Русская линия
Парламентская газета Юрий Махрин31.08.2006 

Вечное покаяние грешника

В центре села Пименово, что в 25 километрах от Курска, возвышается деревянная Введенская церковь с покосившимися от времени куполами.

— Видите, тропинка от ворот к входу в храм вьется не прямо? — спрашивает глава администрации Полянского сельсовета Александр Согачев. — Она, смотрите, огибает чугунную плиту. Под ней — могила человека, приносящего людям вечное покаяние.

Подходим к черной могильной плите. По краям вьется вязь замысловатого старославянского письма: «Погребено тело помещика Хрисанфа Сергеевича Ванина. Родился 10 марта 1806 года и 6 октября 1867 года скончался». А на самой плите начертано: «На пряхъ мой наступивший о душе моей помолишися».

Что бы это значило? За разъяснениями обращаюсь к богомолкам, спешащим на заутреню в храм. Все улыбаются загадочно и молча проходят мимо меня. Лишь одна прихожанка остановилась:

— Великий греховодник тот Хрисанф был! Какая бы девица в его деревнях ни шла под венец, а право первой ночи всегда оставалось за ним, помещиком-супостатом. Замаливая грех, построил вот эту церковь незадолго до смерти и повелел похоронить у входа.

Введенскую церковь недавно взял под опеку настоятель храма Свято-Троицкого храма Курска отец Александр. Уже изготовлены новые купола с позолотой. Собирались поднять их ввысь, да выявилось, что кровля храма истлела и ее надо менять. Вот что сообщил мне протоиерей, хорошо знающий историю Введенской обители и здешней деревни:

— Помещик Хрисанф, правду вам сказала прихожанка Татьяна, впал в первородный грех. Перед смертью попросил прощения у Бога, а перед людьми обрек свое тело на вечное покаяние. Такую вот необычную его форму избрал. Храм же грешник лишь обновлял на свои средства, возведен же он был до него.

Пименово и ныне село большое. Дома на улицах жмутся друг к дружке — так им тесно. А в те времена, когда владел поместьем Ванин, народу в его селениях проживало не одна тысяча человек. Свадеб ежегодно игралось худо-бедно — сто.

— Помещик давал молодым повеселиться на своей свадьбе, а ночевать молодую вели к нему, душегубу, — пояснила Татьяна Ивановна.

139 лет назад нашел свой последний приют у входа в Введенский храм помещик Ванин. Дольше века длится уже его покаяние перед людьми за грехи великие. Большинство прихожан, заметил я, обходят черную плиту стороной — по тропинке, окаймленной зеленой травой-муравой. Лишь немногие осмеливаются исполнить завещание помещика: «На прах мой наступивший о душе моей помолишися». Татьяна Ивановна прошла. Остановилась, сказала:

— Много деток от греховника-помещика народилось в Пименово и окрестных деревнях. Те, кто ведает, что в их жилах течет кровь Хрисанфа Ванина, не смеют топтать могилку прародителя. А мы, люди пришлые, идем прямиком, по чугунной плите, как и повелел раб Божий, чей прах покоится под ней.

Учитель местной школы, краевед, автор книги «Летопись Полянской округи» Юрий Дегтярев сообщил мне, что Хрисанф Ванин являлся губернским секретарем, в 1863 году на свои средства перестраивал Введенский храм и по смерти был похоронен у самого его входа без могильного креста, с одной чугунной плитой — так 139 лет и кается в страшном своем грехе

http://www.pnp.ru/archive/19 930 140.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru