Русская линия | Евгений Марченко | 23.10.2009 |
«Мы должны понимать, — продолжил свой комментарий Евгений Марченко, — что на сегодняшний день СМИ — это коммерческие структуры, которые зарабатывают деньги, причем большие деньги. Между ними существует жесткая конкуренция, они борются за рейтинги. А когда речь идет о бизнесе, о получении максимальной прибыли, о том, как бы больше заработать, то нравственность отходит на задний план. Пока СМИ руководствуются такими установками, мы не сможем заставить их подписать ограничивающий их договор. Такой договор им просто не нужен. Им нужны развязанные руки, чтобы как можно больше зарабатывать, в том числе и морально разлагая наше общество. Как говорится, деньги не пахнут, и поэтому СМИ ничем не гнушаются. Единственно, чем мы можем ограничить СМИ, — это законом. В свое время в Государственной Думе была предпринята попытка внести соответствующие поправки в закон о СМИ, но они не прошли, потому что руководство телеканалов обладает серьезным политическим, административным и финансовым ресурсом, который использует для того, чтобы такой закон никогда не был принят. Идет постоянное противодействие законодательному урегулированию СМИ. И это очень серьезная проблема».
«Хорошо, что в Рязанской области появились люди, которые подписали такое соглашение. Хорошо, что этот процесс начался с регионов. Но мне кажется, что проблему невозможно будет решить, пока не принят закон, пока СМИ преследуют финансовые интересы, пока рейтинг является единственной оценкой их деятельности. Ведь чем выше рейтинг, тем дороже стоит реклама, а значит больше прибыль. Пока существует такая цепочка, решить проблему будет практически невозможно», — считает депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
«Многие люди отказываются от просмотра нашего телевидения, — продолжил он, — именно из-за того, что оно стало неинтересное, пошлое, безнравственное, аморальное. Кто-то переходит на спутниковое телевидение, кто-то узнает новости из газет, кто-то из Интернета».
«Телевидение связано с одним парадоксом. Если мы возьмем три наших центральных телевизионных канала, то на них в той или иной степени есть участие государства. Возьмем, к примеру, канал НТВ. Учредителем этого телеканала является коммерческая структура Газпром-Медиа, которая принадлежит государственной корпорации Газпром. Газпром-Медиа, являясь собственником НТВ, определяет его редакционную политику. В этом и заключается парадокс: канал имеет преобладающее государственное участие, но его редакционную политику определяет коммерческая структура. Казалось бы, такой канал должен представлять государственные интересы, но фактически он занят исключительно зарабатыванием денег. Поэтому он „пожелтел“, стал безнравственным, аморальным, глупым и пошлым. То же самое и с другими каналами. Например, контрольный пакет „Первого канала“ принадлежит государству. Проблема заключается в том, что в редакционной политике центральных каналов, которые являются государственными, поскольку государство либо напрямую, либо через аффилированные структуры является собственником этих каналов, интересы государства и общества никак не отражаются. Во главу угла их деятельности поставлена коммерческая прибыль, ими овладела жажда наживы. Своей основной задачей телеканалы считают получение максимальной прибыли. Но так быть не должно», — выразил уверенность Евгений Марченко.
«Я считаю, что раз государство является собственником телеканалов, то оно должно не только получать прибыль с этих каналов, но также должно влиять на их редакционную политику, чтобы в ней были отражены интересы государства и общества. Редакционная политика должна включать пропаганду семьи, нравственности, патриотизма, без которой невозможно нормальное развитие гражданского общества. А по факту получается, что на телевидении есть новости, где отражается политическая жизнь страны, а вне границ новостных программ менеджерам и руководству каналов позволено делать все, что они хотят. С таким положением вещей я абсолютно не согласен. Складывается впечатление, что существует некая договоренность между государством и руководством телеканалов: телевидение обязано освящать в новостях деятельность руководства страны, политическую жизнь, а взамен они могут показывать все, что хотят, лишь бы это давало максимальную прибыль. Но это в корне неверно», — считает депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
«Руководство телевизионных каналов рассматривает телевидение, прежде всего, как коммерческую структуру, которая должна зарабатывать деньги. Их не интересует тот факт, что телевидение должно нести государственную, гражданскую, социальную функцию, заниматься пропагандой здорового образа жизни, нравственности, патриотизма. Поэтому я считаю, что телевизионные каналы не должны быть коммерческими структурами. Приоритетной задачей телеканалов должно быть не получение максимальной прибыли, а пропаганда нравственных, государственных ценностей, патриотизма, чтобы через нее шло воспитание нашего общества. Прибыль не должна стоять на первом месте. Она должна находиться после основополагающих вещей. А то сейчас получается, что рейтинг и прибыль занимают первое место в списке ценностей для телеканалов. Телеканалы показывают всякую грязь, лишь бы заинтересовать людей и повысить свой рейтинг. Поэтому и нужен закон, который бы ограничивал их вещание. Должна быть введена некоторая нравственная цензура, должен быть нравственный отбор контента, каналы должны перестать быть коммерческими структурами, их надо национализировать. Только тогда, когда телеканалы будут чисто государственными и будут входить в качестве, скажем, структурного подразделения министерства культуры, мы получим нормальное, здоровое телевидение», — выразил уверенность Евгений Марченко.
«Нам достался телевизионный бизнес с лихих 1990-х, — продолжил он. — Вся страна уже изменилась, перестроилась, а телевидение, каким было в девяностых годах, таким и осталось и поныне, даже еще хуже стало. Телевидение можно улучшить двумя путями. Во-первых, принять закон, запрещающий показ безнравственных передач. Во-вторых, необходимо национализировать телеканалы. Телеканалы должны стать структурным подразделением министерства культуры. Возможно, придется создать специальное министерство, например, министерство телевидения. Также необходимо создать нравственный совет на телевидении, что предлагал еще Патриарх Алексий II. А пока телеканалы действуют как фирма, как коммерческая структура, для которой главное — это получение максимальной прибыли, телевидение никогда не будет нормальным».
«У телемагнатов сильное лобби, влиятельные люди, которые блокируют нужные законы, ссылаясь на демократические ценности, свободу слова, на то, что Конституция запрещает цензуру. На этой волне они и пытаются выехать. Они прикрываются демократией. Но мы знаем, что во многих странах, имеющих многовековую историю демократии, на телевидении запрещена эротика и порнография, более того, многие телеканалы вообще отказались от рекламы. Для любителей „клубнички“ существуют платные каналы. На западных центральных телеканалах вы не увидите эротики и порнографии. Там за это взимаются большие штрафы. Я уверен, что наша страна поменяется в лучшую сторону, когда поменяется в лучшую сторону телевидение. Это взаимосвязанные вещи», — заключил Евгений Марченко.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=185566
Страницы: | 1 | |