки зрения кадрового состава, заключается в том, что деды учат внуков. Очень мало в высшей школе работает профессоров возраста максимальной работоспособности 35−50 лет. Таких профессоров очень мало, гораздо меньше, чем нужно для того, чтобы наука высшей школы была активной. Сегодня средний возраст профессора превышает 60−70 лет, а это тот возраст, когда уже больше занимаются организационной, руководящей работой, а не исследовательской», — отметил Б.Виноградов.

«Поэтому сегодня крайне важно, во-первых, улучшить структуру кадрового потенциала высшей школы. Во-вторых, обеспечить повышение эффективности работы системы подготовки научных кадров, которой министерство вообще не занимается, предпочитая заниматься демагогией. В-третьих, создать условия работы и повысить требования к ответственности как научных руководителей за подготовку научных кадров, так и преподавателей ВУЗов за работу в сфере научных исследований и инновационной деятельности. Вот то, что должны делать работники и руководители министерства вместо того, чтобы давать интервью», — подчеркнул Борис Виноградов.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=185706

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Доктор777    03.09.2011 12:45
Всё верно Вы пишете. Но реально профессора ВУЗов вынуждены работать именно " НА ИЗНОС" в нескольих ВУЗах. Главная задача – как бы выжить при этой нищей зарплате!!! А чтобы подготовить лекции, семинары, тесты, …. высокого качества учеб нагрузка ни в коем случае не должна превышать 250-300 час. Нужна новая рыночная стратегия и планировка учебного процесса, нацеленная именно на качество обучения. к сожалению сверхвысокие часы + нищая зарплата = низкий уровень подготовки специалистов. При "социализме" доцент получал 320 руб. + хоздоговорные нир 100-200 руб = 420-520 руб. Сегодня это можно приравнять к 100-120 тыс. руб. Зарплата доцента при социализме приравнивалась к зарплате начальника отдела крупного министерства.
Вывод:
совершенно ясно – без поднятия зарплаты + налаживания оптимальной нагрузки нельзя требовать повышения качества обучения! Да и весь мировой опыт свидетельствует об этом.
  Руслан Ф.    08.11.2009 22:01
Думаю Фурсеноко надо дать хотя бы по 0.5ставки пусть даже доцента. Поработают годик другой и будут реальней оценивать понятие нагрузки в ВУЗе и поймут что такое научная работа. Уверен что через годик кардинально изменят свое мнение)))).

Отрывок из статьи:
//
Я не могу сказать, что сегодня много профессоров ведут аспирантов, тем более докторантов. Я не могу сказать, что они ведут их успешно, поскольку требования к эффективности подготовки диссертаций не высокие, поэтому эффективность подготовки научных кадров не превышает 30%. Это общепризнанный показатель, когда число выпускников аспирантуры или докторантуры с защитой диссертаций в срок не превышает 30%.
//
Посмеялся. А как профессору то заинтересовать человека обучаться в аспирантуре? Как ? Стипендия – 1700р. Общага – надо постараться чтоб дали. Пусть даже дадут ставку ассистента – 5000тр. Хороший расклад?
Защищают три группы людей диссертацию (лично мое мнение из наблюдений):
1) те которых обеспечивают родители и они ни о чем не парятся;
2) те которые совмещают учебу с работай, зачастую на износ:
2а) учатся ради карьеры, ради звания;
2б) необъяснимая тяга, обычно не могут ответить зачем им это надо;
3) полные фанаты – я думаю есть такая группа лиц, но сам не встречал.

Наука? ))) Тут вообще молчу.

Короче, мое мнение, обидно очень читать такие статьи и слушать людей сверху.
ПС. Через 3-5 лет в России не будет и так вымирающего высшего технического образования. А понятие ИНЖЕНЕР (которое уже ничего не значит) вообще будет ругательством.

ПС2 (просто вспомнилось). Стою на таможенном контроле (или просто паспортный контроль) на самолет в аэропорту. Передо мной стоит отец с сыном (сыну лет 5-7), стоим целый час. Ребенок начинает капризничать как раз при подходе к окошечку. Подходят они к окну значит дают документы. Сумка проходит рентген и там что то не понравилось, начинают сумки рыть и т.п. Ребенок окончательно орет и тут отец произносит фразу, которую я запомнил: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЛАЧЬ, ТЕРПИ И ГОРДИСЬ ВЕЛИКОЙ И МОГУЧЕЙ РОССИЕЙ.
Можно такую надпись сделать на расчетных листочках, которые бухгалтерия выдает работникам ВУЗа.
  Каплин П.В.    03.11.2009 07:28
Очень однобокий взгляд… Недавно написал заметку в блог об исторической науке, 10 лет в ней все-таки:
http://kaplin-pavel.livejournal.com/9129.html#cutid1
Я делал всё, что рекомендуется, ожидается – не работает. Если есть у кого-то примеры того, что всё написанное работает – отпишитесь, пжлста.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru