Православная газета г. Екатеринбург | 31.08.2006 |
Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили отца, что его сын получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили в вере. После того, как юноша исповедал Христа Истинным Богом, братья помолились о нем и глаз исцелился. При виде этого чуда жрец также уверовал.
Когда постройка храма была завершена, святые братья собрали помогавших им христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил бывшего жреца с сыном и еще 300 христиан к сожжению. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей. Через много лет их святые мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь.
Святые мученики Флор и Лавр особенно почитаются верующим русским народом как покровители домашнего скота.
Из жития святых мучеников Флора и Лавра мы видим, что они, будучи каменотесами, при всех своих житейских занятиях достигли Царствия Небесного и даже удостоились мученического венца за Христа. Занимаясь своим ремеслом, они прежде всего заботились о славе Божией, обращали ко Христу неверных, благотворили бедным, жили богоугодно. А мы — не часто ли жалуемся на то, что наши занятия препятствуют нам угождать Богу и заботиться и спасении своей души? Но как же достигнуть того, чтобы дела мирские не препятствовали делам духовным? Ответ на этот вопрос мы найдем в изречении Господнем: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
В этом изречении заключаются две мысли: скрытая и открытая. Открытая мысль: прежде всего нужно искать Царствия Небесного. Мысль скрытая: после не возбраняется искать и некоторых других жизненных предметов. То есть слова Христовы показывают нам ту истину, что с успехом можно упражняться в духовной жизни, и в то же время, без ущерба для этого, заниматься делами земными, необходимыми: зарабатывать на хлеб насущный, исполнять свои обязанности, приобретать необходимые знания и т. п., но чтобы все это мудро и праведно употреблять во славу Божию и на благо людей.
Тайна успеха в делах заключается в том, чего мы будем искать прежде, какое дело у нас пойдет вперед других, что будет господствовать в наших мыслях, желаниях и стремлениях, или, как говорил один древний старец, что будет у нас делом, а что поделием. Если дело спасения души будет у нас первенствовать между прочими делами, если именно это мы будем считать делом, истинным и важным, а все земные дела — поделием, занятием второстепенным, то эти земные заботы и дела не будут нам препятствием для подвигов духовных. Если же мы прежде всего будем стараться обеспечить себя в материальном плане, прежде всего будем желать успеха в делах мирских, а потом уже заботиться о небесном, и дело благочестия у нас будет лишь досугом от мирских забот, — это значит, что мы исказили, перевернули порядок, предписанный словом Господним, это значит, что мы не на пути к Царствию Небесному.
Итак, спросим себя: что у нас на уме и в сердце прежде всего и более всего? Какая первая мысль возникает у нас в голове, когда мы просыпаемся утром: слава Богу, благослови, Господи, этот день, или — что приготовить на завтрак и как нарядиться на работу? Это простое испытание покажет нам наше внутреннее расположение. И если оно не соответствует словам Господним и званию христианина, поспешим изгнать из наших мыслей и сердца привязанности земные и утвердить их в стремлении к Богу, чтобы Царствие Небесное было постоянной, никогда не теряемой из вида нашей целью, как было оно целью жизни прославляемых ныне святых мучеников Флора и Лавра.