Парламентская газета | Сергей Михеев | 31.08.2006 |
Ну, а что касается особняков, то здесь все ясно без всяких экономических теорий: обанкротились ведь простые рабочие, а хозяева наверняка стали еще богаче.
а борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и «Санта-Барбара» в придачу), романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком со множеством присущих подобным местам мотивов, начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов.
Но кое-что досталось и борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры — Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня — икона Спасителя.
Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров шириной и 3 метра 20 сантиметров высотой): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в «медицинских показаниях». Это намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.
«Оглавный» лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напротив иконы — древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением «неверных царств», всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью… Согласно преданию автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской православной церковью. Он прославился не только тем, что писал иконы: был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.
Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и служба в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистической власти подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?
А случилось вот что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.
Много раньше того в жизни Борисоглебской слободы был еще один не слишком благостный период. После взятия Казани Иван Грозный лояльных ему татарских мурз с их холуями определил на поселение в Романов и в Борисоглебскую слободу. Татарам не запрещалось хранить свою веру; они строили вблизи храмов свои дворы, ребятишки во время службы бросали в верующих каменья, стреляли в кресты из луков, позорили и лаяли попов. Но Спасителя трогать и хулить не решались — они боялись Его как черти ладана. После, кстати, многие из них перекрестились, и из «романовских» татар вышел знаменитый княжеский род Юсуповых.
По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он «идет» в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день. Ведь Спаситель должен благословить каждую церковь романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).
Нести Спаса в течение 7 часов — труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, вы вряд ли дождетесь жалоб и сетований. Для людей эта работа — радость. Вообще для Романова крестный ход со Всемилостивым Спасом — большой праздник (на борисоглебской стороне такого подъема в людях не наблюдается — большинство обывателей следят за экзотическим зрелищем с ленивым удивлением), хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается, между прочим, несколько сотен человек!) сытным обедом.
Возвращается Спаситель на свое обычное место, напротив Страшного суда, уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.
Всемилостивый Спас, кстати, — не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви, находится икона с удивительным названием «Прибавление ума». Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился, и, после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает «Прибавление ума» и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.
Чудо? Но ведь сколько чудес — значительних и маленьких — происходит в других русских городах и весях!..